Александр Михайлов, «Белая Долина» В 2024 году мы существенно нарастили объемы производства мороженого
Группа компаний «Белая Долина» в 2024 году серьезно увеличила объемы производства мороженого и продолжает активно реализовывать крупный инвестпроект по строительству высокотехнологичной фабрики мороженого мощностью 15 тыс. тонн продукции в год. Об этом в интервью Milknews сообщил председатель правления ГК «Белая Долина» Александр Михайлов. Руководитель также рассказал о других итогах работы предприятия за 2024 год.
Milknews: Этот год был достаточно сложным для молочной отрасли. Как вы справлялись с вызовами: с ростом цен на сырьё, ростом ключевой ставки и так далее?
А. Михайлов: Текущий год, безусловно, оказался для молочной отрасли не то, что не простым – это один из самых сложных периодов за последние 20 лет. Мы – переработчики молочной продукции, на протяжении всего года наблюдали непрерывный рост себестоимости по всем статьям: аномальный рост цен на сырое молоко, рост затрат на логистику, упаковку, оборудование и так далее.
Для того, чтобы сдержать рост себестоимости, со своей стороны на первом этапе мы максимально оптимизировали все возможные издержки производства, сократили часть затрат, которые связаны с маркетинговой поддержкой, пересмотрели затраты внутри сервисных функций (складская и транспортная логистика).
Перед нами стояло две основные задачи: первая – максимально сдержать повышение цен на свою продукцию при сохранении абсолютного качества, чтобы конечный покупатель как можно позже ощутил на себе сложности, с которыми столкнулись мы, а также сделать всё возможное, чтобы реализовать запланированные на 2024 год инвестиционные проекты.
Вторым этапом – мы были вынуждены прибегнуть к повышению цен, так как только себестоимость сырого молока показала год к году рост более чем на 30%, а нашим ключевым приоритетом было и остается сохранение качества продукции. За счет этих действий мы пытались нивелировать резкий рост цен на сырьё, в полной мере сделать это не удалось, но, на мой взгляд, мы получили максимальный результат из возможного в этом году.
Ещё одним фактором повышения затрат, который переработчики ощутили в 2024 году, стал рост ключевой ставки ЦБ РФ и, как следствие, повышение ставок по кредитным ресурсам. Особенно остро сказалось повышение ставок по льготным кредитным продуктам. Все наши кредитные ресурсы, которые мы брали в банках, как льготные, так и коммерческие, были пересмотрены практически в одностороннем порядке. Такая ситуация способна поставить под вопрос любые программы по развитию, а также серьезно ограничивает инвестиции.
Milknews: С какими результатами вы планируете закончить 2024 год по объемам производства, доходности, выручке?
А. Михайлов: При оценке результатов 2024 года, отмечу, что в рамках молочной отрасли мы оцениваем два направления: молоко и мороженое. Внутри себя, по большому счёту, планы по объему производства и продаж выполнены — это не может не радовать. Мы существенно нарастили объем производства мороженого. Также нам удалось остаться в рамках планов по выручке, в первую очередь за счет наращивания объемов производства.
Milknews: Какие события в молочной отрасли вы считаете наиболее важными для себя в уходящем году?
А. Михайлов: Не буду оригинальным - по большому счёту, все крутится вокруг экономической составляющей, как в стране в целом, так и в регионах. Для нас ключевыми событиями, безусловно, стали рост ключевой ставки и рост цен на сырьё. Если говорить о событиях, которые стали ключевыми для нашего предприятия, то в этом году мы завершили очередной этап модернизации молочного комбината. В текущих реалиях – это, действительно, большая победа и с точки зрения финансовой составляющей, и с точки зрения доступности оборудования.
Milknews: Расскажите о своих планах на 2025 год. Планируете ли расширять производство?
А. Михайлов: Наша цель – постоянное развитие и совершенствование собственного производства, поэтому, безусловно, в планах есть и проекты по модернизации, и идеи по расширению производства. Но скорость реализации будет напрямую зависеть от ключевой ставки, так как для дальнейшего развития мы будем вынуждены прибегнуть к инвестиционным кредитным ресурсам. На текущий момент они крайне дорогие, и приходится пересматривать проекты на 2025 год — это то, что касается молочного направления.
В мороженом ситуация для нас иная, так как здесь мы в активной фазе реализации крупного инвестиционного проекта по строительству современной высокотехнологичной фабрики мороженого.
Milknews: Как, по-вашему, будет складываться ситуация в молочной отрасли и на молочном рынке в 2025 году, по ценам на сырье, спросу?
А. Михайлов: В 2025 год смотрю с оптимизмом, ждать, что он будет легким, не приходится, но я считаю, что он станет годом выравнивания в паритетных ценах как на сырое молоко, так и на молочную продукцию на полках магазинов. На мой взгляд, за период 2025-2027 года будет продолжаться консолидация производственных площадок, мелкие предприятия с неудовлетворительной рентабельностью будут поглощены крупными молочными холдингами, что, большому счёту, мы уже наблюдаем в последнее время.
Я думаю, что 2025 год в любом случае позволит переработчикам выровняться и, как минимум, позволит сократить отрыв между стоимостью входного сырья и стоимостью товара на полке. Таким образом нам удастся достигнуть уровня рентабельности, который приемлем для перерабатывающих предприятий.
Относительно спроса на молочную продукцию, считаю, что он продолжит расти, так как население нашей страны еще не дошло до установленной нормы потребления молочной продукции. Основной рост вижу в современных молочных продуктах: йогурты, молочные коктейли, творожные десерты и так далее.