Максим Никиточкин Достижение заявленного показателя экспорта к 2024 году крайне маловероятно
Экспорт сельскохозяйственной продукции стал главной темой новой команды Минсельхоза. Майский указ президента Путина требует, чтобы объем поставок за рубеж вырос в более чем два раза к 2024 году до $45 млрд. Ранее на сайте госзакупок уже появился заказ Минсельхоза на подготовку концепции развития экспорта сельхозпродукции, продуктов питания и напитков в Китай. Максим Никиточкин, руководитель проектов практики АПК АО «НЭО Центр», дал Milknews свою оценку планов ведомства.
Число $45 млрд не является чьей-либо фантазией, это амбициозная цель, достижение которой позволило бы России подняться с 22 места и войти в топ-10 мировых экспортеров АПК продукции, потеснив с 10-го места Бельгию, экспорт АПК которой в 2017 году составил как раз $44 млрд. Основная задача данной цели, на наш взгляд, не ее неукоснительное достижение, а направление движения, разработка соответствующих программ и мероприятия по их реализации, амбициозность данного показателя несет в себе соответствующий месседж всем чиновникам и игрокам рынка о необходимости совместной работы и о важности их усилий для всей страны.
Достижение заявленного показателя к 2024 году крайне маловероятно по следующим причинам:
1. Глобальные торговые войны, санкции и контрсанкции, волна протекционизма.
2. Практически все страны из топ-10 мировых лидеров экспортеров АПК десятилетиями развивали свои соответствующие отрасли, нарабатывали в них экспертизу, компетенции, качество, генетику: голландская и бельгийская молочка, французские и итальянские вина, испанские фрукты, бразильское и американское мясо, бразильский сахар, канадская пшеница. Россия только недавно начала значительно поддерживать и развивать свой АПК и поэтому сильно отстает от конкурентов и нескольких лет не хватит для сокращения этого отставания.
3. Основные потребители российской сельхозпродукции - страны Азии, Африки и Ближнего Востока, по большей части страны с невысоким уровнем жизни и платежеспособным населением. Несколько стран с растущим потреблением (Китай, Индия) не решат российских проблем, при этом данные рынки очень конкурентны.
4. По многим категориям продукции российские производители имеют себестоимость выше мировых конкурентов, показываемый рост экспорта часто достигается за счет демпинга, но в 2 раза увеличить экспорт за счет демпинга не получится.
5. Недостаточная развитость логистической инфраструктуры: недостаток мощностей по транспортировке, хранению, обработке, переработке продукции, “бутылочные горлышки” в Новороссийске и Санкт-Петербурге.
Основные отрасли, которые могут позволить увеличить российский экспорт АПК - масложировая, пищевая и перерабатывающая, мясная, в меньшей степени рыбная (большинство водных биоресурсов, вылавливаемых российскими рыбаками, итак идет на экспорт, при этом текущие объемы вылова рекордные и очень сильно их увеличить будет сложно), аналогична ситуация с зерновыми.