компоненты

Сергей Борзенков, Орел Заводу «Сыробогатов» не хватает местного сырья, ему нужно «однородное» молоко


Заместитель председателя правительства Орловской области по развитию АПК Сергей Борзёнков рассказал изданию «ОрелТаймс» о вакцинации в региональном АПК, прогнозах по сбору зерновых, а также о том, почему компании «Сыробогатов» не хватает местного сырья.

— Сейчас идёт иммунизация жителей Орловщины. Вы привились от коронавируса? Как работники АПК вакцинируются: охотно или не очень? Есть ли в регионе так называемые «чистые» агропромышленные предприятия?

— Я уже принял решение привиться. Это произойдёт через неделю – болел, есть медицинские показания, когда нужно прививаться. 
Что касается агропромышленных предприятий, то мы практически вышли на 50% вакцинированных. Многие пошли по принципу комплексной вакцинации, когда к ним выезжала на место прививочная бригада. Последние примеры — ЗАО «Славянское», привились сразу 90 человек, ООО «Черкизово-Растениеводство» — 27.

— На очередной рекорд по сбору зерновых рассчитываете?

— Уборка началась. Идёт обмолот ранних сортов пшеницы, в частности в АПК «Юность» в Колпнянском районе. Первые поля, которые убираются, как правило, самые слабые. При этом на них урожайность 44 ц/га. По оценке самого холдинга, в целом по озимым на круг получат 55 — 57 ц/га.

Мы ведём мониторинг, показатель урожайности в регионе должен быть не меньше прошлогоднего. Есть задача, чтобы уровень 2020 года был достигнут — тогда было собрано 4,3 млн тонн зернобобовых культур и практически 500 тыс. тонн масличных. В этом году по масличным, думаю, должны перешагнуть. По зерновым — увидим, сильная жара может негативно сказаться.   

Но урожайность — не самоцель, главное — сколько получат предприятия средств на своё развитие. В текущем году увеличили посевы доходных культур: по сое вышли на 120 тыс. га, по гречихе – с 48 до 53 тыс. га, по кукурузе на зерно вышли на 99,8 тыс. га (плюс 12 тыс. га к уровню 2020 года). На 20 тыс. га увеличили площади рапса. В целом площадь посевов в регионе составила 1,3 млн га.

— Подписано соглашение с «Пинэко» по строительству завода по переработке гороха. Но давно прошли те времена, когда в области сеяли по 60 тыс. га гороха. Сейчас аграрии едва дотягивают до 20 тыс. га. На чьём горохе будет работать инвестор? 

— Да, гороха у нас стало меньше. Дело в том, что как кормовая культура, с точки зрения рациона, горох исчезает. Наука говорит: белок масличных — подсолнечника, рапса — наиболее эффективен для животных. Для населения же того гороха, что производится в регионе, хватит на гороховый суп и даже с избытком. 

Компания «Пинэко» для нас — большой стимул, чтобы нарастить площади гороха. И это легко сделать, если будет постоянный рынок сбыта. Тогда наши предприятия вместо 20 тыс. га посеят 70 тыс., чуть уменьшив посевы других культур.

У компании есть предварительная договорённость с орловским Институтом зернобобовых по продуктивным сортам гороха. Но построить завод стоимостью 25 млрд рублей — это не шапкой махнуть. Это минимум три года. Знаю, что финансовая модель компанией согласована. Наши же хозяйства готовы 100% обеспечить завод горохом. 

— В области нет своего куриного яйца. Нам его привозят из Липецка, Ярославля, и даже из Мордовии. При этом в регионе есть предприятия, которые занимаются птицеводством. Будет ли когда-нибудь в регионе своё яйцо?

— Мы не можем заявить той же «Свеженке» (компания производит куриные полуфабрикаты — прим. авт.): давайте нам яйцо! Они занимаются мясом птицы и отлично занимаются. И любому инвестору, который к нам приходит и говорит, что построит птицефабрику, мы готовы оказать всяческое содействие, но не можем диктовать свои условия. 

В данном направлении работают наши фермеры. Заниматься яйцом эффективно можно и в малых формах хозяйствования, и даже более эффективно, чем в больших. У нас в Залегощенском районе КФХ в прошлом году произвело 1,6 млн штук яиц.  Во Мценске ИП произвело 130 тыс. штук яиц, в Болхове ИП — 10 тыс. штук — не так много, но это яйцо, которое имеет своего потребителя. Всего ЛПХ региона произвели за прошлый год 42 млн штук яиц. Реализует везде. Мы не видим этого яйца по одной причине — есть торговые сети, которые работают с крупными поставщиками. 

— В этом году девять орловских ЛПХ получат гранты в рамках программы «Агростартап». Заявки были и на создание молочных ферм, хозяйств по разведению овец, перепёлок и пчёл, выращивание рассады и чеснока. Насколько эти проекты реально воплотить? Были ли у нас в регионе случаи, когда фермеры заявлялись, получали грант, работали год-другой, а потом сворачивались? 

— Перепела в этом году не выиграли конкурс. На «Агростартап» всего была 21 заявка. В этом году выиграли грант фермеры по разведению пчёл, по выращиванию чеснока, по откорму КРС, строительству четырёх овцеферм.  

Например, в Глазуновском районе Жариков несколько лет назад на семейную ферму получил почти 11 млн. Закупил коров. Сегодня он производит семьёй 2 тонны молока в сутки. Вокруг него наёмные люди есть, которые занимаются кормами. Дело развивается. И таких примеров немало.
Такого, чтобы через пару лет кто-то свернул своё хозяйство, не было. Бывают случаи, когда фермер нарушает какие-то условия, тогда к нему применяются санкции. Но таких единицы. Основная масса прекрасно работает.  

— Последние годы область бьёт рекорды по сбору зерна. Куда оно уходит из региона? Что сегодня с ценами на зерно? Где хранят такие объемы зерна?

— В прошлом году был перекос с ценами на зерно — 17-18 тыс. за тонну. Это очень дорого. Правительство предпринимало определённые меры. Цены стабилизировались. На сегодняшний день пшеница стоит в районе 13 тыс. за тонну. Главное, чтобы размер пошлины обеспечивал стабильность внутренних цен, и предприятия могли планировать свои инвестиции в развитие. 

Много нашего зерна идёт на экспорт. В 2021 году уже порядка 500 тыс. тонн. Орловское зерно покупают Саудовская Аравия, страны Прибалтики.  Крупные компании сами заключают контракты, небольшие — через АО «Объединённая зерновая компания», «Мирогрупп». Соседние области у нас также берут зерно — Ярославская, Московская, Владимирская. 

За последние годы построено немало современных зернохранилищ  — они видны по дорогам в Ливенскую, Кромскую, Верховскую зоны. Порядка 2 млн тонн зерна можем хранить в новых хранилищах. Да, предприниматели, которые владели двумя элеваторами в Орле, остановили бизнес. По 36-й базе сегодня вопрос уже решён, она работает — компания «Русагро» хранит зерно. (Несколько лет назад «Орловская хлебная база №36» стала банкротиться — прим. авт.). Думаю, в течение года решится вопрос по Мелькомбинату. (В 2018 году на руководство предприятия возбуждали уголовное дело по невыплате заработной платы сотрудникам. Тогда речь шла о 7,2 млн рублей. А в январе 2020 года предприятие было объявлено банкротом — прим. авт.).

— Одно время в регионе активно говорили о создании зернового хаба. Зимой 2020 года орловская делегация посетила ОАЭ, где была достигнута предварительная договорённость о реэкспорте урожаев зерна через арабский хаб. Но сейчас по орловскому хабу — затишье. Его не будет? 

— Я ездил в составе орловской делегации. Мы были на продовольственном форуме. Что такое хаб? Это хранение зерна, такой перевал. Те коллеги, которые участвовали с нами в поездке, нашли понимание с владельцами комбикормового завода в Верховском районе, создали новое предприятие (Это зернотрейдер ГК «Октябрьское» — прим. авт.). Они заключают контракты на покупку зерна. Верховский район — это крупный железнодорожный узел, и компания занимается приобретением зерна у наших фермеров с дальнейшей поставкой на экспорт и на внутренний рынок. То есть съездили люди, пообщались, наладили контакты. Купить комбикормовый завод — ума много не надо, нужно понимать, что с ним делать. Компания это понимает. Вот для этого и нужны такие поездки.

— Почему у нас в основном выращивают фуражное зерно, а зерна 1, 2 и даже 3-го класса производят крохи?

— Я сейчас выражу своё мнение, оно субъективное, но в конце концов мы придём к этому: понятие 1 класс зерна, второй, третий, четвёртый – только у нас существует, с советских времён. Те времена — прекрасные, но технологически — никакие. Мы тогда были оторваны от мира. 

Поэтому сегодня классификация по 1,2, 3 классу чисто формальная. Сейчас главный вопрос — сколько белка находится в зерне. На сегодняшний день, к примеру, зерно 4 класса идёт с 20% клейковины. Но в нём может и 12% белка, и 14%. Поэтому мы можем иметь 4 класс с белком 14 %, и оно прекрасно идёт на хлеб и на другую продукцию. 

Сейчас мы начали уборку, зерно идёт с клейковиной 27%. Это хорошо. Но не нужно зацикливаться на этом критерии. Главное – белок должен быть хорошего качества. 

Думаю, мы всё равно придём к классификации по количеству белка. К слову, фуражным зерном мы раньше считали то, где много мусора, однако в последнее время 5-й класс также отправляется на экспорт и используется мукомолами в качестве мукомольных партий. 

— Как Вы объясните такие парадоксы: Орловщина бьёт рекорды по зерну и мясу и из года в год падает по молоку. Этот перекос возможно преодолеть? Или для орловцев сойдёт и привозное молоко? Какая ситуация на заводе «Сыробогатов»? Сколько молока они используют, где его берут, и что с дополнительными инвестициями?

— Я скажу так: того молока, которое мы производим, хватило бы для жителей области. Но, например, на орловский завод привозится молоко из Калуги и из Тулы, а наше — едет на тульский комбинат. Такие вот бизнес-траектории. 

Мы ставим задачу: давать в первую очередь преференции тем, кто пришёл в производство молока. Но здесь есть проблемы. Земля сельхозназначений вся в собственности, а молоко нельзя производить без земли. Поэтому стоит ещё одна задача: убеждать тех, кто уже работает, инвестировать средства в производство молока. В связи с этим мы практически договорились по ООО «Дубовицкое». Предприятие работает по растениеводству, но появились свободные средства, и их оно вкладывает в молочное животноводство. Проект на выходе в июле. Осенью нулевой цикл – отвечаю на 100% – будет заложен. Это будет комплекс по американской технологии на 1200 голов. 

С другими также работаем. Но сложности есть. Трудно говорить с бизнесом, который заявляет, что у него итак всё прекрасно, достаточно производства сои и рапса… 

Приведу пример с Калужской областью. Там производят молока раза в 2,5 больше, чем в Орловской области. Но я проезжаю и не вижу больших достижений в развитии фермерства. Да, там поставлены молочные мега-комплексы. Но один такой комплекс обеспечивает работой только 25-30 человек. Наша же задача, чтобы у людей была работа. Поэтому акцент делаем на фермерском животноводстве. 

Вот орловцы говорят: своего молока нет, и это смерти подобно. Но оно приходит из соседнего региона, а часть нашего идёт в соседний регион. СМИ пишут: наше молоко перерабатывается в Туле. Да, но молоко из Тулы перерабатывается у нас — на заводе «Сыробогатов». Вот такой процесс. 
Что касается самого завода, то местного сырья им не хватает и не будет хватать. Сегодня он перерабатывают 300 тонн молока в сутки. Чтобы производить сыр, нужно однородное молоко. Что это такое? Молоко, произведённое, например, у ИП Иванова и у ИП Петрова, всегда будет разное — по белку, по соматическим клеткам, по жирности и т.д.. А вот молоко, произведённое на комплексе, будет однородное. Заводу эффективнее делать сыр из однородного молока. 

Руководство «Сыробогатов» планирует в Орле сделать распредцентр. Также оно планирует делать сухую сыворотку — для этого проектируют дополнительную котельную, а также новые мощности по хранению продукции. 

— У нас много говорится о социальной ответственности бизнеса. Но пока  слышишь благодарности от жителей Верховского, Урицкого, Колпнянского, Болховского районов лишь в адрес местных предпринимателей, хотя в регионе много крупных холдингов. Но в их адрес особо хорошего не говорят. Или крупные инвесторы очень скромные и не афишируют свои благие дела?

—СГЦ «Знаменский», к примеру, ежегодно делает подарки детям, в Тросне детский сад ремонтировали… Все в той или иной степени социальны ответственны. Может, мы мало об этом говорим. К примеру, в текущем году Мираторг проектирует две объездные дороги — вокруг посёлка Шаблыкино и Дмитровска. Да, их техника там много ездит, но и не только их. Дорога-то будет межмуниципальная. Они вкладывают деньги в проектирование, чтобы мы в последующем могли привлечь федеральные средства на строительство. Счёт идёт на десятки миллионов рублей. В Кромах они открыли два завода, тоже там проектируют дорогу, по которой будут ездить все. «Мираторг» в Шаблыкино спортивные площадки строил, сейчас в Дмитровске на проект спортплощадки деньги вкладывают.

По Новой Деревне компания «Истоки» тоже вложилась в проектирование дороги, в том числе, к школе и ещё обеспечивает софинансирование на её строительство. В целом с крупными компаниями у нас хорошие рабочие отношения.  

— Как случилось, что Мираторг построил несколько свинокомплексов на территории области незаконно, без разрешения на строительство?

— Начав строить, они, я думаю, не рассчитали силы с точки зрения разрешительных моментов, сроков. Я думаю, специалисты где-то у них ошиблись. Они-то потом получили все разрешительные документы, согласовали работы со всеми службами, тут проблема только в том, что слишком быстро пошагали. Но компания была за это оштрафована.
 

1627545905
Источник: oreltimes.ru

18223 просмотра

Также рекомендуем:


практикум
Молочные заводы
Комментарии
Каргил 26.09 микотоксин
кизельман-март-24
Мустанг вакцина

ворлд фуд 20 сент
ЮГ Богатырь
Агросалон
РБК
Нов 5 мин еженедельно
Подпишитесь на нашу рассылку
Практикум наш

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы
Дзен