Сергей Мосиенко, «Кубанская Станица» Основной тренд молочного рынка – снижение покупательской способности
ГК «Концерн Покровский» входит в десятку крупнейших производителей молока в России. В составе концерна действует молочный завод «Кубанская станица» с максимальной мощностью переработки молока-сырья 30 тонн в смену. О портфеле продукции, трендах на рынке и затратах на маркировку Milknews рассказал управляющий ООО ТД «Кубанская Станица» Сергей Мосиенко.
Milknews: Расскажите про вашу переработку. Какие объемы молочной продукции сейчас выпускаются? Куда идет основной сбыт?
Сергей Мосиенко: Собственный аграрный бизнес позволяет ГК «Концерн «Покровский» эффективно развивать не только животноводство, но и качественную переработку. В составе Концерна действует молочный завод в станице Каневской с максимальной мощностью переработки молока-сырья 30 тонн в смену. Под общим брендом «Станица» завод выпускает широкий ассортимент продукции: пастеризованное молоко, кефир, ряженку, сметану, сыворотку, сливочное масло, фермерский сыр и творог. Вся линейка вырабатывается строго по ГОСТу из натурального молока, собранного на собственных фермах. На предприятии действует собственная лаборатория, которая соответствует всем современным требованиям и оснащена новым сверхточным оборудованием. Лаборатория круглосуточно отслеживает качество приходящего сырья, упаковки, ингредиентов, осуществляет промежуточный контроль в процессе производства. В результате ни один готовый продукт не отправляется в магазин без подтверждения его отличного качества.
Мы производим продукцию в среднем и экономичном ценовых сегментах, при этом делаем основной упор на качество продукции, благодаря чему заслужили признание потребителей. Завод имеет около 1000 действующих клиентов и поставляет свою продукцию розничные и оптовые торговые точки Краснодарского края и Ростовской области, а также сотрудничает с такими крупными федеральными сетями, как «Магнит», «Ашан», Х5 RETAIL GROUP, «Табрис» и «О’Кей».
Milknews: Какие тренды в предпочтениях потребителей в части молочной продукции вы видите сегодня на молочном рынке?
Сергей Мосиенко: Основной тренд сейчас – снижение покупательской способности. Пандемия коронавируса затронула все сферы бизнеса, но ее главным итогом стало сокращение доходов покупателей, вследствие чего они стараются выбирать более дешевые позиции в одной и той же товарной группе. Это особенно заметно за пределами крупных городов, например, у нас в провинции, в небольших населенных пунктах, где люди в первую очередь ориентируются на цену, а уже потом оценивают качество. Анализ продаж продукции нашего завода показывает, что в период акций, когда цена ниже, ее моментально разбирают. Но стоит на прилавке появиться другому товару, с более низкой ценой, люди делают выбор в его пользу, даже если по качеству и вкусовым характеристикам он значительно уступает. Это ставит производителей в жесткие конкурентные условия, где главным фактором успешности продукта становится его цена. При этом издержки в молочном производстве постоянно растут. Только за последние месяц-два стоимость сырья увеличилась почти на три рубля за литр, существенно подорожала полимерная упаковка - по некоторым позициям на 20-30% с начала года. Выросли расходы на транспортировку товара, ГСМ, запчасти, ремонт и обслуживание оборудования. В настоящий момент большинство производителей работает на грани маржинальности, мы не можем бесконечно сдерживать рост себестоимости продукции и работать в убыток.
Недавно мы были вынуждены поднять оптовые цены на 5% и готовимся к определенной корреляции в объемах продаж. Другого выхода просто нет: мы не можем «играть» с качеством и производить под видом натуральной продукции фальсификат, как делают некоторые другие игроки на рынке. Это не наш путь – мы производим только качественную молочную продукцию и выдерживаем все технологические требования. Вся линейка вырабатывается строго по ГОСТу из натурального молока.
Milknews: Какие затраты вам пришлось понести на внедрение маркировки?
Сергей Мосиенко: Молочный завод ГК «Концерн «Покровский» своевременно выполняет все требования правительства РФ по обязательной маркировке продукции. В рамках подготовительного этапа (с 20 января по 1 июня 2021 года) зарегистрировались в системе «Честный Знак», также были синхронизированы карточки продукции ГС1РУС (в программу внесен перечень выпускаемой продукции). С 1 июня, в связи с введением обязательной маркировки сыров, на выпускаемый заводом мягкий сыр «Фермерский» производим ручное нанесение кода Data Matrix с вводом в оборот в программе. К следующему для нас этапу, в рамках которого с 1 декабря маркировке будет подлежать вся молочная продукция со сроком годности менее 40 дней, готовимся уже сейчас. В июле заказали оборудование для считывания и ввода в оборот кодов, поставку ожидаем в конце октября. В ноябре запустим его в тестовом режиме, чтобы отработать все возможные проблемы в процессе внедрения маркировки товаров.
Затраты на приобретение оборудования составили более 7 млн рублей. Кроме того, нанесение кодов будет производить типография, которая поставляет нам упаковку для продукции, что также приведет к дополнительным расходам. Учитывая растущие издержки производителей на упаковочный материал, приобретение и обслуживание оборудования для считывания кодов, после полного внедрения системы обязательной маркировки вырастет и себестоимость молочной продукции.
Milknews: Вы планируете расширять портфель продуктов?
Сергей Мосиенко: ГК «Концерн «Покровский» ежегодно вкладывает сотни миллионов рублей в развитие и модернизацию своих предприятий. Молочный завод – не исключение, мы обновляем оборудование, совершенствуем технологии и бизнес-процессы, вкладываем ресурсы в обучение и повышение квалификации персонала. Выводить на рынок какие-то принципиально новые рецептуры пока не планируем, но при этом постоянно работаем над улучшением качества наших традиционных молочных продуктов – молока, кефира, ряженки, сметаны и др. Мы ориентируемся на массового потребителя, предпочтения которого в молочном сегменте довольно консервативны.