Валентин Татарицкий, ЕЭК Цифровизация техрегулирования повысит безопасность пищевой продукции
Вопросы технического регулирования обсудили в рамках II Всероссийского молочного форума регионов, который прошел в Сочи. О самых свежих изменениях в этой сфере рассказал министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валентин Татарицкий.
Что сделано за 10 лет?
В этом году договору о Евразийском экономическом союзе исполнилось 10 лет с момента его подписания. За это время в сфере технического регулирования, ветеринарно-санитарных мер нам сообща удалось очень многое сделать.
Сегодня в рамках союза созданы механизмы как для снятия технических барьеров и защиты внутреннего рынка от небезопасной продукции, так и для повышения конкурентоспособности продукции стран Союза на внутреннем и внешних рынках. Для этих целей договором урегулированы два самостоятельных блока: это техническое регулирование, где у нас реализуется единая политика, и санитарные и ветеринарные меры, где проводится согласованная политика.
Хотя правовое поле этих блоков у нас разделено, и уровень интеграции сфер отличается, но на практике техрегулирование блоков одновременно и взаимодействует, и в каких-то вопросах конфликтует. Наша общая задача - не останавливаться на достигнутом и продолжать совершенствовать право Союза.
На сегодняшний день разработано и принято 52 технических регламента союза. Около 8800 передовых межгосударственных национальных стандартов включены в доказательную базу Евразийского экономического союза. Наши технические регламенты союза утверждены в 48 союзных регламентах.
Не принимая единые обязательные требования, мы попутно оставляем за собой право создания барьеров для взаимной торговли. И, конечно, это не ускоряет процесс интеграции.
Техрегламенты для пищевой сферы
Пищевая сфера охвачена целым комплексом технических регламентов. Это горизонтальные, которые устанавливают общие требования к пищевой продукции, и вертикальные, ориентированные на конкретные её виды.
Что касается молока, молочной продукции, здесь применяются нормы сразу 4 технических регламентов. Это требования к безопасности двух регламентов: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», а также требования к маркировке и применению пищевых добавок. Регламент действует уже более 10 лет.
Изменения в «молочные» техрегламенты
Несколько слов скажу про изменения в пищевые регламенты, которые непосредственно затрагивают молочную продукцию. Выстраданное, долгожданное решение, которое порождало ряд проблематичных вопросов, - это обнаружение ветеринарных лекарственных средств в молочной продукции.
По пищевой продукции в целом определены 75 групп антибиотиков, которые будут контролироваться, с требованиями, которые внесены непосредственно в технический регламент и с теми максимально допустимыми уровнями, которые могут присутствовать в пищевой продукции. Что касается непосредственно молочной продукции: это 51 группа. То есть можно сделать вывод, что основная концентрация этих проблем лежала именно в плоскости производства молочной продукции. Мы ожидаем, что это действительно снимет ряд проблематичных вопросов не только с точки зрения поставки, но и производства, потому что становится понятным элемент требований с точки зрения и самого сырья, и его переработки. Поскольку раньше были определены только 4 группы антибиотиков, и не всегда было понятно, что делать с остальными. Был юридический пробел. Вступили в силу эти требования 10 июля нынешнего года, но у бизнеса есть переходный период для подготовки до 1 января 2027 года.
Вторым значимым событием в этой сфере являются изменения в ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Существенно расширен перечень препаратов, разрешённых для переработки молока и производства молочной продукции, актуализированы требования безопасности, требования к маркировке и оценке соответствия этих ферментных препаратов. Эти изменения вступили в силу с 27 февраля текущего года, а переходное положение также заканчивается через 2 года, в феврале 2027 года.
И третье. ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» также актуализирован. В него внесены изменения, устанавливающие требования и идентификационные признаки молокосодержащей продукции, восстановленного молока, правила информирования потребителя, в том числе об использовании в продукции заменителя молочного жира. Также совершенствуются требования безопасности молочной продукции в части микробиологической и физико-химической. Отмечу, что все изменения в этот регламент уже вступил в силу и переходные периоды у коллег завершены.
Стандартизация
Особая роль в комплексе работ по установлению к продукции актуальных требований безопасности принадлежит стандартизации. Если говорить конкретно про ТР ТС 033/2013, то в перечень взаимосвязанных с ним стандартов включено 794 стандарта, и из них львиная доля, 613 стандартов, это стандарты на метод.
Порядок координации работ по стандартизации был принят комиссией в 2023 году. Его основное целевое назначение - это эффективное взаимодействие национальных органов по стандартизации, создание единой доказательственной базы.
Говоря о значимых союзных решениях стандартизации, нельзя не сказать и про порядок проведения обязательной юридической оценки научно-технического уровня, вступивших в силу технических регламентов и стандартов.
Подготовлен проект плана мероприятий по оценке научно-технического уровня, вступивших в силу технических регламентов и перечня стандартов к ним на будущую пятилетку. Проект плана предусматривает проведение работ по 29 техническим регламентам, и молочный регламент также будет подвергаться оценке научно-технического уровня в 2029-30 гг.
