Георгий Житмарев, «Пискаревский» Нужно сделать так, чтобы при проверке молочной полки на ней не было фальсификата
О том, что происходит со спросом на молочную продукцию, как решать вопросы с фальсификатом, есть ли сложности во взаимодействии с торговыми сетями и какие перспективы проглядываются в ближайшем будущем в контексте предприятия и отрасли в целом, Milknews поговорил с генеральным директором молзавода «Пискревский» Георгием Житмаревым.
Milknews: Агентство NilsenIQ недавно сообщало о том, что спрос на молочную продукцию постепенно повышается. Подтверждаете ли вы эту тенденцию касаемо своей продукции?
Г. Житмарев: Спрос действительно восстанавливается. В начале весны мы били тревогу и ожидали в апреле-мае худшей ситуации, но, к счастью, она пока что более или менее стабильная. Нет того падения, которого мы боялись, потому что в марте образовался профицит сырого молока.
Мы также опасались, что летом молока станет слишком много, и производители сырья начнут терпеть большие убытки, если мы не сможем его продавать. Боялись, что будет большое предложение регионального молока на рынке Санкт-Петербурга, и пострадают наши производители из Ленинградской области. Конечно же, я смотрю на ситуацию только со стороны своего предприятия и говорю конкретно о нашем состоянии.
Milknews: В целом, какие перспективы по спросу вы видите в ближайшем будущем?
Г. Житмарев: Надо прожить лето и посмотреть, что будет, так как мы получили сигналы о том, что некоторые переработчики снизили закупку молока и снизили закупочные цены. Таким образом, часть производителей оказалась в очень сложной ситуации.
Летом, традиционно, идёт снижение спроса на молочную продукцию, а когда на это накладывается ещё и снижение цен, надо понаблюдать за тем, как проживут лето производители молока, от объёма которых частично отказались переработчики и которым приходится продавать молоко по существенно сниженной цене. Вместе с тем нужно посмотреть, по какой цене это молоко появится на полках Санкт-Петербурга, Москвы, и как это повлияет на нашу реализацию. Как правило, все эти процессы идут волнами и имеют долгосрочные последствия.
В чём мы точно уверены, так это в том, что в этой ситуации не место на полке фальсификату, который, к сожалению, несмотря на внедрение системы “Меркурий” и системы маркировки, ещё имеет место быть. Исследования рынка, которые проводит организация по защите прав потребителей, общественный контроль, и которые потом публикуются в газете “Петербургское качество”, к сожалению, показывают, что, допустим, из отобранных образцов сметаны 40% являются фальсификатом. Это не значит, что фальсификат это 40% рынка, это отобранных образцов, но мы должны стремиться к тому, чтобы таких образцов не было вовсе. Это задача нашего государства. Мы, молочники, сделали всё, что могли: внедрили дорогостоящую систему маркировки, “Меркурий”. Это было для нас трудно, мы потратили большие деньги, большие усилия, взяли дополнительных людей на работу.
Теперь государство, имея все рычаги влияния и все возможности для мониторинга, должно сделать так, чтобы ни Роспотребнадзор, ни Россельхознадзор не могли найти на полке ни одного фальсифицированного образца. И вот тогда наши производители молока не пострадают.
Государство, Министерство сельского хозяйства и субъекты потратили субсидии на развитие молочной отрасли, и молочная отрасль наконец-таки встала на ноги и дала результат. Прирост по итогам прошлого года - более миллиона тонн молока по России. Это прекрасно, мы этому радуемся, и вот наступил 2023 год, и производители не знают, что делать с большим количеством молока. Немного упала реализация, немного выросло производство, и встал вопрос, что делать с молоком. В этой ситуации, на мой взгляд, нужно надеяться на восстановление спроса, но если на полке будет продолжать находиться фальсификат, это будет двойным преступлением - против потребителя и против государства.
Мы, молочники, сделали всё, что от нас требовало государство. Теперь государству нужно сделать так, чтобы при проверке молочной полки, кем бы она не проверялась, продукты были только качественными, соответствующими всем надписям на упаковке. Это справедливое желание производителей молочной продукции.
Milknews: Существуют ли какие-то проблемы во взаимоотношениях с торговыми сетями?
Мы работаем исключительно с торговыми сетями. 96% продукции реализуется через них, поэтому это наши любимые партнёры, и отношения у нас как в семье. Производители сегодня не могут обойтись без торговых сетей, а торговые сети не могут остаться с пустыми прилавками. При этом всегда возникают какие-то вопросы, которые решить трудно, но мы разговариваем, всё обсуждаем, договариваемся, иногда взаимно сердимся или радуемся.
В целом, взаимоотношение производителя с торговыми сетями последнее время стало более цивилизованным. До принятия закона о торговле было сложнее. Тогда и сейчас - день и ночь.
Могут ли наши взаимоотношения быть идеальными? Нет, идеальными они не будут никогда, но стремиться к этому нужно.