Алексей Рябков: На российский рынок молока влияет два фактора


В сентябре 2017 года в Москве состоялось первое заседание “Молочных сессий”, которое организовали ИА Milknews и Союзмолоко. Более 70 представителей компаний молочного рынка приняли активное участие в обсуждении последних законодательных инициатив и тенденций отрасли. Алексей Рябков, директор по закупкам молока Danone Россия и СНГ рассказал собравшимся о тенденциях и прогнозах развития ситуации на рынке товарного молока в России.
 

Существует два фактора влияющих на российский рынок молока. Первый фактор – это мировой рынок в виде цен на биржевой молочный продукт. Он является лучшим индикатором баланса спроса и предложения на молоко. По данным Новозеландского аукциона Fonterra GBT за несколько лет наблюдений цены на сухое и обезжиренное молоко находятся на стабильном низком уровне. При этом другая динамика наблюдается с ценами на сыры, которые достигли среднего уровня и стабильны последнее время. Исключением являются цены на масло, которые достигли рекордных уровней.

В итоге, если сложить высокие цены на жир, низкие цены на белок и довольно стабильные цены на сыры, то заметно, что цена молока в мире находится в достаточно сбалансированном состоянии. Это обеспечивает нормальную ситуацию, как для производителей молока, так и перерабатывающей промышленности.
Аналитики агентства Rabobank со своей стороны провели анализ молочного рынка. Прогноз говорит о том, что ситуация будет смещаться в сторону улучшения баланса спроса и предложения. Предложение молока в мире, в ближайшие несколько кварталов, будет расти опережающими темпами. Если эти прогнозы верны, то цена белка, сыров и обезжиренного молока останется на таком же уровне, как и сейчас, но серьезные изменения произойдут в формировании цен на жиры и на масло.

В первую очередь, после такого роста цены не может не быть снижения спроса. И второе - это альтернативы в виде растительных жиров, цены на которые имеют тенденцию к снижению. Промышленное потребление масла во всем мире будет замещаться растительными жирами. Ведь далеко не во всех странных растительные жиры имеют такую плохую репутацию как в России. В итоге в скором времени следует ожидать падение цен на масло.

Второй фактор, влияющий на российский рынок молока – это баланс спроса и предложения в странах Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан). Во всех трех странах идет активный рост реализации товарного молока, более того этот рост ускоряется. На сегодня он составляет примерно 4.7% от показателей прошлого года.

По данным Росстата и таможни потребление молока в странах ТС растет, но этот процесс замедляется. Прирост потребления молока составил 1,4%. То есть, в настоящее время происходит изменение баланса более чем в 3%, что является очень значимой величиной. Уровень самообеспеченности товарным молоком, в этом году, в России рекордный – 82%. Этот рост продолжится, и в следующем году может составить от 84-85%.

Если такая ситуация сохранится, и не будет роста спроса на уровне роста предложения товарного молока, то цены на молоко либо упадут либо вырастут, но ниже уровня инфляции.

Следующий вопрос - это себестоимость производства молока. В Danone систематически изучают этот вопрос. Специалистов интересует и структура себестоимости и динамика. Исследования проводятся собственной ферме в Липецкой области, а так же учитываются данные по ряду поставщиков.

В этом году себестоимость производства молока оценивается в среднем в 23 рубля. При цене на молоко, по данным Росстат, в этом году - 26 рублей и субсидиях от государства в 2 рубля на килограмм молока – рентабельность выходит на уровень 20-25. Важно сопоставить и соизмерить динамику изменения цены молока, себестоимости и инфляции. В долгосрочном периоде видно, что динамика и средняя скорость прироста этих параметров сходны. Так, за шесть лет цена молока выросла в среднем на 10%, себестоимость - на 9% а инфляция составила в среднем 8%. Цена молока на рынке наиболее волантильна, то есть она меняется год к году в среднем в полтора раза сильнее, чем себестоимость молока и в два раза сильнее чем инфляция.

Мы в Danone предполагаем, если, например, мы могли бы договориться с поставщиками и менять цену молока при долгосрочных контрактах по себестоимости, то в итоге приходили бы к тому же результату, но долгосрочно. За то имели плавно растущую цену для себя и обеспечивали бы заданный и согласованный на начальном этапе – уровень рентабельности для хозяйств. Это сложная модель и использовать ее в каждом отдельном хозяйстве практически невозможно, поэтому в Danone предлагают к использованию инструмент, который предоставил "Союзмолоко" – индекс себестоимости производства молока RMCI.

Индекс себестоимости производства сырого молока (RMCI – Russian Milk Cost Index) отражает ежемесячное изменение (повышение или понижение) себестоимости производимого сырого молока под влиянием изменения ключевых статей затрат в структуре себестоимости (корма, оплата труда, амортизация, ГСМ, эл. энергия, курс валют и др.). Источником данных для расчета являются только общедоступные, регулярно обновляемые источники информации – данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального Банка Российской Федерации.

Модель и структуру этого индекса обсуждала вся рабочая группа. В итоге, если привязать ценообразование в будущем периоде к этому индексу, то получим фактически воспроизведение рентабельности у хозяйств в каждом следующем месяце и в течение всего контракта.

Ключевые эффекты, которые ожидают в Danone от внедрения этой модели ценообразования на молоко - это снижение волатильности цены на молочном рынке, повышение прозрачности ценообразования и предсказуемости ценового тренда и повышение экономической устойчивости и для производителей молока и для переработчиков.
 


Источник: Агровестник

1186 просмотров
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия