Светлана Барсукова, АГРОСИЛА На молочном рынке еще есть возможности для роста
«АГРОСИЛА» – один из крупнейших агрохолдингов России, в состав которого входит более 25 сельхозпредприятий в Татарстане, специализирующиеся на птицеводстве, сахаре, производстве и переработке молока, растениеводстве на более 330 тыс. га земли. В 2017 компания приобрела Набережночелнинский МК мощностью 150 т/сут сырья и стратегически стремиться к балансу объемов производства и переработки молока. В 2020 был анонсирован проект по производству твердых и рассольных сыров стоимостью 2 млрд руб. Milknews поговорил с генеральным директором компании Светланой Барсуковой о планах, ситуации в отрасли и запуске новых проектов.
Про производство молока
Milknews: Многие производители особенно сильно почувствовали в этом году рост себестоимости производства. Рост каких составляющих особенно сильно вы заметили?
Светлана Барсукова: В основном выросла стоимость концентрированных кормов, шротов, жмыхов. Увеличилась стоимость и собственных кормов, поскольку в текущем году была очень засушливая погода на территории Республики Татарстан. Эта ситуация обязательно будет иметь последействия для молочного сектора и в 2022, а, возможно, и в 2023 году в плане качества и количества производимых кормов, которые будут использоваться при откорме КРС.
Сейчас мы очень активно работаем над нашей кормовой программой. В 2022 году мы предусмотрели увеличение кормового клина, что в том числе связано с введением нового комплекса в Азнакаевском районе Республики Татарстан. Кроме того, мы активно работаем над кормовыми программами, разрабатываем разные рецепты комбикормов для разного типа коров. Производить их мы будем централизованно на нашем комбикормовом заводе, который расположен в городе Набережные Челны. Это позволит снизить себестоимость кормов, которые мы будем использовать при производстве молока.
Milknews: Расскажите подробнее о новом комплексе. Что это за проект?
Светлана Барсукова: В августе 2021 мы ввели первую очередь комплекса на 2000 голов дойного стада. В настоящее время комплекс заполняется до предусмотренного количества голов, и к концу октября он будет заполнен в полном объеме. Что касается второй очереди, то сейчас идут активные строительные работы. Заливаются фундаменты двух коровников, а также родильного зала. Вторая очередь будет на 2500 голов дойного стада. В общей сложности мощность комплекса составит 4500 голов дойного стада, запуск планируется на начало сентября 2022 года.
Milknews: Как вы работаете над генетикой и селекцией на своих животноводческих предприятиях?
Светлана Барсукова: В 2019 году мы приняли стратегию развития животноводства в холдинге, которой мы следуем. Конечно, со времени она претерпела определенные изменения, поскольку мы двигаемся и развиваемся, не стоим на месте. В данной стратегии мы предусмотрели работу над генетической составляющей нашего стада. Во-первых, мы используем только искусственное осеменение, во-вторых, мы работаем с определенным искусственным семенем, которое позволяет воспроизводить больше телочного поголовья, чем бычков. Это, в свою очередь, позволяет нам выходить это хорошие качественные и количественные показатели по надоям. В холдинге мы самостоятельно работаем над отбором и генетикой стада. Мы приняли для себя решение не закупать скот со стороны, а работать только с тем, что у нас есть, улучшая породу и качественные и количественные показатели животных.
Milknews: Как вы оцениваете поддержку государства в этом вопросе?
Светлана Барсукова: Что касается селекции и генетики, то и в вопросе выращивания крупного рогатого скота, и в птицеводстве, всегда должны проводиться довольно долгие научные разработки. С моей точки зрения, государство должно содействовать бизнесу в этом вопросе. Помощь может быть за счет субсидирования или выдачи каких-то преференций тем, кто занимается этим направлением. Возможно, это могли бы быть налоговые льготы или помощь во взаимодействии с генетическими центрами, расположенными за пределами нашей страны. На данный момент поддержки государства в этом направлении недостаточно, в особенности если речь идет о научных разработках. Сегодня про нашу страну мы не можем сказать, что мы полностью обеспечены родительскими стадами и племенным материалом, чтобы воспроизводить будущее потомство. Хотелось бы больше развития в этом направлении, а без поддержки государства реализация такого рода проектов и проведение научных исследований невозможна.
Milknews: Как вы относитесь к тому, что животноводческий сектор хотят включить в закон о парниковых газах. Насколько, на ваш взгляд, это своевременная мера?
Светлана Барсукова: Я полагаю, что вопросы экологии, а всё-таки данные законодательные акты относятся к этой области, безусловно, важны. Если государство считает, что на текущий момент это своевременно, то это правильно. Однако, безусловно, в этом законе должен быть обязательно предусмотрен переходный период, нужно провести определенную разъяснительную работу с предприятиями, потому что не все сельхозпроизводители могут себе позволить иметь достаточно большой штат юристов либо экологов, которые смогли бы их проконсультировать и составить тот комплект документов, который необходим. Вводить какие-то санкции по данной теме, с моей точки зрения, преждевременно. Сначала нужно провести разъяснение, а потом уже наказывать.
Про переработку
Milknews: Вы решили идти в производство сыров. Вам не кажется, что этот рынок уже перенасыщен?
Светлана Барсукова: Мы действительно реализуем проект по производству рассольных и твердых сыров на базе ООО «Агросила-Молоко». С апреля 2022 года мы будем производить ещё и рассольные и полутвердые сыры.
Если говорить о рынке самих сыров, то он имеет достаточно стабильный рост. Этот рост не взрывной, но он всё-таки есть. По данным Центра отраслевой экспертизы и Центра аналитики Минсельхоза РФ, рост рынка сыра составляет ежегодно порядка 5%. При этом доля импорта на данном рынке составляет не более трети. В 2021 году, до последнего квартала, доля экспорта сохранялась на уровне трети, а недавно она начала снижаться, поскольку основным импортером таких продуктов была Республика Беларусь, а они стали ориентироваться на несколько иные направления.
Мы делаем акцент на производстве качественного продукта из натурального молока, который всегда будет востребован на местном рынке, поэтому проблем с реализацией у нас не будет. С учетом данных нашего отдела аналитики, у данного рынка еще есть определенный задел для роста.
Milknews: Планируете ли вы развивать экспорт молочной продукции?
Светлана Барсукова: Мы активно развиваем экспортное направление. Мы реализуем за пределы РФ молочную продукцию и продукцию птицеводческого направления. Это страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, а также страны дальнего зарубежья — Китай. Сейчас есть определенные сложности с поставками птицеводческой продукции в Китай из-за случаев вспышки птичьего гриппа. Кроме того, в 2021 году мы поставили в Казахстан ультрапастеризованное молоко, также же мы замечаем интерес в странах ближнего зарубежья к другой нашей молочной продукции, в частности, к сметане, а также продукции здорового питания, которую мы производим под брендом «Я ем с умом». Уже в 2022 году мы хотим расширить линейку поставок за пределы РФ. Очень большой интерес проявляют за рубежом к продукции, производимой по стандартам халяль. Это молочная и птицеводческая продукция. Мы будем его активно развивать.
Milknews: Какие тренды в предпочтениях потребителей в части молочной продукции вы видите сегодня на молочном рынке?
Светлана Барсукова: Если мы рассматриваем локальный рынок, то это в большей степени ориентация на очень свежую продукцию небольших сроков хранения, произведенную местными производителями. Если мы будем говорить глобально, то в настоящее время потребитель уделяет все больше внимания экологичности производства, здоровому образу жизни и продуктам, которые позволяют его поддерживать. Сейчас мы рассматриваем для себя возможность проставлять на упаковке знаки «БИО» и «ЭКО», поскольку вся наша продукция производится без каких-либо добавок и сухого молока. Тоже самое мы будем делать и с продукцией птицеводческого направления. Плюс, мы выпустили на рынок низколактозное молоко, которое позволяет избежать определенных проблем со здоровьем у людей с непереносимостью лактозы или ее плохой переносимостью. В планах у нас расширить эти линейки.
Про маркировку
Milknews: Как прошло внедрение маркировки на ваших предприятиях?
Светлана Барсукова: Федеральный закон, который предусмотрел введение обязательной маркировки продукции, работает, соответственно, и мы также работаем в пределах данного законодательного регулирования. У нас уже установлено оборудование, которое позволяет наносить коды на производимую продукцию.
К сожалению, трудности есть до сих пор и в части эксплуатации оборудования, и по отгрузкам в каналы сбыта продукции с нанесенным кодом, и по считыванию кодов с товара в торговых сетях.
Если мы будем говорить о том, сколько нам это стоило, то удорожание составило 1,5-2 рубля на одну единицу продукции. Это и стоимость оборудования, и стоимость штрих-кодов. Конечно, хотелось бы, чтобы и у конечного потребителя, и у контролирующих органов было бы понимание, что при введении подобного вида маркировки необходимо также рассматривать вопрос по возможности повышения цен реализации продукции по разным каналам сбыта. Это действительно реальные затраты для производителей, которые они несут и будут нести дальше.
Про ситуацию в отрасли
Milknews: Как вы оцениваете уровень государственной поддержки в отрасли?
Светлана Барсукова: В настоящее время государство оказывает поддержку отрасли и субсидирует проекты, направленные на производство сырого молока. Это и инвестиционные субсидируемые кредиты, и возмещение CAPEX, плюс есть поддержка на один литр произведенной продукции. Хотелось бы, чтобы все эти меры государственной поддержки были сохранены. Кроме того, хотелось бы, чтобы государство рассмотрело возможность поддержки предприятий, которые внедряют маркировку продукции. Это, по крайней мере, будет перераспределением расходов, связанным с внедрением этой продукции.
Milknews: Как оцениваете ситуацию в отрасли в целом?
Светлана Барсукова: Если мы будем смотреть статистические данные, то в ближайшее 10 лет производство молока на мировом рынке вырастет на 19%. Основным драйвером производства станет Индия. Что касается рынка РФ, то в настоящее время он обеспечен молоком на 80%, тогда как по Доктрине продовольственной безопасности мы должны быть обеспечены на 90%. То есть у нас еще есть возможности для роста, чтобы как минимум приблизиться показателям Доктрины и двигаться дальше. На рынке наблюдается стабильное соотношение цен на белки и жиры, что формирует цену на сырое молоко. Наблюдается рост сегмента творожной и молочной продукции, а также сыров. Конечно, это разный рост: на молочную продукцию это +1%, творог и сырные продукты порядка 5%, кисломолочная продукция же, напротив, имеет тенденцию к снижению по итогам 2020-2021 годов на 1,2%. Рынок молочной продукции достаточно стабилен и имеет тенденцию к росту. Поэтому производителям нужно найти ту нишу, где можно работать и предложить потребителю качественный новый продукт, который будет востребован и интересен.
Milknews: Как пандемия повлияла на вашу работу?
Светлана Барсукова: Наши предприятия в составе холдинга «Агросила» относятся к предприятиям непрерывного цикла, поэтому мы работали и в условиях локдауна 2020 года и работаем в 2021 в условиях тех ограничительных мер, которые введены управлением Роспотребнадзора на территории Республики Татарстан. Что касается сохранения здоровья сотрудников, то мы уделяем этому большое внимание. В настоящее время у нас работает 8600 человек, из них более 80% привиты. Кто не привит, либо имеет медицинский отвод или переболел, поэтому им нужно выдержать определенный временной промежуток, после чего они вакцинируются. Все сотрудники имеют понимание, что поставить вакцину нужно, так как она даст им возможность легче перенести данное заболевание.
Что касается поставок, то они будут происходить в штатном режиме. Мы увидели снижение спроса только на мясо птицы, поскольку есть определенные ограничения на работу кафе и ресторанов в связи с тем, что закрываются торговые центры и не проводятся развлекательные мероприятия. Во всем остальном мы остались на прежних уровнях реализации. В условиях 2020-2021-го годов у нас произошел рост реализации на электронных площадках, где мы предлагаем молочную продукцию в основном длительного срока хранения, а также продукцию птицеводческого направления. Поэтому, как мы прошли 2020 год уверенно и с достоинством, так мы и 2021 пройдем в новых условиях.