Системы аккредитации
За последние годы проведено значительное реформирование национальных систем аккредитации и оценки соответствия, много сделано по повышению уровня работ аккредитованных субъектов, однако по сей день возникают вопросы к их работе, в том числе в части эффективности и оценки соответствия, обоснованности выдачи или принятия документов об оценке соответствия. Мы над этим продолжаем работать, совершенствуя право союза, убирая в нём определённые пробелы, которыми пользуются недобросовестные органы по сертификации и лаборатории.
В августе текущего года принят порядок взаимодействия органов по аккредитации в рамках союза в части рассмотрения жалоб и апелляций. Он выстроил систему взаимодействия на национальном уровне при рассмотрении жалоб как физических, так и юридических лиц на деятельность органов по оценке соответствия органов аккредитации других стран союза. Уже полноценно функционирует порядок осуществления органами аккредитации стран сравнительных оценок. Уже завершена оценка органа по аккредитации Киргизии, и начинается работа по оценке органов аккредитации Армении.
Контроль и надзор
Уровень защиты рынка от недобросовестной продукции в странах очень разный: от системного контроля в одних до мораториев на проведение контрольных мероприятий в других. Поскольку контроль за исполнением технических регламентов осуществляется в соответствии с национальным законодательством стран, то здесь следует отметить роль уполномоченных органов по проведению госконтроля и надзора. Приведу цифры: всего органов надзора в пяти странах - 35, из них по молочному регламенту - 9. У Российской Федерации это Роспотребнадзор и Россельхознадзор.
Введение моратория в некоторых странах на проверки имеет, конечно, две стороны медали. С одной стороны, минимизируется вмешательство госорганов в работу добросовестного бизнеса, что достаточно актуально в нынешней непростой экономической и политической обстановке, но с другой стороны, важно не потерять возможность отслеживать реальную ситуацию на рынке с качеством, безопасностью товаров и, конечно, защитить нашего потребителя. По молочной продукции ситуация находится в управляемом состоянии: менее 4% мы имеем несоответствия в сфере молочной продукции.
Ветеринария
Что касается единой системы ветеринарной безопасности. В союзе на сегодняшний день представлен 21 акт, они уже утверждены.
Теперь про самые свежие изменения в правила регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств. В 2023 году определены переходные периоды по использованию упаковки для ветеринарно-лекарственных средств с национальной маркировкой, также обязательства сторон по признанию национальных документов на соответствие производства лекарственных средств правилам GMP и Союза в течение трех лет. В 2024 году упрощена процедура проведения регистрационных досье для шести групп лекарственных средств, в 2024 году также утверждены изменения в порядок взаимодействия стран при профилактике и ликвидации очагов особо опасных, карантинных, зоонозных болезней животных, ими определен порядок взаимодействия союза при ящуре.
На ближайшее заседание совета комиссии выносятся изменения в обращении диагностических средств ветеринарного назначения. Этими изменениями корректируются сроки вступления в силу данных правил в виду того, что многие страны на сегодняшний день не готовы перейти на новые требования.
Несколько слов скажу о принимаемых ветеринарными службами стран ограничительных мерах в отношении пищевой продукции. В 2024 году они основаны на обнаружении в молочном сырье бактерии - кишечной палочки, также вредных веществ, таких как ртуть. В готовой молочной продукции выявляли несоответствие микробиологическим показателям: превышение уровня ветсредств, наличие плесени, несоответствие по жиро-кислотному составу, 14 случаев. Случаи таких ограничительных мер в отношении молочной продукции в 2024 году по сравнению с 2023-м возросла. Также сохраняется тенденция обнаружения в молочном сырье максимально допустимого уровня ветеринарных лекарственных средств, участились случаи принятия службами ограничительных мер на основании несоответствия показателям качества или жиро-кислотному составу.
Цифровизация
Несколько слов о сфере информатизации. Мы говорим про общие процессы, которые бы связали информационные системы, которые есть в странах на сегодняшний день. Всего запрограммировано их 11, 5 уже действуют, ещё 6 проектируем.
Процесс цифрового технического регулирования позиционируется нами как масштабный цифровой проект евразийского пространства. Что мы в целом ожидаем от этого проекта? Во-первых, уход от бумажной среды в разработке требований. Во-вторых, цифровая платформа значительно упростит взаимодействие при разработке техрегламентов. В-третьих, все обязательные союзные требования будут аккумулированы на цифровой платформе, и самое важное, на платформу, которая будет создана по реализации цифрового технического регулирования, можно будет подвязывать сервисы 5 стран по различным направлениям.
В настоящее время комиссией совместно со странами ведётся разработка плана мероприятий, дорожной карты по реализации декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза на период 2030-2045 гг, в которую включены указанные выше задачи. Я призываю бизнес, производителей к активному участию в этом процессе и формированию тех перечней задач, которые можно погрузить в такой достаточно весомый документ, который будет подписан на самом высоком уровне.