АО «ЗМК» В отрасль приходят большие объемы инвестиций, а это значит, что она будет стремительно развиваться
В рамках подведения итогов 2021 года Milknews поговорил с представителями одного из крупнейших отраслевых предприятий Республики Татарстан – АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» - об основных достижениях и трудностях прошедшего года, планах на будущее и перспективах развития молочного рынка.
Milknews: 2021 год стал довольно сложным для молочной отрасли. Себестоимость производства молочной продукции значительно выросла за счет высоких цен на сырье и повышения тарифов. Какие меры вы принимали для замедления падения доходности. Удалось ли сократить убытки?
АО «ЗМК»: 2021 действительно был не самым простым. Даже несмотря на то, что у АО «ЗМК» заключены долгосрочные контракты практически со всеми производителями молока-сырья на территории республики Татарстан, предприятие понесло заметные финансовые потери. Был предпринят целый ряд мер для замедления падения доходности, в частности продолжилась модернизация производства, но полностью компенсировать убытки не удалось.
Milknews: Какие операционные и финансовые результаты вы ожидаете получить по итогам прошедшего года? Снизились или выросли показатели по сравнению с 2020 годом?
АО «ЗМК»: Благодаря программе модернизации, показатели предприятия стабильно растут качественно и количественно – увеличиваются производственные показатели, расширяется география поставок, повышаются стандарты качества и безопасности, регулярно обновляется и расширяется продуктовая линейка.
По предварительным данным, итоги года ожидаются неплохими: в сравнении с прошлым годом показатели выросли как по объемам производства, так и по объемам продаж. Так, например, ожидаемый выпуск продукции в 2021 году — 170,7 тыс. тонн. По сравнению с 2020 годом эта цифра выросла на 1,9%.
В частности, выросли показатели производства у бренда «Васькино счастье» (увеличение к показателю прошлого года на 3,8%) и производство продукции для федеральных торговых сетей (увеличение к показателю прошлого года на 35%).
Кроме того, нам удалось существенно расширить географию поставок за счет увеличения масштабов сотрудничества с торговыми сетями «Перекресток» и «Магнит» и подключения новых дистрибьюторов.
Прогнозные показатели выручки в этом году составят 10 122 млн. руб. без НДС. Рост к 2020 году 6%.
Одним из важных результатов 2021 года также стало то, что ЗМК был удостоен высшего приза федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России»
Milknews: Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали в прошлом году. Планируете ли инвестиции в новые проекты в 2022 году?
АО «ЗМК»: В программу модернизации за прошедшие пять лет АО «ЗМК» инвестировало более миллиарда рублей. В 2021 году были построены локальные очистные сооружения производственных стоков, проведена реконструкция участка проездной приемки молока и мойки автомолцистерн. Также была увеличена мощность по фасовке сметаны в стаканах, выработка детского йогурта и увеличен выпуск мягкого творога.
Из планов на 2022 г на данный момент можно выделить запуск установки по охлаждению воды уличным воздухом в зимний период; модернизацию участка сушки и участка топленого молока.
Milknews: Одной из важных историй для переработчиков молока в прошлом году стало поэтапное внедрение обязательной маркировки. Справились ли вы с внедрением системы, с какими трудностями столкнулись?
АО «ЗМК»: На АО «ЗМК» внедрили систему маркировки в установленные законом сроки. Но безусловно, введение маркировки — это дополнительный фактор повышения себестоимости готовой молочной продукции. При внедрении системы был выявлен ряд трудностей: доработка программного обеспечения, выстраивание работы с системой Меркурий, также требуется повышение квалификации персонала для работы с оборудованием. Все эти факторы повлекли удорожание проекта.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию с потреблением молочной продукции в последние годы с учетом пандемии и стагнации доходов населения? Будет ли, на ваш взгляд, расти потребление в 2022 году и в каких сегментах?
АО «ЗМК»: Мы считаем, что молочная продукция входит в число таких продовольственных товаров, которые всегда были, есть и будут базовыми для жителей нашей страны. Это объясняется целым комплексом причин — полезными качествами молока и молочной продукции, климатическими и сельскохозяйственными условиями. С 2020 года мы видим пусть и небольшую, но стабильную динамику роста потребления молока, и в можем надеяться, что и в 2022 году она продолжится.
При этом однозначно прогнозировать рост потребления мы не можем, равно как выделить определенные сегменты. К примеру, центр отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» прогнозирует постепенный рост потребления молокоемких продуктов: сливочного масла и сыра. А по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в течение десяти лет объем потребления молока в России может вырасти на 25-30%.
Мы полагаем, что в целом молочный сектор имеет неплохой потенциал развития, как в части производства, так и в переработке.
Milknews: Каковы ваши прогнозы развития молочного рынка на 2022 год?
АО «ЗМК» :Мы наблюдаем, как в отрасль приходят большие объемы инвестиций, а это значит, что отрасль будет стремительно развиваться. Конкуренция среди переработчиков молока с каждым годом возрастает. В этих условиях перед нами, как и перед остальными предприятиями отрасли в России и республике Татарстан, стоят новые вызовы. Это возлагает на АО «ЗМК» еще большую ответственность. Конкуренция и ответственность за сохранение высокого качества продукции заставляет нас работать максимально эффективно на каждом производственном участке.
Мы рады, что покупатели доверяют нам, ежедневно выбирая продукцию ЗМК, что позволяет ежегодно наращивать объемы производства, регулярно проводить модернизацию и укреплять и без того строгую систему контроля качества на всех этапах производства.