Юлия Терентьева, Удмуртсельхозсоюз Мы ожидаем от государства более пристального внимания и поддержки отрасли
Производители и переработчики ожидают от государства более существенной поддержки молочной отрасли. По словам руководителя Союза сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики, серьезные проблемы начались задолго до сложной политической ситуации, а в нынешнем положении практически не осталось предприятий, которые способны справиться самостоятельно.
Текущая ситуация поставила на паузу не только экспорт сельхозпродукции, но и модернизацию перерабатывающего производства. Остается надеяться на то, что трудности временные и не позволят разрушить экономические связи, которые так долго пришлось выстраивать.
По сельхозтехнике сейчас также полная неопределённость. В хозяйствах используется оборудование в том числе импортного производства (поставки запчастей прекращены, если и осуществляются, то расчет с контрагентами в евро по текущему курсу), как сельхозтоваропроизводителям готовиться к весенне-полевым работам?
Аналогичная проблема возникла и с поставками удобрений, пестицидов, агрохимикатов даже по тем сделкам, которые заключались в предыдущем году.
С 1 марта практически все химические компании поднимают цены. Даже отечественные. На какой процент будет поднят прайс, не говорят.
Удивляет бездействие чиновников по этим вопросам и отсутствие какой-либо инициативы в оказании помощи агропромышленной отрасли.
Ушедший год для Удмуртской Республики был также крайне сложным. Это связано не только с непростыми природными катаклизмами, которые привели к введению Правительством УР режима ЧС: аномальная жара и засуха стали причиной снижения урожайности зерновых на наших полях, но и в целом цены на сырье для кормов, топливо, стройматериалы и запчасти значительно выросли, следовательно, выросла и себестоимость.
Кроме того, из-за аномальной погоды летом я предвижу еще одну проблему в 2022 и в 2023 годах. В связи с жарой у животных был сильный стресс, снизилась эффективность осеменения. В итоге животные пришли в нормальное состояние только к середине осени 2021 года, из чего следует, что отелов в текущем году будет меньше, чем предполагалось. А в 2023 году будет меньше дойных коров.
Что касается цен на молоко, то они в течение уходящего года росли, однако этот рост был ниже динамики себестоимости. Доходность у нашего малого и среднего бизнеса снизилась, и это, к сожалению, сразу сказывается на потребительском спросе.
Кроме того, введение обязательной маркировки молочной продукции не прибавило производителям оптимизма в связи с большими инвестициями в процесс. Мы до сих пор не можем с уверенностью сказать, окупим ли эти затраты. Таким образом, производители, чтобы хотя бы частично окупить издержки, начали повышать цены, а государство, в свою очередь, стало активно участвовать в регулировании цен, например в торговых сетях, и производители были вынуждены подчиняться таким решениям, чтобы в итоге не потерять потребителя.
Мы ожидаем от государства более пристального внимания и поддержки отрасли. Ей нужны инвестиции. Мне кажется, государство должно быть на стороне своих производителей как внутри страны, так и за ее пределами: создавать комфортные условия для развития и производства, и экспорта российской продукции, тем более в сложившейся в текущий момент непростой для всех ситуации.
В эти непростые времена необходимо забыть не только о плановых проверках, но и требованиях законодательства, ухудшающих состояние сельхозпроизводителей, повышающих издержки и себестоимость, а следовательно и конечную цену отечественного продукта.