Алексей Рябков: На российский рынок молока влияет два фактора
В сентябре 2017 года в Москве состоялось первое заседание “Молочных сессий”, которое организовали ИА Milknews и Союзмолоко. Более 70 представителей компаний молочного рынка приняли активное участие в обсуждении последних законодательных инициатив и тенденций отрасли. Алексей Рябков, директор по закупкам молока Danone Россия и СНГ рассказал собравшимся о тенденциях и прогнозах развития ситуации на рынке товарного молока в России.
Существует два фактора влияющих на российский рынок молока. Первый фактор – это мировой рынок в виде цен на биржевой молочный продукт. Он является лучшим индикатором баланса спроса и предложения на молоко. По данным Новозеландского аукциона Fonterra GBT за несколько лет наблюдений цены на сухое и обезжиренное молоко находятся на стабильном низком уровне. При этом другая динамика наблюдается с ценами на сыры, которые достигли среднего уровня и стабильны последнее время. Исключением являются цены на масло, которые достигли рекордных уровней.
В итоге, если сложить высокие цены на жир, низкие цены на белок и довольно стабильные цены на сыры, то заметно, что цена молока в мире находится в достаточно сбалансированном состоянии. Это обеспечивает нормальную ситуацию, как для производителей молока, так и перерабатывающей промышленности.
Аналитики агентства Rabobank со своей стороны провели анализ молочного рынка. Прогноз говорит о том, что ситуация будет смещаться в сторону улучшения баланса спроса и предложения. Предложение молока в мире, в ближайшие несколько кварталов, будет расти опережающими темпами. Если эти прогнозы верны, то цена белка, сыров и обезжиренного молока останется на таком же уровне, как и сейчас, но серьезные изменения произойдут в формировании цен на жиры и на масло.
В первую очередь, после такого роста цены не может не быть снижения спроса. И второе - это альтернативы в виде растительных жиров, цены на которые имеют тенденцию к снижению. Промышленное потребление масла во всем мире будет замещаться растительными жирами. Ведь далеко не во всех странных растительные жиры имеют такую плохую репутацию как в России. В итоге в скором времени следует ожидать падение цен на масло.
Второй фактор, влияющий на российский рынок молока – это баланс спроса и предложения в странах Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан). Во всех трех странах идет активный рост реализации товарного молока, более того этот рост ускоряется. На сегодня он составляет примерно 4.7% от показателей прошлого года.
По данным Росстата и таможни потребление молока в странах ТС растет, но этот процесс замедляется. Прирост потребления молока составил 1,4%. То есть, в настоящее время происходит изменение баланса более чем в 3%, что является очень значимой величиной. Уровень самообеспеченности товарным молоком, в этом году, в России рекордный – 82%. Этот рост продолжится, и в следующем году может составить от 84-85%.
Если такая ситуация сохранится, и не будет роста спроса на уровне роста предложения товарного молока, то цены на молоко либо упадут либо вырастут, но ниже уровня инфляции.
Следующий вопрос - это себестоимость производства молока. В Danone систематически изучают этот вопрос. Специалистов интересует и структура себестоимости и динамика. Исследования проводятся собственной ферме в Липецкой области, а так же учитываются данные по ряду поставщиков.
В этом году себестоимость производства молока оценивается в среднем в 23 рубля. При цене на молоко, по данным Росстат, в этом году - 26 рублей и субсидиях от государства в 2 рубля на килограмм молока – рентабельность выходит на уровень 20-25. Важно сопоставить и соизмерить динамику изменения цены молока, себестоимости и инфляции. В долгосрочном периоде видно, что динамика и средняя скорость прироста этих параметров сходны. Так, за шесть лет цена молока выросла в среднем на 10%, себестоимость - на 9% а инфляция составила в среднем 8%. Цена молока на рынке наиболее волантильна, то есть она меняется год к году в среднем в полтора раза сильнее, чем себестоимость молока и в два раза сильнее чем инфляция.
Мы в Danone предполагаем, если, например, мы могли бы договориться с поставщиками и менять цену молока при долгосрочных контрактах по себестоимости, то в итоге приходили бы к тому же результату, но долгосрочно. За то имели плавно растущую цену для себя и обеспечивали бы заданный и согласованный на начальном этапе – уровень рентабельности для хозяйств. Это сложная модель и использовать ее в каждом отдельном хозяйстве практически невозможно, поэтому в Danone предлагают к использованию инструмент, который предоставил "Союзмолоко" – индекс себестоимости производства молока RMCI.
Индекс себестоимости производства сырого молока (RMCI – Russian Milk Cost Index) отражает ежемесячное изменение (повышение или понижение) себестоимости производимого сырого молока под влиянием изменения ключевых статей затрат в структуре себестоимости (корма, оплата труда, амортизация, ГСМ, эл. энергия, курс валют и др.). Источником данных для расчета являются только общедоступные, регулярно обновляемые источники информации – данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального Банка Российской Федерации.
