Александра Мокроусова, ТнВ «Сыр Стародубский» Мы делаем все возможное, чтобы удержать поставщиков и обеспечить стабильную работу
Последние недели в сложившейся экономической ситуации производители молочной продукции испытывают ряд сложностей, связанных с дефицитом ингредиентов и упаковки, нарушением логистики и т.д. Milknews пообщался с руководителем одного из крупнейших производителей сыра в Брянской области – ТнВ «Сыр Стародубский» - Александрой Мокроусовой, которая рассказала, как предприятие справляется с трудностями, каких успехов достигло в прошлом году и какие актуальные задачи планирует решать в будущем.
Milknews: Какие финансовые и операционные результаты вы получили по итогам 2021 года?
А. Мокроусова: 2021 год мы закончили с очень хорошими результатами. Производство товарной продукции в стоимостном выражении по сравнению с 2020 годом выросло на 17,2% - с 6,5 млрд рублей до 7,6 млрд. При этом производство твердых и полутвердых сыров выросло в прошлом году на 7,5% и составило 2,7 тыс. т; мягких и рассольных сыров – на 23,3% - до 2,7 тыс. т. Производство плавленых сыров по итогам 2021 года увеличилось на 9,4% - до 2,15 тыс. т, а сухой молочной сыворотки – на 7,8% - до 10,3 тыс. т.
Milknews: Сейчас многие молочные компании жалуются на перебои с поставками ингредиентов и упаковки для молочной продукции. Как обстоят дела с этим у вашей компании?
А. Мокроусова: У нас относительно спокойная обстановка. Мы предпринимаем все меры, которые от нас зависят, чтобы сохранить поставщиков, с которыми сотрудничаем на постоянной основе. Ведь те связи и договоренности, которые сложились за долгое время работы нашей компании, очень важны. В свое время мы выбрали самые лучшие материалы и ингредиенты для производства, поэтому сохранить их – наша главная задача сейчас. В случае возникновения сложностей, мы, конечно, пытаемся найти какие-то альтернативные варианты.
Milknews: У вашей компании наверняка были планы по модернизации и развитию производственных мощностей на 2022 год. Расскажите, какие проекты сейчас в работе или были реализованы в последнее время? Как в сложившейся ситуации вы планируете вести эту работу?
А. Мокроусова: Все, что мы наметили в отношении развития производства на 2022 год, мы планируем сохранить. Все западные компании, с которыми мы сотрудничаем в этих вопросах, пока относятся с пониманием к сложившейся ситуации. Некоторые проекты сейчас находятся в завершающей фазе, и мы надеемся их успешно реализовать. Тем не менее, от каких-то масштабных проектов на будущее мы пока решили воздержаться.
Безусловно, для поддержания высокой производительности труда необходимо постоянное совершенствование производства, модернизация рабочих мест, но в этом отношении у нас хорошие показатели по итогам прошлого года. Производительность труда выросла по сравнению с 2020 годом на 14,5% и составила на одного работника предприятия 10,5 млн рублей. Уровень заработной платы на предприятии в прошлом году вырос на 5%.
Если говорить о последних достижениях в модернизации - не так давно компания BERTSCH поставила нам линию для производства элитных сыров – пармезана, маасдама, эмандхофа, а также нашего фирменного «Российского» сыра. Установка новой линии позволила повысить качество выпускаемой продукции, что сразу же заметил и покупатель.
Milknews: Будет ли, на ваш взгляд, расти потребление сыров в 2022 году? Как обстоят дела со спросом на вашу продукцию?
А. Мокроусова: Я думаю, что потребление сыров будет расти. В 2014 году, после запрета на ввоз сыров из Европы, наши технологи оперативно сориентировались, и мы начали выпускать элитные твердые сыры, которые ничуть не уступают зарубежным аналогам. В целом, я вижу, что потребитель в последние годы стал лучше разбираться в сыре, культура потребления этого продукта в нашей стране значительно выросла. Соответственно вырос и спрос на качественные сыры.
Кроме того, мы выпускаем большой ассортимент мягких и рассольных сыров, которые очень востребованы в сегменте HoReCa. Если раньше рестораторы закупали эти сыры за рубежом, то теперь они пришли к нам, оценив нашу линейку. Мы обеспечиваем сырами сегмент HoReCa не только во всей Брянской области, но также поставляем продукцию в Москву и Санкт-Петербург. Совсем недавно к нам обратилась компания «Восток-Запад» - крупный столичный поставщик продовольствия для ресторанов, кафе, гостиниц, кейтеринговых компаний и т.д., которые заинтересовались нашими сырами и готовы к активному сотрудничеству. Мы, в свою очередь, также готовы поставлять им нашу продукцию в любом необходимом объеме.
Milknews: Сейчас на первый план все больше выходит экологическая повестка. Как решаются эти вопросы у вас на предприятии?
А. Мокроусова: В прошлом году мы запустили собственные очистные сооружения с установкой оборудования немецкой фирмы «ЭнвироХеми». Я считаю, что сейчас этот проект является наиболее технологичным и современным в регионе и может даже во всей стране. Конечно, на него были потрачены большие средства, потребовалось время для обучения персонала работе с новым оборудованием, но результат того стоил. С вводом новых очистных сооружения экологическая ситуация в нашем районе намного улучшилась – это касается и состояния водоемов, и даже местной фауны.
Milknews: Многие производители молочной продукции жалуются на высокие отпускные цены производителей сырого молока. Как вы оцениваете их уровень?
А. Мокроусова: Закупочная цена на молоко, безусловно, выросла. Рост начался еще в 2020 году, и на данный момент снижения мы не наблюдаем, хотя уже начался сезон «большого молока». Но я считаю, что цена эта справедливая, ведь мы, переработчики, должны поддерживать наших производителей. Со своей стороны мы должны сделать все возможное в этом отношении, а дальнейшая поддержка производителей молока – это задача государства.