Обзор Как производители справляются с проблемами с упаковкой?


Подходит к своему завершению эпопея с передачей российской "дочки" шведской Tetra Pak в управление местному менеджменту. Осенью, по данным источников Milknews, планируется запуск завода Elopak, который норвежская компания продала российским управленцам. Кажется, что ситуация с упаковкой потихоньку стабилизируется, но в отрасли пока остались нерешенные проблемы. На что жалуются молочники, узнал Milknews.
 

А что случилось?


Европейская комиссия 8 апреля выпустила пятый пакет санкций, в который вошли меры по запрету поставки в Россию полиграфического сырья и продукции. Под ограничения попали краски (пигменты), клеи, растворители, основы для производства стикеров. Это создало существенные проблемы для производства всех основных типов упаковки. Как отмечают в Союзмолоко, преодоление проблемы требует переориентации цепочки поставок с Европы на восточное направление.

Еще одна проблема рынка упаковки для молочной продукции - негативное влияние изменения логистики. Логистические маршруты доставки сырья, материалов и оборудования для упаковки переориентировались на восточное направление, что существенно увеличило как стоимость транспортировки, так и сроки доставки. Автомобильные же маршруты имеют низкую пропускную способность, морские перевозки ограничены. Таким образом логистические проблемы создали дополнительные трудности для рынка, отмечают в Союзмолоко.
 

О том, как выглядит рынок упаковки, можно почитать в нашем специальном обзоре.
 

О том, что происходит сегодня

«Покупатели спокойно относятся и к уменьшению количества цветов, и к тому, что упаковка не идеально белая, а сероватая, — рассказывает член совета директоров Брянского молочного комбината Константин Малыхин. — Настоящая проблема кроется в отсутствии некоторых объемов, например полулитрового, и в большом дефиците упаковки для так называемого фреша. Поставщиков упаковки, которые остались на российском рынке, единицы. Они не в состоянии обеспечить упаковкой весь рынок. Соответственно, у производителей молочной продукции «смывается» ассортимент».
Гендиректор молочного комбината «Авида» Сергей Ушаков поделился, что ситуация у всех производителей молочной продукции сейчас идентичная: нет красок, серый картон, поиск и тестирование аналогов занимает очень длительное время — и подтвердил, что ассортимент действительно сужается:

«Тот формат упаковки, который мы имеем на сегодняшний день, ни одна из отечественных фабрик не производит. Соответственно, один из продуктов наш завод сейчас вообще не поставляет в торговые сети», — отметил он.

Одна из причин сильного «дискомфорта», который испытывает сейчас молочная продукция с коротким сроком годности (фреш), — остановка завода Elopak.

«Норвежская компания Elopak ушла с российского рынка, и российский завод в данный момент упаковку нам не поставляет, — рассказывает Константин Малыхин. — У компаний, которые представлены ны рынке, огромные очереди из производителей — заявок много, заказы выполняются по несколько месяцев, сроки изготовления упаковки постоянно сдвигаются. Полного ассортимента в категории фреш у нас нет уже давно — нам не во что упаковывать эту молочную продукцию: два месяца без ряженки, полтора — без кефира. Что касается упаковки для стерилизованного молока и сливок, там тоже есть перебои. Например, у нас нет пол-литровых сливок на данный момент. Ситуация близка к критической. Для каких-то продуктов «реанимируем» пленочные решения. Но, конечно, мы могли бы продавать намного больше фреша, чем продаем сейчас», — отметил он.
«Остановка работы завода Elopak, который производил упаковку для скоропортящейся продукции со сроком хранения до месяца, действительно большая проблема — подтверждает заместитель гендиректора по коммуникациям «Рузское молоко» Анна Бойко. — С этим поставщиком работали 80% производителей пастеризованной молочной продукции, и его уход очень чувствителен для нас. Мы производим продукты, у которых срок хранения примерно две недели. Конечно, есть отечественные производители — в России три компании изготавливают упаковку, подходящую для нашей продукции. Но их объемы производства небольшие. Тем, кто потерял поставщика в лице Elopak, вклиниться в очереди к российским компаниям, производящим подобную упаковку, очень непросто».
Также Анна Бойко добавила, что компания сейчас не может выпускать все виды привычной продукции. Например, для пастеризованного молока определенной жирности упаковки уже не осталось.

В свою очередь, исполнительный директор ООО «Чернянский молочный комбинат» Надежда Трушина поделилась, что проблема дефицита упаковки актуальна не только для питьевых молочных продуктов, но и, например, для сыра.

«Для упаковки твердых и полутвердых сыров мы использовали финскую пленку. Сейчас тестируем российские аналоги, но, к сожалению, пока не нашли хорошую замену. Например, столкнулись с тем, что пакеты разгерметизировались. Конечно, это потери — когда происходит разгерметизация, сыр заново замывается, упаковывается, происходит усушка. В данный момент мы используем остатки упаковки. Соответственно, поддерживать полный ассортимент уже не можем — из трех видов полутвердых сыров остался только один. Его производим очень мало, в основном для индивидуальных предпринимателей, делающих заказ по заявке. Решение всех насущных сложностей понесет за собой большие финансовые расходы».
 

Тест китайцев

Один из выходов — поиск иностранных аналогов упаковки за рубежом, например в Китае. Специалист по маркетингу АО «Тульский молочный комбинат» Наталья Бородулина рассказала, что Тульский комбинат заказал там пробную партию упаковки пюр-пак, а Сергей Ушаков отметил, что китайскую упаковку уже можно встретить на полках, и «Авида» тоже ищет поставщиков в Китае. Но процесс своевременной и бесперебойной поставки оттуда организовать очень сложно.
Ранее в интервью Milknews заместитель генерального директора АО «Ирбитский молочный завод» Наталья Хоробрых рассказывала, что компания тоже нашла альтернативу у китайского производителя, что позволило сохранить не только весь ассортимент выпускаемой продукции, но и дизайн.

Между тем, Надежда Трушина считает, что сейчас бессмысленно искать аналоги за рубежом из-за проблем с логистикой:

«Мы разговаривали со многими компаниями, изготавливающими пленки, короба, другие расходные материалы. Из-за повышенного спроса российских производителей Китай все-таки не осилил необходимый объем расходных элементов для производства упаковки. Так, собралась очередь уже за теми материалами, которые поставляются из Китая. Что касается поставок из-за рубежа в целом, сейчас возможностей для логистики либо вообще нет, либо стоимость доставки несоизмерима со стоимостью пакета, например. Если раньше небольшой упаковочный пакет можно было купить за 15-18 рублей, то сейчас он стоит 48-50 рублей», — отметила она.

Также Надежда поделилась, что, несмотря на рост себестоимости продукции, торговые сети отказываются повышать цены:

«Мы производим тот продукт, который актуален для торговых сетей. Пытаемся сократить расходы. Соответственно, производим меньше — получаем меньше, и это огромная проблема», — заметила Надежда Трушина.
 

Бутылка ПЭТ — альтернатива или нет


Еще один вариант выхода из кризиса, связанного с упаковкой, — переход на бутылки из ПЭТ (разновидность пластика). В России развивается производство пластиковых преформ для бутылок, соответственно, риск негативного воздействия санкций крайне мал. Некоторые производители уже рассматривают это решение с той или иной долей заинтересованности.

«Если возникнет такая критичная ситуация, из-за которой комбинат не сможет получать картонную упаковку пюр-пак, продукты будут фасоваться в бутылки ПЭТ», — сообщила Наталья Бородулина.

Константин Малыхин считает, что переход на ПЭТ для компании нежелателен с точки зрения маркетинга и брендинга:

«Мы рассматриваем переход на использование бутылочного пластика для упаковки молочной продукции категории фреш. На нашем рынке есть капсулы, из которых выдувается бутылка, то есть дефицита такой упаковки быть не должно. Однако не хотелось бы — это может навредить дизайну упаковки и узнаваемости бренда. Дизайн бренда «Милград» подразумевает изображение синего кота, которого можно собирать по частям на разных сторонах упаковки прямо на витрине. И в этом есть определенный потенциал, сила бренда — им интересуются в Китае, Японии. Перейти на бутылку можно, но, возможно, наш продукт не так красиво будет выглядеть на витрине», — отметил он.

В то же время ПЭТ не сможет заместить ни Tetra Pak, ни Elopak, поскольку на производствах технологические линии и фасовочное оборудование у многих производителей настроены именно на картонные пакеты.

«На таком оборудовании невозможно фасовать продукт в бутылки, — подтвердила Анна Бойко. — Любая упаковка связана с оборудованием, предназначенным для фасовки молочной продукции. Оно очень дорогостоящее. То есть если с рынка ушел производитель определенного вида упаковки, то нужно искать производителя этого же вида упаковки».
 

Что дальше?


«Читаем новости, что Tetra Pak продала бизнес российскому менеджменту. Надеюсь, это позитивный сигнал и наш менеджмент примет какие-то решения, чтобы обеспечить упаковкой в полном объеме всех своих клиентов», — поделился Константин Малыхин.

Ранее генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов также подтвердил, что «предприятие продолжит работать на рынке и обеспечивать клиентов всеми ключевыми видами упаковки».

В середине июля норвежский гигант по производству упаковки Elopak также подписал соглашение о продаже бизнеса руководству российского подразделения компании и рассказал о планах возобновить работу в ближайшее время.

Кроме того, в конце июля в сети появилась новость о строительстве дополнительного завода отечественной компанией «МолоПак». Планируется, что на нем будут использоваться только российские технологии, исключающие потребность в иностранных поставках, что позволит значительно увеличить объемы производства упаковки.

«Строительство новой площадки было запланировано до случившихся событий, —  рассказывает генеральный директор ГК «Пром-Упак» (в группу входит «МолоПак») Наталья Азбакова. — Сейчас нам, естественно, не хватало мощностей — спрос на нашу упаковку выше, чем наше предложение. Посредством новой площадки мы будем увеличивать свои объемы по выпуску упаковки для молока».

Она отмечает, что уже сейчас ситуация на рынке становится более спокойной.

«Замену импортному картону уже нашли, альтернативных поставщиков красок — тоже, - говорит Азбакова. - Более глобальная проблема — нехватка мощностей. Но участники рынка не стоят на месте, пытаясь найти какие-то решения текущих проблем. И если поначалу от звонков из молочных заводов у нас горели телефоны, то сейчас напряжение несколько спало. Кто-то заказал нашу упаковку, кто-то — китайскую, тем самым отыскав для себя путь, по которому двигаться дальше».
 
1660127403


Теги: торговля продовольствие

3569 просмотров

Также рекомендуем:


сессии 14 мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
ЮТЮБ
МО 2021
Каргил 15 сентября
Упак 27 января
Видео 5 минут
константа 20 октября
Агрос 2023 январь
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизельман новое будущее Эконива

Каргил 15 сентября

Аналитический центр Milknews
ВКЛЮЧИТЬ 1 СЕНТЯБРЯ 22
АГРОС 27 января
ВКЛЮЧИТЬ 1 СЕНТЯБРЯ 22
АГРОС 27 января