Модель и структуру этого индекса обсуждала вся рабочая группа. В итоге, если привязать ценообразование в будущем периоде к этому индексу, то получим фактически воспроизведение рентабельности у хозяйств в каждом следующем месяце и в течение всего контракта.
Ключевые эффекты, которые ожидают в Danone от внедрения этой модели ценообразования на молоко - это снижение волатильности цены на молочном рынке, повышение прозрачности ценообразования и предсказуемости ценового тренда и повышение экономической устойчивости и для производителей молока и для переработчиков.
В итоге, если сложить высокие цены на жир, низкие цены на белок и довольно стабильные цены на сыры, то заметно, что цена молока в мире находится в достаточно сбалансированном состоянии. Это обеспечивает нормальную ситуацию, как для производителей молока, так и перерабатывающей промышленности.
Аналитики агентства Rabobank со своей стороны провели анализ молочного рынка. Прогноз говорит о том, что ситуация будет смещаться в сторону улучшения баланса спроса и предложения. Предложение молока в мире, в ближайшие несколько кварталов, будет расти опережающими темпами. Если эти прогнозы верны, то цена белка, сыров и обезжиренного молока останется на таком же уровне, как и сейчас, но серьезные изменения произойдут в формировании цен на жиры и на масло.
В первую очередь, после такого роста цены не может не быть снижения спроса. И второе - это альтернативы в виде растительных жиров, цены на которые имеют тенденцию к снижению. Промышленное потребление масла во всем мире будет замещаться растительными жирами. Ведь далеко не во всех странных растительные жиры имеют такую плохую репутацию как в России. В итоге в скором времени следует ожидать падение цен на масло.
Второй фактор, влияющий на российский рынок молока – это баланс спроса и предложения в странах Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан). Во всех трех странах идет активный рост реализации товарного молока, более того этот рост ускоряется. На сегодня он составляет примерно 4.7% от показателей прошлого года.
По данным Росстата и таможни потребление молока в странах ТС растет, но этот процесс замедляется. Прирост потребления молока составил 1,4%. То есть, в настоящее время происходит изменение баланса более чем в 3%, что является очень значимой величиной. Уровень самообеспеченности товарным молоком, в этом году, в России рекордный – 82%. Этот рост продолжится, и в следующем году может составить от 84-85%.
Если такая ситуация сохранится, и не будет роста спроса на уровне роста предложения товарного молока, то цены на молоко либо упадут либо вырастут, но ниже уровня инфляции.
Следующий вопрос - это себестоимость производства молока. В Danone систематически изучают этот вопрос. Специалистов интересует и структура себестоимости и динамика. Исследования проводятся собственной ферме в Липецкой области, а так же учитываются данные по ряду поставщиков.
В этом году себестоимость производства молока оценивается в среднем в 23 рубля. При цене на молоко, по данным Росстат, в этом году - 26 рублей и субсидиях от государства в 2 рубля на килограмм молока – рентабельность выходит на уровень 20-25. Важно сопоставить и соизмерить динамику изменения цены молока, себестоимости и инфляции. В долгосрочном периоде видно, что динамика и средняя скорость прироста этих параметров сходны. Так, за шесть лет цена молока выросла в среднем на 10%, себестоимость - на 9% а инфляция составила в среднем 8%. Цена молока на рынке наиболее волантильна, то есть она меняется год к году в среднем в полтора раза сильнее, чем себестоимость молока и в два раза сильнее чем инфляция.
Мы в Danone предполагаем, если, например, мы могли бы договориться с поставщиками и менять цену молока при долгосрочных контрактах по себестоимости, то в итоге приходили бы к тому же результату, но долгосрочно. За то имели плавно растущую цену для себя и обеспечивали бы заданный и согласованный на начальном этапе – уровень рентабельности для хозяйств. Это сложная модель и использовать ее в каждом отдельном хозяйстве практически невозможно, поэтому в Danone предлагают к использованию инструмент, который предоставил "Союзмолоко" – индекс себестоимости производства молока RMCI.
Индекс себестоимости производства сырого молока (RMCI – Russian Milk Cost Index) отражает ежемесячное изменение (повышение или понижение) себестоимости производимого сырого молока под влиянием изменения ключевых статей затрат в структуре себестоимости (корма, оплата труда, амортизация, ГСМ, эл. энергия, курс валют и др.). Источником данных для расчета являются только общедоступные, регулярно обновляемые источники информации – данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального Банка Российской Федерации.
Модель и структуру этого индекса обсуждала вся рабочая группа. В итоге, если привязать ценообразование в будущем периоде к этому индексу, то получим фактически воспроизведение рентабельности у хозяйств в каждом следующем месяце и в течение всего контракта.
Ключевые эффекты, которые ожидают в Danone от внедрения этой модели ценообразования на молоко - это снижение волатильности цены на молочном рынке, повышение прозрачности ценообразования и предсказуемости ценового тренда и повышение экономической устойчивости и для производителей молока и для переработчиков.
Источник: Агровестник
1509635901
6110 просмотров
Также рекомендуем:
Комментарии