Андрей Яровой На кондитерском рынке никакого дефицита нет
24 августа Ассоциация европейского бизнеса уведомила правительство РФ, что ограничения на ввоз молочного сырья из Белоруссии угрожают российской пищевой промышленности. По их мнению, нехватка ключевых ингредиентов может привести к остановке предприятий, срыву контрактов и росту отпускных цен. Член Совета директоров ЗАО "Мелеузовский молочноконсервный комбинат" Андрей Яровой рассказал Milknews о текущей ситуации на рынке СОМ и СЦМ, а также динамике цен в секторе.
Постараюсь примерно описать расстановку сил на российском рынке кондитерской продукции: есть Объединенные кондитеры, входящие в ассоциацию АСКОНД, они производят сухое молоко на Кардымовском сушильном комбинате. Для этого предприятия, находящегося в Смоленской области, открыли поставки с Белоруссией, сейчас туда поступает сырье в виде концентратов цельного и обезжиренного молока из Барановичей, Лиды, Волоковыска, поэтому сырья у них хватает и они могут спокойно себя обеспечивать.
Что касается других представителей кондитерского рынка, то их основной объем - это цельное молоко. Объемы Kraft Foods - около 6 тысяч тонн цельного молока и 300-400 тонн сухого обезжиренного в год. Mars - 8 тысяч тонн цельного и 3 тысячи тонн СОМ, Nestle - 6-7 тысяч тонн цельного и 400 тонн СОМ. Основные участники рынка основной объем берут в виде цельного молока, единственное исключение - Ferrero с годовым объемом сухого молока в размере 5 тысяч тонн.
На наших складах на сегодняшний день лежит около 5 тысяч тонн цельного молока. Если подсчитать, можно понять, что запасов молока в стране хватает, главная проблема заключается в цене. Сухое цельное молоко из Новой Зеландии обходится по 265-275 рублей с доставкой, исходя из контрактов на 4-1 квартал. Российское молоко в тот же период будет стоить в районе 300 рублей, учитывая сырье по 24-25 рублей без НДС и без транспорта за базис. Белорусское молоко сейчас продается по 210-220 рублей.
Справедливости ради могу отметить, что цена в районе 300 рублей, которая может продержаться до весны, для наших кондитеров все равно ниже, чем была год назад. Тогда СЦМ стоил по 330, а два года назад - 350.
Цена продолжает снижаться не только на молоко, она также падает и на другие составляющие себестоимости. Какао-бобы подешевели с 2,300 фунтов до 1,500 за тонну. Какао-масло также дешевеет, сейчас мы видим парадоксальную ситуацию на рынке, когда какао-масло стоит дешевле, чем новозеландский молочный жир.
У кондитеров сейчас все в большом порядке - цены на какао-бобы и какао-масло рухнули, цены на молоко, включая российское, снижаются. Сахар также упал в цене где-то на 15%. Кондитерам просто не хочется брать молоко по российской цене, они хотят брать белорусское по 220 рублей. Трейдеры, конечно, накрутят своих рублей 40, но цена все равно останется ниже. Никакого дефицита в стране нет, предприятия работают на полную мощность.
Наше предприятие аудировано, мы готовы предоставить молоко всем, кому его не хватает, но есть один нюанс - пока что этого никто делает, тянут время. Если контракты на 1 квартал не будут заключаться, нам придется снизить объемы производства, и если тогда не открыть Белоруссию, все начнут кричать о том, что им не хватает сырья. Поэтому договариваться нужно сейчас, на рынке достаточно молока и цены на него вполне приемлемы, исходя из планируемой себестоимости сырья зимой в размере 24,5-25 рублей за базис молока.
Вопрос не в молоке - ни в его количестве, ни в том, что предприятия могут остановить производство. Вопрос только в цене. Кондитеры хотят получить дополнительную доходность, несмотря на то, что она у них и так весьма интересная.
Куда еще дальше давить? Мы тоже должны поддерживать наших сельхозтоваропроизводителей. Если мы сейчас установим цены, которые хотят кондитеры, нам надо будет всю зиму покупать молоко по 19-20 рублей без учета НДС и транспортировки - ни одна наша ферма такие цены не выдержит.