Илья Самсонов, «Якутский Гормолзавод» В 2025 году увеличим выработку продукции из местного сырья до 45%
«Якутский Гормолзавод» нарастил долю выпуска продукции на основе сырого молока, выработанного в Якутии, до 35% от общих объемов производства в 2024 году, а в следующем планирует увеличить эту долю до 45%. Кроме того, в 2025 году предприятие запускает новый маслоцех на площадке в Бурятии. Об этом в интервью Milknews сообщил генеральный директор «Якутского Гормолзавода» Илья Самсонов. Руководитель также рассказал, за счет чего предприятию удается расти и развиваться в непростых экономических условиях.
Milknews: Как отразилась на работе вашего предприятия нехватка сырья и рост цен на него, как вы справлялись с этими и другими трудностями 2024 года?
И. Самсонов: Стоимость сырья, действительно, очень серьезно выросла, хотя у нас в Якутии цена на сырое молоко и так всегда была большая (порядка 100 рублей за литр), поэтому для нас изменения не очень заметны в этом плане, в отличие от Центральной России. Что касается роста ключевой ставки, то это проблема, конечно, серьезная, но у нас средневзвешенная процентная ставка по кредитам, с учетом старых льготных кредитов, даже чуть-чуть выровнялась в 2024 году. Да, она гораздо выше, чем была в предыдущие годы – порядка 13-14%, но этот момент мы пережили.
Единственный вариант справится с ростом издержек, если предприятие не хочет снижать качество своей продукции, а мы этого не хотим и не будем делать, это поднятие цен на свою готовую продукцию, как бы это неприятно ни звучало для потребителя. Как говорил ранее, в суровых условиях Севера, где особенно важно правильное питание для поддержания здоровья местных жителей, мы не можем себе позволить выпускать продукцию с заменителем молочного жира – у нас только натуральная «молочка». Поэтому пришлось цены повысить.
При этом мы придерживаемся парадигмы, что только тиражирование производства снижает себестоимость одной единицы, поэтому мы остались на минимальной рентабельности, но добрали в общем объеме выпускаемой продукции и выручке. У нас на предприятии ведется ежемесячная таблица по каждой SKU, она разбита по принципу «светофора»: зеленая зона – хорошая рентабельность, желтая зона – средняя и в красной зоне – минусовые позиции.
В этом году мы пошли по принципу не резкого поднятия цен, а поквартального, иногда даже раз в четыре месяца. Минусовые позиции старались выводить в среднюю рентабельность. Мы надеялись, что потребители это воспримут менее болезненно, однако на каждое наше поднятие цены мы получали кучу «хейта» в соцсетях. Поэтому на 2025 год мы рассматриваем, как одну из возможных стратегий, поднятие цены только один раз в течение года, чтобы обеспечить себестоимость и избежать повторных таких решений.
Также, чтобы сдержать рост себестоимости, мы в 2024 году пересмотрели географию покупок сухого молока (СОМ, СЦМ) и его логистику: если раньше отгрузка у нас была в основном из московских терминалов, то в 2024 году значительную её часть мы перевели на терминалы Новосибирска.
Milknews: С какими результатами вы планируете закончить 2024 год?
И. Самсонов: Все ключевые показатели, такие как объемы выпускаемой продукции, выручка у нас выросли. Общий объем выпускаемой продукции на нашем предприятии составляет порядка 14 тыс. тонн в год. Упала рентабельность, но за счет увеличения объемов производства прибыль мы сохранили на должном уровне.
Milknews: Какие отраслевые события вы считаете наиболее важными для себя в 2024 году?
И. Самсонов: В этом году очень сильно порадовала осенняя выставка «Агропродмаш» - наконец-то мы встретили там специалистов высокого уровня, которые знают и умеют работать с лучшим мировым оборудованием. Ещё одно важное событие - начало нормальных продаж и дистрибуции китайских линий розлива с полной технической поддержкой и лучшими ПЭТ-упаковками. Мы очень этому рады, потому что у нас истекают амортизационные сроки некоторых линий, и теперь мы знаем, на какое оборудование обратить внимание, не привязываясь к Tetra Pak.
Хотя мы и по Tetra Pak продолжаем хорошо отрабатывать: ряд запчастей получаем от фирмы-дистрибьютора «Новые технологии», которая освоила технологию их печати на 3D принтере; в этом году также окончательно наладили параллельный импорт и находим необходимые детали зарубежом в достаточно сжатые сроки.
В текущем году мы также обновили аппарат для упаковки творога и добились большей стильности этого продукта. Обновили линию розлива воды, изменили на более современный дизайн бутылки. Также в 2024 году, наконец, завершили проект по пармезану: выпустили очень хороший выдержанный продукт (1,5 года выдержки). Это сыр не для масс-маркета - небольшие партии, премиальный сегмент. Мы давали этот продукт на дегустацию авторитетным экспертам и получили от них очень хорошие отзывы.
Milknews: Какие у вас планы на 2025 год, планируете ли реализовать какие-либо инвестпроекты?
И. Самсонов: В первом квартале 2025 года мы планируем запустить в Бурятии, в Улан-Удэ, новый маслоцех. Для этого мы там приобрели большую площадку. Плюсом является то, что на ней есть хорошие складские помещения с необходимым температурным режимом, что позволит нам покупать СОМ и СЦМ по самым выгодным ценам в сезон и складировать его в Бурятии, и по мере необходимости своим транспортом переправлять его в Якутию. Раньше мы этого сделать не могли из-за частичной изоляции по логистике нашей республики.
Также мы рассчитываем, что в 2025 году возобновятся льготные кредитные программы Минсельхоза РФ. Хотя они были и в 2024 году, но до нашего региона они фактически не дошли – мизерные суммы, и мы не смогли поучаствовать в этих программах. Поэтому мы в 2024 году проявляли максимум инициатив в данном направлении совместно с региональным министерством сельского хозяйства, Сбербанком и надеемся, что в 2025 году у нас будет более субсидируемое кредитное плечо, и мы сможем за счет этого получить положительные результаты.
Milknews: Какую ситуацию вы прогнозируете на рынке молочной отрасли в следующем году?
И. Самсонов: В 2025 году, я думаю, цены на сырье не упадут. Мы в настоящее время в себестоимость закладываем цену на молоко конца текущего года, а она уже не пиковая – был небольшой откат. И я надеюсь, что цены на сырье в 2025 году продержатся, хотя многие эксперты прогнозируют дефицит сырого молока в Центральной России, то есть будем смотреть по ситуации.
В этом году мы собрали рекордное количество сырого молока у себя в регионе: цена на него хорошая, потому что местные производители развиваются, надои растут, благодаря чему мы нарастили выработку продукции на сыром молоке до 35% (остальное на основе привозного сухого молока). При этом в целях борьбы с повышением себестоимости, мы уже согласовали новую цену на сырое молоко на 2025 год с местными производителями, которая будет держаться в течение года. Тем самым мы не будем зависеть от количества сырья на рынке. И будем надеяться, что в следующем году ещё больше нарастим количество продукции на основе сырого молока, собираемого у нас в Якутии, примерно до 45%.