Валерий Левицкий, «Саянмолоко» Необходимо ввести минимальную закупочную цену на молочные продукты

Гендиректор крупнейшей компании по производству и переработке молока в СФО - «Саянмолоко», Валерий Левицкий в ходе II Сибирского молочного форума озвучил проблемы отрасли в Сибири, а также предложения по развитию производства молока в СФО и точках роста в переработке.
Перспективы молочной отрасли в СФО
Государство поставило перед нами достаточно амбициозную задачу - 25% роста объемов производства молока. К примеру, наша компания находится в Красноярском крае, который является профицитным по молоку. И на текущий момент мы сырое молоко поставляем, в том числе в Казахстан, Иркутск, Томск, на Алтай, в Кемеровскую область.
То есть рядом нет территорий, на которые мы бы не поставляли сырое молоко. И для того, чтобы увеличить объем производства, нам надо понимать, куда мы дополнительные объемы молока будем направлять. Здесь встает вопрос экспорта. Вот в ходе форума глава Минсельхоза РФ отметила, что у Сибири в плане экспорта перспективы не очень хорошие из-за болезней животных – лейкоза и ящура.
Но, в частности, у нас в Красноярском крае о проблеме лейкоза не слышали в последнее время - у нас ее нет. И у нас сертифицируют сырое молоко и ультрапастеризованное молоко для поставок в Китай и другие страны без проблем. То есть мы можем поставлять молочную продукцию на экспорт.
И в этой связи у меня есть предложение, создавать с зарубежными коллегами собственное предприятие, где мы могли бы под их рынок адаптировать производство и переработку с перспективой поставок туда же. Это был бы один из механизмов, который помогал бы нам в решении вопроса наращивания производства и экспорта.
Старые фермы
Что касается состояния животноводческих комплексов в Сибири, то многие помещения до сих пор деревянные, и им уже по 60-70 лет. Хотя мы за пять лет построили и ввели в эксплуатацию три новых животноводческих комплекса на 2,3 тыс. фуражных коров, а в целом -на 6 тыс. голов КРС. И в этом году запустим третий комплекс на 2,7 тыс. фуражных коров.
Но одно из наших предприятий 1960-х годов постройки не дождалось модернизации и развалилось. А у нас 70% скотомест не модернизировано в Сибири, то есть они простоят ещё максимум 5-10 лет. И для того, чтобы их заменить, нужно двигаться хотя бы с темпом 4−5% относительно текущего объема поголовья в строительстве новых помещений.
Когда я услышал, что появилась госпрограмма по компенсации 50% расходов на приобретение техники и оборудования для мелких ферм, которые планируют расширение до 1 тыс. и более голов, то здесь возникли сомнения. Потому что это же всё опять будет на базе старых помещений, которые не простоят и 5−10 лет.
Ведь многие мелкотоварные предприятия, почему «валятся»? Просто потому что помещение устарело. То есть помимо увеличения производства молока сохранение существующего поголовья крайне важная задача.
Инвестиционная нагрузка
Когда мы начинали строить новые комплексы, то предполагали, что инвестиционная нагрузка на 1 реализованный литр молока будет не более 15% от суммы реализации молока. И мы брали первый кредит под 2,9% годовых.
А в текущей ситуации вы представляете, как нам это аукнулось. Мы группа, и нам на группу по четырем проектам «прилетело» обслуживание кредитов, которое выросло до 10,5% годовых - это плюс 280 млн рублей в год. Также поменялись кредиты короткие, где мы из них получали льготные по 3,5% в 2023 году, а сегодня эта ставка гораздо выше – это ещё примерно 250 млн рублей нагрузки.
То есть нагрузка на один реализованный литр молока сегодня для предприятий, которые находятся в инвестиционной фазе, выросла на 5 рублей, и плюс по «коротким деньгам» еще на 2,5 рубля. И когда мы говорим о том, что цена молока прыгнула с 36 рублей до 47…Так извините, из этих 11 рублей, на которые выросла цена, только на обслуживание кредитов у нас уходит 7−8 рублей.
Компенсации и софинансирование
В настоящее время софинансирование инвестпроектов исключили: если раньше при реализации проектов 25% финансирования было федеральное и 15% краевое, то теперь мы должны выбирать либо краевую составляющую, либо федеральную. С моего точки зрения, это крайне неправильно.
При этом везде своя специфика. В Европейской части России одни и те же предприятия содержат, например, и телочек, и бычков. А во время реализации проекта сегодня, невозможно получить компенсацию скотоместа и за корову, и за молодняк. Нужно предоставлять проект на компенсацию создания скотомест для коров, либо отдельный проект на компенсацию строительства скотомест для молодняка.
