Константин Синецкий, ЮМС Если принятые решения по введению маркировки необратимы, то здесь любая помощь хороша
Министерство сельского хозяйства готово финансово поддержать производителей и частично возместить затраты на маркировку молочной продукции. Речь идет в том числе и о льготных кредитах. По мнению ведомства, это поможет предотвратить рост цен, который прогнозируют эксперты в связи с внедрением новой системы. Документы с инициативой направлены в Госдуму. Однако пока годовой объём денежной помощи в них не уточнён. Своим мнением на этот счет с Milknews поделился генеральный директор “Южного молочного союза” Константин Синецкий.
Эта новость вызывает очень много вопросов. Какую именно помощь, кроме предоставления льготных кредитов, они готовы оказывать? На приобретение оборудования, на приобретение самих марок? В каких размерах эта помощь будет предоставляться? На каких условиях? Пока этой информации нет, оформленной в документе, сложно как-то комментировать конкретно. Мы пока не понимаем сути этого предложения.
Безусловно, если принятые решения по поводу введения маркировки необратимы, то здесь любая помощь хороша. А если все же рассматривать с той точки зрения, облегчит ли это критическую ситуацию в отрасли, которая сейчас создается, то это точно не сильно поможет. Вся эта тема связана же не только с прямыми затратами, там также меняется и вся система логистики и, перестают работать некоторые экономические механизмы, например, такие, как конкуренция, тайна и свобода ведения предпринимательской деятельности и так далее. По сути вся информация, которая составляет коммерческую тайну, передается в частные руки, и будет использоваться не так, как раньше, а в каких-то новых форматах. Как это скажется на работе предприятий, на их конкуренции, пока сложно сказать. То есть здесь вопрос далеко не только материальный. Но то, что они рассматривают возможность хоть какой-то помощи, как говорится, спасибо и на том. Но проблему это не решит до конца. А, возможно, эту проблему не стоило бы и создавать.
Чтобы реально помочь отрасли, им, конечно, следовало бы давно согласиться с тем, что прослеживаемость уже существует, и это “Меркурий”, а также решить вопрос с тем, чтобы ветеринарный сопроводительный документ обеспечивал реальную безопасность, чтобы он исполнял свою функцию. Потому что до сих пор до конца не сформулировано, что такое безопасность в ветеринарном отношении. Прослеживаемость - это одно, но молоко-сырье безопасно в присутствии документа или нет? Что там происходит с деятельностью предприятий при проверке этой безопасности: поиском лекарственных средств и т.д.? Ведь “Меркурий” тоже достаточно затратный проект, и предприятия хотят видеть от него какой-то положительный эффект. Компании должны профессионально заниматься тем, чтобы выпускать лучший по качеству продукт. И если вопрос безопасности взяло на себя государство, то пусть оно его и ведет. Нужно заглянуть внутрь упаковки, чтобы узнать, что там. Снаружи наклеенная марка ничего не дает. До сих пор проверки содержимого упаковок выявляют, что там находятся какие-то посторонние вещества. Как они туда попали? Очевидно, что с молоком-сырьем. Вопрос: почему молоко-сырьё, которое получило ветеринарно-сопроводительный документ, содержит эти вещества? То есть все эти вопросы фальсификата - это чисто лабораторный контроль. Других способов нет. Вопрос контрафакта: что кто-то не заплатил акцизы или взял другую упаковку и выпускает товар под чужим брендом? Это все в молочной отрасли абсолютно бессмысленно. Нет здесь такой проблемы. Скажите сейчас любому продавцу на кассе, что скоро он будет продавать молоко так же, как сейчас сигареты и алкоголь, он, мягко скажем, удивится.
ЦРПТ говорит о том, что маркировка принесет предприятиям прибыль. Перевожу: те, кто выживет после ее введения, действительно, получат преимущество. Но очень многие предприятия просто не выдержит этого и уйдут с рынка. Такие настроения сейчас широко распространены, особенно среди малых и средних производителей. Они уверены, что не переживут этот процесс.
По поводу переноса маркировки на май. Безусловно, это тот случай, когда любая отсрочка играет на руку производителям. Это значит, что все эти месяцы не придется платить в ЦРПТ. Но это опять же ничего не решает. Как не было адекватных предложений по решению проблем, так их и нет. Средств тоже не прибавилось у предприятий для решения всех этих задач.
Компании сейчас находятся в разной степени готовности к введению маркировки, очевидно одно, всё далеко от идеала. Нет пока положительного результата ни у кого.