Михаил Мальцев Главный враг отрасли – не пальмовое масло, а фальсификат
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев рассказал Milknews о своем видении ситуации в отрасли. В частности, о проблеме фальсификата и росте объемов импорта пальмового масла.
«По нашим оценкам, основанным на показателях предыдущих лет (сезон к сезону), в этом году рост объема импорта пальмового масла не превысит 10%, и в целом в течение года он находится в стабильной фазе. Начиная с 2015 года объемы импорта колеблются в районе 890 тыс. т: 889 тыс. в 17 году, 885 – в 16, 882 – в 15. В 2018 году мы прогнозируем объем в 980 тыс. тонн. За счет чего мы ожидаем его роста? За счет того, что смежные отрасли, которые являются потребителями заменителя молочного жира, изготавливаемого на основе пальмового масла, существенно наращивают объемы экспорта, и это – один из ключевых факторов увеличения импорта и потребления пальмового масла. Потребление же в целом для внутреннего рынка остается на прежнем уровне. Никаких последствий для него мы не прогнозируем. А то, что мы завозим сырье, перерабатываем его и в дальнейшем экспортируем в виде готовой продукции – положительный тренд, по такой схеме работают все развитые экономики.
Что касается высказываний ряда участников рынка относительно негативного влияния использования пальмового масла и растительных жиров на рентабельность молочного производства, полагаю, что здесь мы видим сравнение теплого с тяжелым. Экономика молочного производства зависит исключительно от покупательной способности населения в сегменте молочной продукции. Заменители же молочного жира на базе пальмового масла используются при производстве молокосодержащей продукции. Это совершенно разные по нише продукты, и говорить о том, что один продукт влияет на динамику потребления другого, нельзя – они предназначены для разных категорий потребителей. Это заблуждение некоторые наши коллеги из молочной отрасли транслируют из года в год. И их можно даже понять – как производителей. Поскольку они не могут добиться четкого регулирования импорта сухого молока и сливочного масла, который действительно давит на стоимость молока, то вынуждены искать крайнего, и на эту роль почему-то выбрали пальмовое масло. Повторюсь – ниши разные, на стоимость молочной продукции рост объемов импорта пальмового масла никак не влияет. Более того. Поскольку покупательная способность в целом ограничена, расширение сбыта молока в составе цельномолочной продукции уже не имеет резервов. Молокосодержащая продукция (которая сама по себе более дешевая, но состоит не только из заменителя, – в ней содержится 50% молочного жира) таким образом может рассматриваться как драйвер для наращивания объемов продаж и потребления молока. Конечно, в полную силу эта модель будет работать при условии отрегулированности импорта сухого молока и сливочного масла. Тогда производители молочной продукции перестали бы искать проблему в пальмовом масле и поняли бы, что оно им не враг, а партнер. В данном случае я говорю о продвижении молокосодержащей продукции для необеспеченных слоев населения, которые не могут себе позволить цельномолочные продукты, либо для тех категорий потребителей, которые предпочитают сбалансированную с точки зрения жирнокислотности пищу.
По этому вопросу наш Союз находится в постоянном диалоге с представителями «Союзмолоко». Так, мы в течение двух лет совместно оцениваем долю фальсификата на рынке молочной продукции, произведенной с заменителем молочного жира, но продаваемой как молочной. И на основании результатов исследований с уверенностью заявляю, что наш реальный общий враг, наносящий урон имиджу и репутации и бьющий по карману производителей молока – это именно фальсификат. И именно для производителей молокосодержащей продукции под видом молочной в обязательном порядке нужно ужесточать санкции.
Возвращаясь к контролю импорта, добавлю, что основная доля фальсификата идет со стороны Белоруссия (в т.ч. с Украины). Единственный механизм наведения порядка заключается в ужесточении ответственности и переносе производства молокосодержащей продукции, которая сейчас импортируется, на территорию РФ с целью упрощения контроля. Возможности контроля за импортом из Белоруссии, с учетом отсутствия границ), сейчас очень невелики. Если мы ограничим такие поставки и начнем нормально относиться к молокосодержащим продуктам, не создавая их отрицательный образ у потребителя, надзорным органам будет проще контролировать наших производителей, имеющих активность на территории РФ, которые, с одной стороны, будут следить за своей репутацией, с другой – опасаться штрафов и санкций. И с этой точки зрения интересы всех стороны наконец будут сбалансированы.
Резюмирую – главный враг и молочной, и масложировой отраслей – это фальсификат, а не пальмовое масло».