И когда ты реализуешь проект, как у нас на 7 тыс. КРС, из них 2,7 тыс. фуражных коров, то можешь компенсировать только из расчета на 1 скотоместо для коровы. То есть это тоже неправильно. Поэтому нужно снова дать возможность региональным правительствам софинансировать проекты, и в рамках одного инвестпроекта иметь возможность получать компенсации и за создание скотомест для коров, и для молодняка.
А предельную стоимость скотоместа в молочных комплексах для возмещения части понесенных капзатрат в размере 627 тыс. рублей, установленную Минсельхозом, пора увеличить с учетом инфляции хотя бы до 850 тыс. рублей за одно скотоместо.
Трудности с госэкспертизой
Мы реализуем проекты в животноводстве - это отрасль сельского хозяйства. Но когда мы проходим госэкспертизу, нам говорят, что у них нет критериев отдельно для животноводства. И в результате для того, чтобы пройти госэкспертизу по новым проектам, нам в них нужно разработать систему сбора и утилизации всех ливневых стоков. То есть все осадки, которые выпадают за периметр комплекса, мы должны собирать в емкости и потом утилизировать через специализированную организацию.
И когда говоришь, что это же сельское хозяйство, зачем это нужно, на госэкспертизе отвечают: «Вы защищаетесь у нас, как промышленный объект, поэтому требование, как к промышленному объекту». И таких нюансов много. Это ведет к удорожанию стоимости проекта. А ведь это просто несогласованность между Минстроем и спецификой сельского хозяйства.
Заставляют даже делать систему пожаротушения в сенохранилищах – экспертиза с этого сама смеется. Говорят, «мы понимаем, что если сено загорится, то какая уж тут система пожаротушения, но у нас требования нормативные, и мы не можем их не применять». То есть всё это ведёт к удорожанию, а потом, мы спрашиваем, какая окупаемость у проектов.
Поэтому я предлагаю по возможности убрать необходимость государственной экспертизы проектов в животноводстве и оставить просто экспертизу.
Стройка «на свой страх и риск»
В последние пять лет федеральное министерство упразднило схему предварительного согласования проекта. И когда ты приходишь в банк просить кредит, там спрашивают: «У вас сегодня есть госпрограмма, по которой получите субсидии?». А по госпрограмме какие условия: «Ты иди, возьми где-то деньги, строй «на свой страх и риск», выводи проект на полную мощность, и только тогда, если у нас программа к этому времени ещё сохранится, и на ней останутся деньги, ты приди и заявись!». И все равно не факт, что получишь. Поэтому прийти и получить кредит обычному предприятию не реально – это надо тоже учитывать.
Если раньше мы заключали инвестиционное соглашение с правительством края по реализации проекта, и это хотя бы морально давало нам какую-то поддержку, то сейчас даже таких психологических моментов нет. Поэтому ты сидишь и думаешь, вдруг поменяется руководитель территории, у него будут другие приоритеты, и проект остановится - это неправильно, потому что какие-то гарантии нужно обеспечить.
Борьба с фальсификатом
Данные, которые приводятся по доле фальсификата на рынке в 1,5% – это глупость полнейшая. Зачем вообще «Меркурий» придумали? Потому что в реальности он не работает. Если бы он на сто процентов работал, тогда вариантов фальсификации - сывороточного добавления, жировых композиций, не было бы, но они же существуют.
Но при этом вы не представляете, какие «Меркурий» создает нам трудности при нашем ассортименте и объеме! А потом ты приходишь в сетевой магазин, и там видишь продукцию по 44 рубля за упаковку 800 граммов. Но мы же понимаем что в этой упаковке.
В этой связи предложение такое. Нужно вспомнить практику борьбы с нелегальной водкой. Государство в своё время сначала боролось с фальсификатом в водке, но потом нашло эффективную меру, чтобы покупателю было невыгодно покупать фальсификат.
Тогда просто сделали минимальную цену реализации водки, рассчитав, какая она должна быть по себестоимости. И покупателю стало не выгодно брать фальсификат, потому что и натуральный продукт, и фальсификат он берет по одной и той же цене.
Поэтому нужно ввести минимальную цену реализации готового молочного продукта. Просчитать её на основные категории – молоко, сыр, сметану - не сложно. На все категории молочных продуктов минимальную цену вводить не обязательно. Потому что по той же водке, устанавливали минимальную цену реализации только на водку, а не на все ликероводочные изделия.
То есть если будет минимальная закупочная цена, к примеру, на масло сливочное с учетом расчетной себестоимости, скажем, 500 рублей, и магазин не сможет купить дешевле. Тогда ему не будет смысла фальсификат брать на полку.
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ

