Георгий Житмарев, “Пискаревский” Взаимоотношения между производителями и розницей должно регулировать государство
В последнее время взаимоотношения между производителями и розничными магазинами становятся все более напряженными. Причин для этого накопилось много. Накануне появилась новость о том, что Союзмолоко разработал предложения по регулированию этого вопроса. Заместитель генерального директора молзавода “Пискаревский” Георгий Житмарев поделился с Milknews своим видением ситуации.
Дело в том, что на сегодняшний день, особенно для скоропортящегося товара, будут часты случаи, когда прогрузка данных в систему произойдёт позже физического прибытии товара в магазин. И что делать в этих случаях производителю? Торговля заявляет просто: разворачиваем машину, и пусть едет к вам обратно. А на мой взгляд, кто придумал эту маркировку, тот и должен решать, что делать в этом случае. Но так не происходит.
Ещё хочу отметить одну вещь. Организация по защите прав потребителей “Общественный контроль” и газета “Петербургское качество” проводят постоянный мониторинг продукции на полках Санкт-Петербурга. Последняя проверка показала, что из отобранных образцов сметаны 40% - это не сметана, а фальсификат.
Напомню, мы внедрили очень сложные и дорогостоящие для нас цифровые системы, в частности “Меркурий” и маркировку. Нам бы хотелось, чтобы теперь фальсификата на полках магазинов не было. Мы всё сделали, что от нас попросило государство. И теперь было бы неплохо, чтобы оно, имея на руках все средства проверки и контроля, выполнило свои обязанности по отношению к нам и к гражданам: очистило рынок от некачественной продукции.
Теперь что касается инициативы ослабления требования сетей к скоропортящимся товарам. В договоре с сетями прописано, что остаточный срок годности товара должен быть 80%. Это означает, что если у молочного завода срок реализации продукта 10 дней, то в торговлю должно прийти не менее 8 оставшихся дней, то есть он может отдать только вчерашнее и позавчерашнее, но не позже, чтобы у магазинов было время продать. А если срок реализации 5 дней, то у молочного завода остаётся только 1 день. Но если ему сегодня завернули товар, потому что там где-то не прочитался или не прогрузился код маркировки или завис сервер в торговой сети, и электронный документооборот был приостановлен на то время, когда машины пришли с товаром, - этот товар вернется на завод. И дальше в торговлю его прислать уже нельзя, потому что остаточный срок годности уже будет менее 80%. А реально, допустим, из пяти дней два уже прошло, но три ещё осталось, товар еще живой, его ещё можно продавать.
Вместе с тем торговлю тоже можно понять: а если она не успеет продать за это время? Поэтому это сложный вопрос, во время решения которого не должна пострадать ни одна сторона. Конечно, мне, как производителю, кажется, что требование 80% избыточно и 50% было бы достаточно, особенно ввиду того, что появились риски, связанные с цифровизацией и с тем, что электронный документооборот уязвим и регулярно случаются какие-то сбои в связи с дос-атаками, перегрузками серверов и прочими условиями. И, конечно, выбрасывать на помойку хороший продукт, с таким трудом произведенный всеми участниками процесса, никто не хочет.
Этот вопрос нужно решать. И, конечно, было бы правильно, если бы в его решении поучаствовали те, кто всю эту электронную кашу заварил. А он старается от этих вопросов уйти в сторону и говорит, что это проблемы бизнеса. Для молочного завода торговые сети ничем не отличаются от государственных монополий, игра в одни ворота: это очень большие компании, у них жёсткие правила, от которых они не могут отойти ни на полшага ни в какую сторону, поэтому участие государства, без сомнения, необходимо в лице профильных министерств. Потому что время трудное, и у людей нет лишних денег. А если кто-то будет выбрасывать молочную продукцию, производитель или торговая есть, то дело кончится подорожанием, и все это отразиться на кошельке потребителей.