Олег Сирота. «Истринская сыроварня» Участие в фестивале «Сыр.Пир.Мир» в следующем году может стать платным
О том, каково будущее фестиваля «Сыр.Пир.Мир», какие проблемы стоят сейчас перед сыроделами, а также насколько сильное влияние на российский сырный рынок оказывают белорусские производители, Milknews рассказал владелец «Истринской сыроварни» Олег Сирота.
Milknews: Олег, несмотря на экономическую ситуацию, фестиваль “Сыр.Пир.Мир” в этом году состоялся и его посетили десятки тысяч гостей. Как он прошел? Какие плюсы и минусы можете отметить? Какие планы на следующий год?
О. Сирота: В этом году фестиваль посетило чуть меньше двухсот тысяч человек. Он проходил не 4 дня, как в прошлом году, а три, поэтому цифры были ожидаемы, и это все равно большой успех.
На фестивале бы большой ажиотаж - по три заявки на одно место. Приходилось серьезно выбирать, были даже недовольные, которые писали жалобы. Также мы протестировали коммерческие места. Думаю, что эту тему будем продолжать, и в следующем году значительная часть участников пойдёт на коммерческой основе, а может, даже и все. Поэтому план на следующий год - перевести фестиваль на самоокупаемость. Что касается минусов, он был один. Несмотря на красивый дизайн, пришлось построить тесные ряды за счет уменьшения проходов, поскольку хотелось уместить всех за тот же бюджет, что и в прошлом году. Однако из-за того, что инфляция в этом году высокая, и всё подорожало, получилось не очень удобно. На будущий год надо расширяться, планируем всё исправить и пригласить еще больше участников.
Milknews: Как справляются с новым этапом маркировки небольшие сыродельные компании?
О. Сирота: У КФХ есть ещё отсрочка на год, поэтому пока нет массовых проблем. У микробизнеса, конечно, этот процесс идет очень тяжело. И с точки зрения работы, и с точки зрения интернета, загрузки/выгрузки базы. Потому что такая интеграция для маленьких предприятий пока еще хромает на обе ноги, и сказать, что там все гладко и без проблем, невозможно.
Milknews: Какие сейчас есть проблемы в сыродельной отрасли?
О. Сирота: Серьезной проблемой, на мой взгляд, остается слабый курс рубля, потому что у нас многие зарубежные конкуренты привозят свою продукцию по невысоким ценам, и контрабанда стоит сейчас достаточно дешево из-за того, что рубль ослабел. Поэтому нам сейчас тяжеловато.
Все остальные проблемы решаемы и локальные. Где-то по оборудованию, по насосам и т.д. Некоторые производители этих составляющих ушли с рынка, некоторые наладили параллельный импорт через третьи страны, и сейчас там есть перебои по ряду импортных европейских насосов, запорной арматуры, у них не все есть из того, что бы хотелось закупать.
Спрос стабильный, однако сыроделам не очень нравится, что постоянно растут цены на молоко. Это хорошо для производителей молока, но не для переработчиков. Я предполагаю, что осенью, когда будут перезаключаться контракты, произойдет еще один скачок цен. Пока не понимаю, насколько он будет резкий, это трудно спрогнозировать.
Milknews: Сохраняется ли дефицит ингредиентов из-за санкций?
О. Сирота: Я бы не сказал, что с этим есть большие трудности. Производство закваски у нас в стране постепенно налаживается. Наше предприятие переходит на российские закваски, поэтому проблемы особо не видим.
Есть, наверное, проблемы с вареньем. Потому что не все виды ягод производим в РФ. Исторически через Беларусь привозили польскую и эстонскую ягоду. Поэтому некоторых видов сейчас не хватает, либо они дорогие. Но это только лишь стимул для того, чтобы наши производители ягоды быстрее закрыли эту нишу.
Поэтому можно сказать, что дефициты какие-то есть, но они не фатальные.
Milknews: Как решается вопрос с Беларусью в плане конкуренции?
О. Сирота: Нас всегда беспокоит вопрос белорусских производителей, потому что они там работают в условиях не совсем рыночной экономики. У них странная цена на молоко, за счет этого достаточно дешевые сыры, однако пока они не очень умеют делать высококачественные. А малый и средний бизнес в России специализируется именно на этом сегменте: элитных, местных, ручных, органик, био, нишевых сыров. Беларуси до всего этого ещё далеко.
Но я был на белорусских предприятиях, и могу сказать, что у них достаточно серьезно проведена модернизация молочной отрасли, она очень хорошо профинансирована за прошлые годы, и там есть, чему учиться. Но у них все на импортном оборудовании, и нужно посмотреть, как они будут всю эту технику ремонтировать, когда возникнет такая необходимость.