Григорий Бачериков, «Ирбитский молочный завод» Мы планируем в 2024 году вернуть долю рынка в 30%
«Ирбитский молочный завод», который в последнее время регулярно оказывался в поле зрения СМИ из-за возможной приватизации, сменился руководитель. У контрагентов и работников предприятия сразу появилась масса вопросов: изменится ли система взаимоотношений с поставщиками, сохранятся ли зарплаты и коллектив. О том, оправданы ли эти опасения и что на самом деле ждет одно из главных производств, обеспечивающих продовольственную безопасность региона, новый директор Ирбитского молокозавода Григорий Бачериков рассказал в эксклюзивном интервью для URA.RU.
— У вас большой опыт в сельском хозяйстве. Вы работали и в Минсельхозе РФ, и отвечали за сельскохозяйственное направление в Группе Синара. Возглавить Ирбитский молокозавод — это новый вызов?
— Да, мне всегда было интересно производство, потому что там ты сразу видишь результаты своего труда. А возглавить одно из самых крупных предприятий перерабатывающей промышленности Свердловской области — для меня, конечно, и новый вызов, и новые задачи.
— За более чем два месяца вы наверняка успели познакомиться и с коллективом, и с ситуацией на предприятии. Какие у вас впечатления? Какие можете отметить положительные моменты, какие проблемы?
— Если одним словом описывать впечатления, то они положительные. Мне понравился коллектив: он очень работоспособный, сплоченный, гордится своим предприятием, своей продукцией. Хочу отметить также хорошую технологическую оснащенность предприятия.
Что касается проблем, то это, прежде всего, возрастающая конкуренция в отрасли, что за последние несколько лет привело к некоторому снижению доли в домашнем регионе. Второй вызов — это санкционное давление. Некоторые производители комплектующих, упаковки, запчастей ушли с российского рынка, и из-за этого возникли определенные сложности. Большую их часть мы успешно решаем: где-то переходим на альтернативные источники снабжения, где-то меняем логистику, продолжая закупать те же самые материалы и оборудование, но более сложными путями.
— Если говорить про объемы производства, насколько они снизились по Свердловской области?
— Для понимания: в 2020 году доля Ирбитского молокозавода в объеме рынка Свердловской области составляла порядка 30%, сейчас эта цифра снизилась до 27%. То есть за три года 3% завод уступил коллегам из нашей области и предприятиям из других регионов.
— То есть сейчас главная ваша задача — восстановить рыночную долю и увеличить объем?
— Совершенно, верно, мы планируем в 2024 году вернуть долю рынка в 30%. И у нас есть понимание, как это сделать. Будем расширять ассортимент, более активно участвовать в государственных и муниципальных заказах. И это все связано не только с экономической выгодой, но и с тем, что, поставляя продукцию в дошкольные, школьные учреждения, мы формируем определенные вкусовые предпочтения у наших потребителей. Большие деньги на этом не заработать, зато мы растим наших будущих покупателей еще со школьной и дошкольной скамьи.
— А после 2024 года будете продолжать наращивать объемы?
— Да, будем наращивать свое присутствие не только в Свердловской области, но и в сопредельных регионах. Например, сейчас, помимо домашнего региона, завод поставляет продукцию в Пермский край, Челябинскую область, Тюменскую область, Башкирию, в прошлом году начались поставки в Омскую область.
— Какие вкусовые предпочтения будете формировать?
— Будем расширять номенклатуру за счет выпуска продукции с новыми вкусами. В ближайшие полтора месяца на предприятии будет разработана новая линейка как молочных, так и кисломолочных продуктов.
— Ранее звучала информация о том, что Ирбитский молокозавод еще и планирует наладить производство сыра…
— Мы и сейчас являемся производителем сыров, но объемы у нас ниже, чем у конкурентов. Действительно, были планы зайти на этот рынок более масштабно, но проект, который был разработан раньше, сейчас требует пересмотра — как в части оборудования, так и в части ассортимента.
Наши маркетологи сейчас дополнительно анализируют рынок сыра, и видно, что он очень изменился. Больше стали присутствовать белорусские производители, кроме того, есть снижение интереса к дорогостоящим продуктам. С учетом всех новых вводных сейчас пересматриваем и сам проект, и стратегию продвижения. Я думаю, что до конца 2023 года мы окончательно определимся, в каком формате это производство будет запущено.
— Вы сказали про проблемы с импортозамещением оборудования. Я знаю, что у молочников были также проблемы с заквасками, с упаковкой… Сейчас все они решены?
— Да, проблемы, которые были критичными для нашего производства, уже абсолютно все решены. Что касается упаковки, мы нашли контрагентов в дружественных странах. Срок поставки упаковочных материалов и запчастей увеличился за счет усложнения логистики, но на конечной стоимости молока это не отразилось, потому что эта упаковка стала для нас дешевле.
Что касается заквасок, я соглашусь, что значительная доля заквасок, которые сейчас поставляются на рынок, — зарубежного производства, но мы находимся в тесном контакте с коллегами, которые поставляют эту продукцию. Пока никаких ограничений в плане поставок на российский рынок нет. Понятно, что ситуация может измениться, поэтому мы ведем активные переговоры с российскими производителями и проводим испытания их продукции, а также постепенно вводим ее в наш производственный цикл. Могу заверить, что в ближайшее время проблем с производством молочной продукции точно не будет.
— А есть факторы, которые все же могут повлиять на стоимость?
— Я думаю, что значительного подорожания молочной продукции не будет. Корректировка возможна лишь в пределах инфляции. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы цены на молочную продукцию не повышались. Например, сократили часть затрат, без которых предприятие может существовать, отказались от офисных площадей в Екатеринбурге, оптимизировали логистические цепочки поставок сырья, переходим на работу напрямую с производителями сырья и комплектующих.
— Ирбитский молокозавод — это еще и крупный работодатель, изменятся ли для сотрудников условия труда и заработная плата?
— У нас на предприятии работает более 1300 человек. Я и сам по собственному опыту знаю, что смена руководства — это всегда стресс для коллектива, и моя задача — сделать этот переходный период максимально безболезненным. Я общаюсь с людьми, с руководителями, с производственными подразделениями. И сейчас ситуация в коллективе спокойная, все нацелены на результат, на развитие предприятия.
— Раньше Ирбитский молокозавод участвовал еще и во многих социальных проектах города и района. В связи с новыми экономическими реалиями будут урезаться бюджеты?
— Все социальные обязательства, которые были у предприятия, сохраняются. Мы продолжаем все проекты, которые были намечены ранее. Взяли на себя обязательство участвовать в проектировании и восстановлении фонтана в Ирбите и проектировании парка 40-летия Комсомола. С Ирбитским районом ведем работу по поводу софинансирования строительства детской площадки.
— С 1 декабря 2021 года стала обязательной маркировка молочной продукции, как вы подготовились к этому процессу? Что это дало потребителю?
— У нас маркировка молочной продукции введена в полном объеме. Смысл маркировки в том, чтобы на рынке было меньше фальсификата, чтобы и контролирующие органы, и потребители могли проследить путь молочной продукции от фермы до прилавка. И сейчас, согласно тем данным, которые у меня есть, количество фальсифицированной молочной продукции находится на уровне погрешности.
— Но подделки все равно есть, как выбрать качественное молоко?
— У меня рецепт простой: надо выбирать местных производителей, которых вы знаете. При выборе именно молочной продукции очень важно, сколько времени проходит с момента производства до момента, когда молоко попадает на прилавок. Чем короче период, тем продукт более полезен.
— Вы довольны качеством сырья, которое получаете? Или будете пересматривать взаимоотношения с поставщиками?
— Мы нашу продукцию производим из свежего цельного молока, Ирбитский молокозавод работает более чем с 50 хозяйствами. Все молоко у нас проходит строжайший контроль на антибиотики и на бактериологический состав. Могу сказать со 100% гарантией, что некачественное сырье на производство поступить не может.
— В последнее время много говорят про возможную приватизацию Ирбитского молокозавода. Стоит ли этого бояться?
— Решение о приватизации — это не компетенция руководителя предприятия. Но у меня есть уверенность, что если такие решения когда-либо будут приниматься, то государство оставит за собой контроль над деятельностью предприятия и останется акционером, что позволит, с одной стороны, дать заводу новый импульс к развитию, а с другой — сохранить все социальные гарантии для сотрудников.