компоненты

Максим Шаскольский, ФАС Мы следим за соблюдением баланса интересов между торговыми сетями и производителями


Жесткий санкционный режим вынуждает иностранных игроков покидать российский рынок, власти облегчают отечественным компаниям "подхватывание" активов, смягчая условия согласования сделок. Все это потенциально чревато повышением концентрации на рынках, и, как следствие, ростом цен для конечных потребителей. О том, что происходит со сделками в продовольственном ритейле и биржевой торговле продовольствием, а также роли параллельного импорта, «Интерфаксу» рассказал руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Максим Шаскольский.

- Государство приняло ряд решений, упрощающих согласование сделок, в частности был повышен порог стоимости активов для согласования сделок в ФАС, снижены требования для M&A в ритейле. Возникает впечатление, что сейчас для государства важнее любыми мерами поддержать предприятия, а вопросы антимонопольного регулирования уходят на второй план. Согласны ли вы с таким утверждением? Насколько уже принятые меры, на ваш взгляд, носят временный характер? Не получится так, что Россия сделает в каком-то смысле шаг назад в антимонопольном регулировании?

- Нельзя сказать, что те уступки, на которые мы сейчас идем, носят какой-то критичный характер. Совсем нет. Может быть, это не совсем проконкурентные решения в привычном понимании, но они решают важные задачи для всей экономики, позволяют сохранить производство, восстановить логистику, обеспечить рабочие места, оплату налогов. Мы со своими контрольно-надзорными функциями никуда не денемся, мы придем и все проверим. И эти "уступки" - они временные, они правильные, продуманные, и никакого отступления от антимонопольного законодательства не предполагают.

Действительно, нами принят ряд мер по смягчению регулирования. Вы упомянули повышение порога согласования сделок с 800 млн до 2 млрд рублей, при котором будет действовать уведомительный порядок. Такие сделки занимают незначительную долю в общем объеме и их влияние на конкуренцию на рынке минимально. Как я уже отмечал выше, эти меры носят точечный и временный характер. При этом ФАС сохраняет возможность использовать все доступные инструменты реагирования на угрозы конкуренции.

Мы также упрощаем работу с преференциями, когда власти распределяют какие-то объекты собственности малому и среднему бизнесу без конкурсов. Будет действовать уведомительный порядок при выделении помещений для социального обеспечения населения, поддержки малого и среднего предпринимательства.

- В ритейле правительство отменило ограничение по непревышению 25%-й доли рынка при сделках с иностранными инвесторами. Есть ли уже претенденты на совершение сделок по новому правилу, помимо X5, которая буквально только что сообщила о покупке у финской SOK Retail Int. OY супермаркетов Prisma?

- Во-первых, мы категорически против увеличения лимита свыше 25%, это решение принято только на 2022 год, и принято в отношении случаев, когда иностранная компания, которая работает в ритейле, все бросает и уходит. С чего это началось? Как раз с Prisma, когда компания в момент решила все закрыть и уйти. И Х5, которая занимает долю свыше 25%, заявила, что готова "подобрать" эти магазины, сохранить рабочие места, сохранить возможность для потребителей в привычном формате пользоваться услугами. И конечно было принято решение в порядке исключения в таких случаях допускать превышение 25%. В среду мы согласовали сделку Х5 по покупке Prisma.

- С выдачей предписания?

- Нет, мы им не выдавали предписания, потому что Х5 уже соблюдает те договоренности, которые были достигнуты в рамках переговоров еще полгода назад, по сдерживанию цен на социально значимые товары.

- А сколько сделок вы ожидаете с превышением 25%-го порога по аналогии с Х5 и Prisma - одна, две три?

- Пока мы заявок больше не получали. Но мы против того, чтобы этот подход применялся повсеместно, против того, чтобы, как это недавно предлагалось, увеличить порог для сделок в ритейле до 35%. Все понимают, что это может привести к увеличению рыночной власти действующих торговых сетей по отношению к производителям, созданию дополнительных барьеров для входа на рынок субъектов МСП, сокращению ассортимента и снижению доступности товаров для граждан.

- В целом, ритейл и общепит стали одной из сфер, где уход иностранных инвесторов оказался наиболее заметен. Означает ли это, что еще длительное время конкуренция здесь будет ограничена, и как это скажется на ценах для конечного потребителя?

