Александр Лабунец, «Проксима» В первом полугодии 2024 года рост продаж составил до 20%, а второе полугодие «съело» весь прирост
Компания «Проксима» улучшила финансовые показатели по итогам 2024 года, нарастив продажи по отдельным видам мороженого до 50%. Об этом в интервью Milknews сообщил первый заместитель президента ООО ПКФ «Проксима» Александр Лабунец. Собеседник также рассказали Milknews о модернизации производства на предприятии и планах на 2025 год.
Milknews: Какие результаты ваша компания показала в 2024 году?
А. Лабунец: Анализируя 2024 год, я разбил бы его на полугодия. Где первое было с ростом продаж до 20% в тоннаже, а второе «съело» весь прирост. Самым проблемным был август, когда падение продаж достигло 37% по сравнению с прошлым 2023 годом. Причем, эти данные совпадают с данными по продажам из торговых точек как федеральных сетей, так и в традиционной рознице. Казалось, что из-за жаркого начала года, потребитель «наелся» мороженного. В последующие месяцы ситуация улучшилась.
Что касается продаж видов мороженого, то в 2024 году продолжалось снижение продаж продукции с ЗМЖ и выросло без ЗМЖ. То есть, не смотря на повышение цен, потребитель выбирал качество.
В сетевом канале наблюдалось падение продаж в гипермаркетах, стагнация в минимаркетах и значительный рост в дискаунтерах. Прямая поставка в дискаунтеры (с их наценкой на полке до 20%) позволяет предоставить конечному потребителю качественный товар по доступной цене. Видим в этом дальнейший потенциал.
Дистрибьюторский канал сбыта в целом сохранил свою долю продаж. Наш рожок «Большой Папа» занимает, как всегда, лидирующее положение, вырос объем продаж эскимо «Большой Папа» на 52% и наша эксклюзивная «Игрушка» выросла на 48%.
В итоге год был достаточно сложным, интересным, мы сохранили объемы продаж в тоннаже, выросли в денежном выражении и не только за счет повышения отпускных цен, а за счет плановой ротации на более маржинальные позиции по всем каналам сбыта.
Milknews: Проводилась ли модернизация на вашем предприятии в прошлом году? И какие инвестпроекты планируете реализовать в 2025 году?
А. Лабунец: В прошлом году мы инвестировали в модернизацию существующего оборудования и повышение его эффективности, в улучшение условий труда нашим работникам, а так же в генерацию электроэнергии на территории предприятия. В частности были закуплены и смонтированы газогенераторные электростанции. Теперь у нас имеется резерв по питанию для всех холодных складов, а так же части производственного оборудования. И, что очень важно, появилась возможность сократить затраты на электроэнергию.
В инвестпланах на 2025 год улучшение нашей логистики: закупка автомобилей для развозки мороженого, ввод в эксплуатацию новых производственных площадей, модернизация процессного оборудования отделений варки смесей и отделения приготовления начинок. Параллельно мы ведем работу по подготовке линий и складских комплексов к навязываемой госорганами поэкземплярной прослеживаемости нашей продукции («Честный знак»).
Milknews: Какие новинки вы приготовили для потребителей в этом сезоне?
А. Лабунец: В текущем сезоне наша команда сосредоточилась на расширении существующих линеек мороженого. Мы разрабатываем новые вкусы в семейной группе и сахарном рожке. Как раз сейчас проходит финальный этап дегустаций новинки в сахарном вафельном рожке.
Milknews: Поставляете ли вы свою продукцию на экспорт? И какие планы у вас в этом направлении?
А. Лабунец: Технически в 2024 году наша продукция поставлялась в республики Беларусь и Абхазию. Но на вопрос о представленности за пределами России отвечу – нет. Мы с командой фокусируемся на рынок России. Именно рынок РФ считаем приоритетным.
Milknews: Как изменились спрос на мороженое и предпочтения потребителей в последнее время?
А. Лабунец: В этом году мы, как и многие производители, вынуждены были в очередной раз поднять отпускные цены. Нас очень тревожат новые полочные цены и покупательская способность наши потребителей. А, возможно, даже снижение нормы потребления мороженого…
Аналитика продаж первых двух месяцев 2025 года в торговых точках традиционного канала сбыта показывает прирост в 14% к аналогичному периоду 2024 года. Но после повышения цен (с 1 марта) ситуация обратная.
Перспективы развития видим:
- В развитии дистрибьюции всех товарных групп нашей продукции;
- В развитии дистрибьюции на новых территориях;
- В расширении географии работы с федеральными сетями, в том числе дискаунтерами.
Milknews: Какие основные «болевые точки» для производителей мороженого вы можете отметить в настоящее время в РФ?
А. Лабунец: На мой взгляд, основные «болевые точки» для нас - мороженщиков в текущем моменте это:
- Рост стоимости сырья, его доступность. По некоторым позициям фиксируем подорожание до 300%. Поставщики стараются выправить ситуацию, но не всегда получается.
- Аналогичная ситуация с оборудованием и запчастями к нему. Мы привыкли к европейским стандартам качества и безопасности оборудования. Сейчас нам приходится искать альтернативу. Компромиссные решения порождают соответствующий результат. А оплата и доставка оборудования это совершенно отдельная, грустная история.
- Ставки по кредитам. Ставка «Ключ + 5%» сегодня обыденность. 26% для длинных денег слишком дорого. Об инвестиционном кредитовании и думать не хочется в текущей ситуации. Да, существуют различные программы льготного кредитования, субсидирования, но «Проксима» - международная компания с 50% иностранного капитала, что, в свою очередь, лишает доступа к госпрограммам по критерию иностранного участия.
- Рынок труда. Четвертый год подряд мы испытываем острый дефицит кадров. Не хватает как линейного персонала, так и специалистов. Качество соискателей, их компетенции, зачастую на низком уровне. Улучшение условий труда на постоянной основе, повышение уровня автоматизации процессов – постоянная повестка дня нашей компании.
А. Лабунец: В целом рынок мороженого показывает позитивную динамику, потребление мороженого растет. Что еще важно - фокус потребителя смещается в сторону более качественного продукта, и мне это нравится.
Считаю, что отрасль продолжит активно развиваться, несмотря на внешние вызовы. Стремительно растущие дискаунтеры позволят в большем объеме доводить до конечного потребителя вкусное, качественное мороженое по справедливой цене. Желаю всем производителям мороженого хорошего сезона 2025!
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
