Николай Трофимов, «Нижегородский молочный союз» В производстве молока ожидаем небольшой отрицательный результат по году
Результаты работы нижегородских предприятий молочной отрасли в 2023 году и ожидания от 2024-го, проблемы от санкций, реализацию инвестпроектов и меры, которые необходимо принять государству, чтобы помочь сельхозпроизводителям пережить непростое время. Эти и другие вопросы Milknews обсудил с генеральным директором «Нижегородского молочного союза» Николаем Трофимовым.
Milknews: Непростой 2023 год подходит к концу. Как пережили его нижегородские производители молока в условиях падения цен на сырье?
Н. Трофимов: В Нижегородской области около 170 юрлиц, которые занимаются производством молока, также более 200 фермерских хозяйств. При этом топ-20 самых крупных хозяйств по итогам 2023 года показывают высокие темпы роста производства – порядка 10%. Данные показатели были достигнуты ими за счет реализации инвестиционных проектов, в частности строительства новых животноводческих комплексов и масштабирования современных технологий. То есть драйверами производства молока у нас являются те, кто строят и осваивают технологичное производство. Это крупные хозяйства, которые подтягивают за собой всю экономику отрасли.
В целом по молочной отрасли Нижегородской области, если брать среднестатистические данные, за 2023 год, как и во многих регионах России, у нас произошел большой спад цены на сырое молоко. Если в прошлом году средняя цена сырого молока за базу «3,4 жир и 3,0 белок» составляла примерно 33,5 рубля за литр, то в этом году она ожидается на уровне 30 рублей за литр. То есть разница существенная. При этом ежегодно растет себестоимость производства молока примерно на 6%, правда в этом году, благодаря усилиям правительства, эта цифра может составить около 4%.
И вот мы уже имеем: понижение цены закупки на 3,5 рубля, повышение себестоимости производства на 4%, и всё это работает на снижение доходности предприятий молочной отрасли региона. А у нас самый главный показатель – это не продуктивность, не цена, а именно доходность. Она показывает, насколько эффективно работают те, кто производят и перерабатывают молоко. Так вот в молочном животноводстве без учета господдержки в среднем мы ожидаем небольшой отрицательный результат по году.
Milknews: Какой объем господдержки был получен нижегородскими предприятиями молочной отрасли в 2023 году. И перекрывает ли она затраты на производство?
Н. Трофимов: В этом году власти добавили дотацию на реализованное молоко по Нижегородской области дополнительно 150 млн рублей. В итоге общая цифра выплаченных в течение года федеральных и областных дотаций составила порядка 950 млн рублей. Казалось бы, неплохо, но этими деньгами инфляционные издержки перекрыть не получится.
В молочном животноводстве средний срок оборачиваемости оборотных средств (период, когда деньги находятся в обороте) составляет около 15 месяцев. И если мы посмотрим уровень производственной инфляции за последние 15 месяцев, то она составит примерно 10%. За это время существенно поднялась цена на дизтопливо - только в осенний период на 34,5%, выросла и стоимость оплаты труда – на 13% по состоянию на август. Помимо этого мы имеем большую девальвацию рубля, из-за которой выросла стоимость оборудования, запчастей, техники иностранного производства. Это очень серьезные факторы, которые влияют на рост себестоимости производства в целом. Потому что молочная отрасль и в производстве, и в переработке опирается в основном на импортные компоненты.
Milknews: Цена на сырье упала. Удалось ли в этой связи нижегородским переработчикам молока нарастить прибыль?
Н. Трофимов: В переработке молока цена на готовую продукцию на 65% зависит от стоимости сырья. Но в то же время постоянно повышается стоимость упаковки, ингредиентов, оплаты труда. Однако главная беда переработчиков в том, что торговые сети жестко регулируют цены на их готовую продукцию и препятствуют любому росту стоимости «молочки».
Это привело к тому, что доходность в переработке молока в Нижегородской области также заметно упала. Если за 2022 год рентабельность в данной отрасли в среднем составляла 7,6%, то за первое полугодие 2023 года – 5,6%. Но крупные предприятия в переработке у нас также работают эффективно и быстро увеличивают свои доли на рынке.
В частности компания «Княгининское молоко» в 2023 году запустила новый цех по выпуску творога, мощностью до 14 тонн продукции в сутки. Также одним из лидеров капитализации в этой сфере в регионе стала компания «Шахунское молоко», которая запустила фактически новый завод в Нижнем Новгороде. Активно развиваются предприятия по выпуску мороженного, тот же «Калинов мост» в Дзержинске.
Milknews: Какие у вас ожидания от 2024 года. Какие меры, на ваш взгляд, должны быть приняты со стороны властей для поддержки сельхозпроизводителей?
Н. Трофимов: Когда отрасль производства молока и молочного скотоводства в среднем по региону показывает отрицательный результат, то это значит, что больше половины предприятий находятся в отрицательной зоне доходности. Вопрос, что делать тем, кто туда попал, как им свести концы с концами в условиях, когда и зерно, и картофель в 2023 году сильно подешевели и реализуются ниже себестоимости?
На волне успеха 2022 года нижегородским молочникам удалось сделать задел и на 2023 год и обеспечить его результативность. Однако на сегодня резервы исчерпаны, денег в обороте становится меньше. Их не хватает не только на инвестиционные проекты, но и для обеспечения уже достигнутого уровня развития. Поэтому федеральным и региональным властям нужно будет обязательно поддержать молочное скотоводство, прежде всего, финансово, иначе будет откат.
К примеру, власти могли бы направить усилия на снижение цен на дизельное топливо, выделить дополнительные дотации молочной отрасли или провели работу с торговыми сетями, чтобы они придерживались той же динамики роста цен на молочную продукцию, что и все участники рынка.
В этом году рынок показал нам, что даже в производстве молока началась жесткая конкуренция - дорогая по себестоимости и низкого качества продукция не нужна. Поэтому чтобы конкурировать и побеждать нужно идти в понижение себестоимости, внедрять передовые технологии. Но здесь, к сожалению, без финансовых вложений не обойтись.