- Во-первых, продолжают действовать меры, направленные на сдерживание цен на ряд социально значимых товаров. По этим позициям наценки снизились с 22% до 7%, то есть более чем в три раза, и мы постоянно ведем контроль. Кроме того, мы следим за соблюдением баланса интересов между торговыми сетями и производителями. Планируем в скором времени провести встречу, что называется, "на троих" - собрать представителей торговых сетей, различных ассоциаций и производителей и обсудить те проблемы, которые есть. Они есть, но не системные, и решаются участниками рынка. У нас нет каких-то обоснованных жалоб, что кто-то из производителей не имеет доступа на полку, не получает оплату или нарушает еще какие-либо требования закона о торговле.

- Есть отрасли, в отношении которых обсуждался, или даже применялся механизм фиксации цен, как например в производстве минеральных удобрений. Насколько ФАС считает оправданными такие шаги?

- По удобрениям на самом деле нам удалось разработать интересный механизм. Это результат совместной работы производителей и правительства, и теперь все наши сельхозтоваропроизводители обеспечены в необходимом объеме удобрениями по приемлемым ценам. Сейчас мы работаем над тем, чтобы и сырье для производителей удобрений, прежде всего, сера, было под контролем и поставлялось по определенным ценам, без сверхрентабельности, для выпуска удобрений, которые идут на внутренний рынок.

- Как это будет реализовано? Речь про 2023 год?

- Нет, это уже сейчас. У нас есть соответствующее поручение. Компании, которые поставляют сырье, утвердят у себя торговую политику, которая позволит зафиксировать на определенном уровне цены, отвязать их от экспортной альтернативы и поставлять по согласованным ценам тем производителям, которые отдают удобрения на внутренний рынок.

- Если говорить о биржевых торгах продовольственными товарами - в прошлом году начались торги рыбой, но так и не стали массовыми. Почему, как вы считаете, реализация этого проекта тормозится? И какова позиция ФАС по проведению аукционов на втором этапе распределения рыбных квот? Будет ли ФАС настаивать на переходе к полностью аукционному их распределению?

- Мы в целом поддерживаем распределение квот водных биоресурсов по результатам аукционов в электронной форме после окончания действующих договоров. Вместе с тем, масштабное перераспределение может привести к сосредоточению большого объема долей квот в одних руках, что навредит конкуренции. При распределении инвестиционных квот на втором этапе необходимо ввести предельный размер квоты и одновременно ограничить участие в аукционе для тех, кто по его результатам превысит установленный предельный размер.

Биржевая торговля рыбной продукцией в России пока находится на начальном этапе. В качестве меры стимулирования ФАС предлагает установить льготные тарифы на перевозку ж/д транспортом рыбной продукции, приобретенной на бирже.

- ФАС много лет выступала за легализацию параллельного импорта. Сейчас решение принято, но в усеченном варианте: ввозить можно только то, что не локализовано в России или больше не поставляется. Будет ли ФАС выступать на расширение применения этой меры на все товары, ведутся ли такие обсуждения в правительстве?

- Действительно, мы на протяжении многих лет выступаем за введение международного принципа исчерпания прав, в рамках которого возможен свободный, параллельный импорт товаров. Этот механизм работает во многих странах мира - оригинальный товар может ввозиться в страну всеми участниками рынка. Мы постоянно встречаем сопротивление в этом вопросе, оппонентами традиционно выступают крупные международные компании.

Мы бы хотели, чтобы легализация параллельного импорта была полной, но согласились с тем, что, если здесь локализовано производство, оно работает, обеспечивает поставки, тогда, наверное, эту продукцию можно исключить. В остальном наша позиция - оригинальный товар на территорию РФ может завозить множество игроков, соблюдая все регламентные и таможенные процедуры. И это будет цивилизованный бизнес, без контрафакта, потому что сохраняется необходимость прохождения всех таможенных процедур.

- Может ли оказаться так, что решение о легализации параллельного импорта будет только временной мерой на период санкций?

- Мы считаем, что это должен быть постоянный механизм, и живем в этой логике.

- Вы сейчас видите уже какой-то эффект от параллельного импорта?

- Новый механизм действует чуть больше месяца. По объективным причинам еще не выстроены логистические цепочки, этому ведь надо еще научиться. Помните, как Миронов в фильме "Берегись автомобиля" говорит: "Нужно узнать, нужно привезти, нужно попридержать". Этот механизм (параллельного ввоза - ИФ) десятилетиями был у нас запрещен, и сейчас пока до конца не налажен. Но мы во взаимодействии с таможенными органами, маркетплейсами и другими участниками рынка будем отслеживать объемы товаров, которые будут поступать в рамках параллельного импорта.
 

1655706683
Источник: "Интерфакс"

8210 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы