компоненты

Любовь Меланевская, «РусПЭК» Перед производителями нужно ставить достижимые цели по утилизации упаковки


Правительство опровергло информацию о возможном росте цен на молоко из-за изменений в системе экосбора. Ранее стало известно, что с 1 января 2022 года от производителей начнут требовать утилизировать всю упаковку, а те, кто не выполнит норматив, будут платить экосбор по двойному тарифу. Эта новость возмутила компании, ведь даже по предварительным подсчетам молоко, например, может подорожать сразу на 10-15%. Насколько оправданы эти опасения, Milknews узнал у главы ассоциации “РусПЭК” Любови Меланевской.
 

Мы считаем, что страхи оправданы, потому что в случае повышения финансовой нагрузки на производителей молока и любых других товаров в упаковке, с учетом сложившейся рыночной ситуации производитель-импортер повышенную финансовую нагрузку будет закладывать в себестоимость товара, иначе куда ее деть, если, к примеру, молочная отрасль сама по себе является низкомаржинальной.
 
Не зря молочная отрасль получает субсидии от государства для развития товарного молока. Поэтому в связи с тем, что нагрузка резко увеличится, а увеличится она примерно в 5 раз, потому что на сегодняшний день на упаковку установлен норматив утилизации от 20% до 45%. Непосредственно на потребительскую упаковку, в которую наливается молоко, - 20-25% в зависимости от вида упаковки: стеклянная, пластиковая или картонная. И если этот норматив утилизации с 2022 года резко  сделают 100%-м, а в концепции, которую утвердило правительство, если производитель не достигает фактической утилизации, норматив применяется в удвоенном размере, то мы прогнозируем увеличение стоимости товара, а следовательно, увеличение цены на полке. Причем цена на полке вырастет в большую сторону по сравнению с себестоимостью просто за счет того, что здесь работают рыночные механизмы: чем раньше возникает расход в цепочке жизненного цикла товара, тем выше этот расход становится к концу этой цепочки. Потому что сюда добавляется НДС, маржа тех, кто будет продавать, то есть дистрибьютора или розничной сети, и мы можем вместо 1,5-3%, как оценивают производители молока, получить все 5-6% на конце цепочки. 
 
За рубежом нигде не устанавливают 100%-й норматив утилизации для производителей товаров упаковки. Миф, о котором многие говорят, что все в Европе несут ответственность за все 100% своей упаковки, выпускаемой на рынок, является исключительно мифом, и очень непонятно, почему его поддерживают на таком высоком уровне.
 
В Европе устанавливают так называемую цель по утилизации. Этот норматив означает, что от всей упаковки, которую производитель, например, молока  выпустил на рынок, должен профинансировать сбор и утилизацию доли этой упаковки, но не 100%. Доля растет постепенно. И за 25 лет эта доля, которую должен производитель утилизировать, выросла с 15%, которые устанавливались на заре внедрения этого принципа, которая называется расширенная ответственность производителя, до: по пластику 22,5%, по картону где-то 50-60%. С 2025 года сильно поднимут норматив по пластику, но об этом знают уже сейчас. И они готовятся, и готовят свои программы по сбору этих отходов упаковки, и по дополнительному финансированию. Зная это за несколько лет, все гораздо проще сделать. 100% сбора ни в одной стране мира не существует. Это утопия, на которую ссылаются многие заинтересованные люди, которые его хотят ввести, в том числе в нашей стране.
 
Чтобы у нас все прошло безболезненно, нам необходимо устанавливать постепенно растущие нормативы утилизации, которые были бы постижимы, за которые не надо было бы платить только экологический сбор, а которые можно было бы осуществить в фактическом исполнении. Что я имею в виду? У нас сейчас по законодательству существует два способа реализации своей ответственности. Первое, это самостоятельно. Это когда мы заключаем договор с переработчиками и говорим: мы выпустили на рынок 100 тонн упаковки, ты нам, пожалуйста, 20 тонн собери и переработай, и предоставь нам доказательства в виде документов, что это было сделано. И вот эти 20% должны расти постепенно, потому что сегодня действительно реально собрать 20%. То есть нужно давать достижимые цели, которые бы повышались постепенно и к которым мы бы могли готовиться заблаговременно: продумывать свои инвестиционные программы на развитие раздельного сбора этой упаковки. Например, сейчас ассоциация “РусПРО”, в которую входят также и производители молока в упаковке, продумывает различные программы по сбору и внедрению раздельного сбора в разных городах, в разных локациях, устанавливает контейнеры для раздельного сбора. И это невозможно сделать одномоментно. 
 
А если производители не хотят ничего делать, то пусть платят экосбор государству, но тогда само государство должно предпринимать все те же шаги, о которых я говорила выше. Пусть государство покажет, куда оно потратит эти деньги. Сейчас, к сожалению, у нас нет такого понимания.
 

1617173839

3469 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Планрка МЛК
кизельман-март-24
разрешительные

Сессии 18
до майских 24
Нов 5 мин еженедельно
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен