Константин Малыхин, БМК Наш сыр бри займет серьезные позиции в России
Брянский молочный комбинат — один из лидеров по объемам переработки молока в Брянской области. Milknews узнал у члена совета директоров компании Константина Малыхина, с какими сложностями комбинат столкнулся в 2022 году, как их преодолел и какие вызовы ставит перед перед собой сегодня.
Milknews: Какие наиболее значимые итоги прошлого года вы можете подвести для Брянского молочного комбината?
К. Малыхин: Самый главный итог для нас — мы сохранили темпы производства и продаж, несмотря на глобальные риски, связанные в первую очередь с отсутствием упаковки. Где-то это стало возможным благодаря трансформации предприятия под другую продукцию, где-то — благодаря замене производителя упаковки. Но вопреки всему нам удалось удержать свои позиции.
Milknews: Ранее вы рассказывали нам о проблемах с поставками упаковки для продуктов в категории фреш — ситуация была близка к критической. Удалось ли ее разрешить?
К. Малыхин: Ситуация, конечно, улучшается. Мы нашли альтернативных поставщиков картона. Задержки пока что еще случаются, но сейчас их меньше — отгрузки этой упаковки проходят в более системном режиме. Правда, из ассортимента одного из наших предприятий пришлось исключить цельномолочную продукцию, поскольку проблемы с упаковкой продолжались слишком долгое время, и сейчас на этом заводе мы производим только масло. Но Брянский молочный комбинат, по большому счету, решил проблемы с упаковкой фреш. Время отгрузки становится все меньше, и динамика поставки упаковки радует.
Milknews: Как вам удалось найти альтернативного поставщика картона?
К. Малыхин: Российские производители упаковки потихоньку занимают освободившиеся ниши, замещая зарубежные компании, которые ушли с рынка. Многие из них сменили иностранных собственников на российский менеджмент, и сейчас компании возвращаются на рынок в таком обновленном формате. В том числе благодаря этому мы начинаем получать упаковку в более стабильном режиме.
Milknews: Коснулся ли вашей продукции ребрендинг в связи с отсутствием красок для упаковки?
К. Малыхин: Наша упаковка имеет небольшую цветовую гамму, поэтому нам удалось сохранить все цвета и ее дизайн. Единственное — картон все еще не идеально белый. Но, думаю, компании, которые его выпускают, в ближайшее время решат и эту задачу — и мы вновь получим белоснежный картон.
Между тем, как показала практика, это никак не повлияло на продажи. Люди с пониманием отнеслись к вынужденным изменениям, они не стали для них принципиальными. Самое главное — чтобы изменения не отражались на потребительских свойствах товара. А они абсолютно никак не отразились.
Milknews: Столкнулись ли вы в прошлом году с какими-то другими проблемами, кроме дефицита упаковки?
К. Малыхин: Есть определенные проблемы с поставками некоторых запчастей и ингредиентов. Мы их решаем через параллельный импорт. Поэтому на данный момент критичного ничего нет.
Milknews: А на данный момент какие трудности испытывает комбинат?
К. Малыхин: Основная проблема — очень высокая стоимость сырья и крайне низкая цена на некоторые биржевые продукты. Этот дисбаланс создает большие трудности для переработчиков.
Milknews: Как сегодня можно оценить себестоимость продукции?
К. Малыхин: Себестоимость продукции, разумеется, увеличилась, но мы очень стараемся не поднимать цены реализации. Мы понимаем, что ситуация на рынке непростая — у населения нет высоких доходов, и все находятся в режиме экономии.
Milknews: Ощущаете ли вы на себе какие-то проблемы с сетями?
К. Малыхин: Понятно, что сети хотят купить подешевле, а мы хотим продать подороже. Переговоры всегда проходят непросто. Но с другой стороны и мы, и они делаем свою работу, дополняя друг друга: мы производим — сети продают. Друг без друга нам будет трудно. Поэтому мы стараемся всегда уважительно относиться к нашим партнерам: понять их проблемы, постараться донести свои. В итоге удается найти какое-то обоюдно приемлемое решение — компромисс по цене.
Milknews: Устраивает ли вас нынешняя рентабельность производства?
К. Малыхин: На данный момент нет той рентабельности, которая необходима производству для развития инвестиционных проектов, каких-то долгосрочных планов. Мы работаем с очень небольшой маржой.
Milknews: То есть вы не планируете каких-то инвестиционных проектов на этот год?
К. Малыхин: Крайне нестабильная ситуация и непростое время не благоприятствуют принятию крупных инвестиционных решений. Между тем, для любого бизнеса неприемлемо отсутствие развития. Поэтому мы находимся в непрерывном процессе анализа ситуации, проработки новых линий, форматов продукции, покупки оборудования, поиска новых улучшений. Но сегодня риски настолько велики, что мы смотрим, что будет дальше. Поэтому анонсировать что-то преждевременно.
Milknews: Какие категории продукции являются сейчас наиболее приоритетными для вас?
К. Малыхин: Мы хотим увеличивать продажи на существующих площадках, продолжать производить нашу продукцию: цельномолочные продукты, фреш, сливки. Есть определенные наработки локального характера, связанные с ассортиментом на разных предприятиях. Конечно, хотелось бы масштабировать свои объемы, так как мы работаем на масштаб, а не на наценку.
Также мы хотим увеличить продажи наших элитных сыров с белой, голубой плесенью и развить линейку сыра с белыми грибами — бри. На мой взгляд, это очень удачный продукт. Культуры для этих сыров мы привозим из-за рубежа. Например, белый гриб импортируем из Италии — хотя он есть в России, правильно консервировать, сохраняя все свойства, аромат, его у нас не умеют. На сегодняшний день мы сделали тестовые выработки, и я считаю, что, как и наш камамбер с трюфелем, бри займет серьезные позиции в России.
Milknews: Почему вы делаете ставку на элитные сыры?
К. Малыхин: Наш завод «Жуковское молоко» — на данный момент лидирующее предприятие в России по производству этого вида сыров. По своим вкусовым и качественным характеристикам наши сыры — одни из лучших в России. Однако число производителей элитных сыров в нашей стране становится все больше и больше — конкуренция обостряется.
Но это же порождает и позитивный тренд — у россиян развивается культура потребления этого сыра. Все больше людей чувствуют этот сыр, начинают его любить, ценить. Понимание, что такое бри, камамбер и горгонзола, что белая плесень — снаружи, а голубая — внутри, воспитывает в нас гастрономическую культуру. А богатая гастрономическая культура улучшает и общее культурное состояние людей. То есть мы расцениваем это как наш определенный вклад в образование людей и становление их вкуса. Хорошего вкуса.
Основной объем элитных сыров мы производим для «ВкусВилл», у нас много контрактов с сетями на поставки продукции для СТМ. «Белый сыр из Жуковки» — это достаточно известный бренд на российском рынке. Он представлен по всей России — от Калининграда до Владивостока.
Milknews: Планируете ли вы развивать экспорт продукции Брянского молочного комбината?
К. Малыхин: У нас очень сильный бренд «Милград» с упаковкой, на которой изображены забавные синие котики. Он занимает большое количество призовых мест, в том числе берет золото, на многих дизайнерских конкурсах. Мы видим восторженные отзывы в интернете, социальных сетях, в том числе международных. «Фишка» нашего бренда — котик на упаковке — вызывает у людей очень сильный эмоциональный отклик. Особенно — у азиатов: японцев, китайцев. Поэтому мы ведем переговоры с китайскими партнерами: договариваемся, чтобы они выпускали свою продукцию под нашим брендом. Однако ковидные ограничения и другие политические аспекты пока мешают этому развитию.
Milknews: Делаете ли вы какие-то прогнозы на этот год?
К. Малыхин: Прошлый год показал, что делать прогнозы — очень неблагодарное занятие. Все равно что гадать на кофейной гуще — вероятность ошибки очень велика. Такого года, как 2022-й, раньше не было. Как и не было такого дисбаланса в ценах на обрат и сливки. Поэтому трудно предсказать, что будет дальше — общая ситуация в мире оказывает очень сильное давление на молочную отрасль.