Константин Емшанов, «Ува-Молоко» Сегодня мы экспортируем нашу молочную продукцию на $6 млн
Одним из основных достижений молочной отрасли России в уходящем году стало наращивание экспорта. Об этом в интервью Milknews рассказал коммерческий директор компании «Ува-Молоко» Константин Емшанов. По его словам, молочные продукты из России покупатели за рубежом оценили очень высоко, и в 2025 году экспорт будет расти. Руководитель также рассказал о результатах работы компании в текущем году и планах на будущее.
Milknews: Текущий год стал достаточно сложным для молочной отрасли. С какими результатами ваша компания планирует закончить его?
К. Емшанов: Действительно, 2024 год является очень тяжелым для молочной отрасли, прежде всего, потому что приходится постоянно перестраиваться – настолько динамично меняется ситуация. Наша компания отработала год очень хорошо: результатом является рост выручки, увеличение эффективности, рост продаж, то есть мы удовлетворены, хотя нам было не просто.
Но год ещё не закончен, поэтому итоги подводить рано, однако уже сейчас можно сказать, что в 2024 году произошел двузначный рост компании в процентном отношении.
Milknews: Благодаря чему вашей компании удалось в этом сложному году добиться хороших результатов?
К. Емшанов: Здесь много нюансов, но основной момент в том, что мы оперативно реагировали на все вызовы, максимально погружались во все процессы, с которыми сталкивался молочный рынок, а также важно то, что компания выбрала правильный вектор развития. Этот вектор в 2024 году и принес нам плоды, а именно, монотонная ежедневная работа – секрет успеха мы видим только в ней.
Milknews: Какие отраслевые события вы считаете наиболее важными для вашей компании в уходящем году?
К. Емшанов: Я думаю, что здесь стоит выделить старт производства сыра на татарстанской площадке: сейчас мы отрабатываем технологию, потихоньку увеличиваем объемы. Для нас это, действительно, очень большое событие: этот проект мы реализовывали 5 лет, вложили в него серьезные деньги и немало усилий. И он уже начал приносить плоды: молоко на Апастовском молочном комбинате в Татарстане мы начали сушить ещё в прошлом году, а к варению сыра приступили этим летом.
Если же говорить про рынок в целом, то 2024 год проходит под эгидой непрекращающегося роста цен на сливочное масло, заметного роста зарплат, роста ключевой ставки, то есть это год роста. Нельзя не отметить также колоссальный рост смежного рынка мороженого, благодаря чему наши молочные позиции тоже были востребованы. Но, наверное, главным и поворотным событием в этом году я все-таки вижу начало экспорта сухого молока из Белоруссии в разные страны мира, а не только в РФ и Китай. Белорусы в этом году провели огромнейшую работу: я был на выставке «Белагро» в июне, и на тот момент у них ещё были определенные проблемы с реализацией, а по состоянию на вторую половину ноября у них уже «минусовые» склады – это реально меняет «игру».
Потому что Китай в последнее время темпы импорта молочных продуктов снизил, поэтому белорусы большие молодцы, что нашли альтернативные рынки сбыта. Я думаю, что это очень сильно ослабит давление по белку со стороны Белоруссии на Россию и внесет очень большие коррективы на рынок B2B.
Milknews: В 2024 году ваша компания активно развивала экспортное направление. Удалось ли вам нарастить объемы и выйти на новые внешние рынки?
К. Емшанов: Мы в конце 2023-го, начале 2024 года, действительно, очень много открыли для себя стран, аккредитовались в большое количество стран и начали экспорт. А во второй половине текущего года мы уже сделали ставку не на количественную работу, а на качественную. Мы очень большое внимание уделили тому, чтобы все действующие контракты «причесать», выбрать наиболее подходящие для нас условия, и получили весьма неплохой результат: на сегодняшний момент экспорт нашей продукции, если говорить про страны дальнего зарубежья, составляет порядка 6 млн долларов. Основные экспортные позиции у нас – это сухое молоко и сыворотка.
И, что особо приятно, мы получаем очень много обратной положительной связи от наших покупателей зарубежом: они говорят, что наша продукция очень высокого уровня и абсолютно конкурентоспособна с европейскими и новозеландскими поставщиками. Это тоже очень большое событие уходящего года – то, что мы дали попробовать миру наши продукты, и не только мы, но и многие наши коллеги. То есть экспорт молочной продукции из России в 2024 году был очень серьезным. А последние несколько месяцев мы работали над экспортом сырной продукции, и эта тема у нас также заработала, хотя и темпы там не такие, как в экспорте сухих продуктов, но, тем не менее, мы движемся и в этом направлении. Основные каналы экспорта у нашей компании – это Африка, СНГ, азиатские страны.
Milknews: То есть вам удалось решить проблемы с логистикой и денежными переводами из стран-импортеров?
К. Емшанов: С логистикой ещё не так сложно было, а вот с платежами, действительно, было всё очень непросто, и нам пришлось проделать огромную работу, чтобы с ними разобраться. А вот про логистику могу рассказать интересную историю: мы отправили контейнер на судне, которое двигалось по Красному морю, и оно в определенный момент перестало выходить на связь. Через некоторое время пришло сообщение, что хуситы захватили судно в Красном море – естественно, мы подумали, что это наше. Но потом снова, практически одновременно, пришли новости, что захвачен танкер, а не контейнеровоз, и сообщение от нашего судна, что всё в порядке – и такое бывает.
Milknews: Какие у вас производственные и инвестиционные планы на 2025 год?
К. Емшанов: В 2025 году мы будем продолжать работать над эффективностью, привлечением дополнительного сырья на нашу площадку и ростом объемов производства. Какие-то глобальные инвестпроекты мы начинать не планируем, то есть задача, разобраться с тем, что уже есть. Это тоже потребует очень больших усилий и большой работы, но мы к этому готовы.
Milknews: Какие у вас ожидания от 2025 года в плане развития молочной отрасли и ситуации на рынке?
К. Емшанов: Мое мнение – 2025 год станет достаточно непростым для молочной отрасли. Этому способствует много факторов: рост зарплаты, конкуренция за кадры, дорогие деньги, дефицит сырья, иногда сопротивление повышению цен на готовую продукцию – это всё большие вызовы для переработчиков молока.
Мы ждем укрупнения больших игроков, усиления конкуренции на всех рынках. Но я не ожидаю только одного негатива - думаю, будет много и положительных моментов, например, дальнейшее развитие экспорта: ещё больше стран распробуют нашу продукцию, полюбят её и будут её покупать. Что касается цен, то тут давать какой-либо прогноз очень сложно – молочный рынок достаточно волатильный и непредсказуемый, но, думаю, всё будет хорошо.