Владлен Золотарев, ABIPA Россия Главные тенденции фискальной политики 2021 года в сфере ВЭД и международной логистики
Генеральный директор ABIPA Россия Владлен Золотарев рассказал Milknews об основных тенденциях фискальной политики 2021 года в сфере ВЭД и международной логистики, а также дал прогнозы на 2022 год.
Компания ABIPA с 2007 года является активным участником рынка международных грузоперевозок. Как официальный таможенный представитель в России и странах ЕС, мы отслеживаем все происходящие в сфере ВЭД изменения.
Одна из основных тенденций 2021 года в области таможенного налогообложения импортеров товаров – усиление государственного контроля за взиманием налогов и сборов. На этом фоне ужесточились меры по привлечению нарушителей законодательства к административной и уголовной ответственности. Еще одной особенностью уходящего 2021 года является активное использование цифровых сервисов и автоматизация процессов таможенного оформления.
Усиление государственного контроля за ВЭД
Юридические лица, ведущие внешнеэкономическую деятельность, должны осознать, что сегодня и завтра уже не будет места финансовым операциям по серым схемам. Государство свело к минимуму риск недополучения таможенных налогов и сборов с помощью комплексного взаимодействия валютного банковского контроля, таможни и налоговой службы. Кредитные организации используют актуальную информацию от ФТС и ФНС благодаря налаженному межведомственному взаимодействию. Также огромное влияние на ВЭД имеет успешная борьба ЦБ с фирмами-однодневками, ведущаяся уже несколько лет.
Электронная система регистрации счетов-фактур позволяет оперативно проводить налоговый контроль расходов участника ВЭД и проверять их обоснованность. Введение облачной таможни и автоматизация системы управления рисками снижает вероятность влияния человеческого фактора на процесс оформления таможенных деклараций и позволяют эффективно выявлять факты недостоверного декларирования и/или занижения таможенной стоимости . Разрыв связи между представителями таможни и участниками ВЭД исключает вероятность коррупции и применения "серых" схем при ВЭД.
Усилен посттаможенный контроль за товарами, который осуществляется на протяжении 3 лет с момента их выпуска в обращение. Это проводится с целью соблюдения норм таможенного законодательства и проверки уплаты участником ВЭД всех налогов и сборов. При наличии подозрений надзорные органы могут инициировать посттаможенный аудит – повторный досмотр ввезенных товаров, анализ сведений, указанных в декларации, договорах и других документах. ФТС также вправе провести проверку запасов товара на складе и других активов, в том числе систему бухучета, финансовую и другие виды отчетности.
Анализируя свою ежедневную практику и ситуацию в целом, мы делаем выводы, что ожидать ослабления контроля за деятельностью импортеров и экспортеров товаров со стороны государства не стоит. Наоборот, в будущем эта тенденция только усилится. С другой стороны, этот усиливающийся контроль становится незаметным “фоновым”, что облегчает ведение бизнеса законопослушным участникам ВЭД.
Специфика налогового и таможенного контроля
Государственная политика в сфере ВЭД направлена как на защиту внутреннего рынка, так и на стимулирование экспорта. Благодаря автоматизации процессов оформления, упростились процедуры подачи деклараций, расчет размера обязательных платежей и др.
Эксперты АBIPA выделяют 3 основных тенденции налогового контроля в сфере ВЭД:
- упрощение возврата НДС и других процедур для ориентированных на экспорт производителей;
- автоматизация обмена данными между ФНС и ФТС;
- взаимодействие надзорных органов с ФТС в ходе проведения посттаможенного контроля.
Оформление груза и передача данных ФТС в налоговые органы осуществляется в цифровом формате. Электронный режим упрощает проведение посттаможенного аудита деятельности участника ВЭД с целью выявления фактов занижения стоимости ввозимых товаров. Исходя из практического опыта, мы предлагаем клиентам максимально прозрачные схемы декларирования и соблюдение установленных законом требований к оформлению сопроводительных документов. Такой подход брокера ведет к правильной и легальной оптимизации налогообложения при ВЭД, исключает применение штрафных санкций и проведение повторных проверок надзорными органами.
Цифровизация работы ФТС: последствия для участников ВЭД
Автоматизация процессов таможенного оформления экспорта и импорта упрощает ведение процедур и снижает риски недополучения государством налогов и сборов. Так, за 11 месяцев 2020 года по данным ФТС из 4,5 млн. деклараций около 3,5 млн были оформлены с применением цифровых технологий без участия человека. Показатель автоматического выпуска документов в 1,7 раз выше аналогичного периода 2019 года, а через месяц будет доступна статистика за 2021 год.
Создание облачной таможни предоставляет импортерам и экспортерам товаров целый ряд преимуществ:
- прохождение электронного декларирования в 99,9% случаев без привязки к месту пребывания декларанта и таможенного представителя;
- упразднение отдельной процедуры в виде регистрации участников ВЭД в органах ФТС;
- упрощение управления финансовыми средствами в ходе взаимодействия с любым таможенным постом РФ за счет введения в действие Единого лицевого счета;
- установление жесткого регламента действий для сотрудников ФТС при оформлении документов благодаря открытию центров электронного декларирования;
- переход на учет таможенных платежей по единому КБК – внесение на лицевой счет участника ВЭД авансовых средств для совместной оплаты пошлины и НДС.
К фактическим минусам цифровизации и автоматизации работы ФТС для участников ВЭД можно отнести только полную зависимость от работоспособности системы. Редко случаются сбои в работе, и в такие моменты невозможно произвести таможенное оформление даже для самых срочных товаров. К мнимым “минусам” можно отнести практически полное исключение серых схем. Занижение таможенной стоимости ввозимых товаров в условиях электронного обмена информацией между ФТС и ФНС становится невозможным. Некоторые импортеры пытаются обойти установленные правила, реализуя альтернативные варианты поставок грузов в РФ через Беларусь, Казахстан и Армению. Однако государство усилило контроль и ужесточило ответственность за использование подобных схем.
Чего ожидать в 2022 году?
Мы прогнозируем продление срока предоставления тарифных льгот участникам ВЭД из-за введения мер по борьбе с инфекцией 2019-nCoV на 2022 год. От уплаты таможенных пошлин на территории ЕАЭС еще в апреле 2020 г. были освобождены товары критического импорта, а также медицинские изделия, используемые для предотвращения распространения коронавируса.
Смягчение фискальной политики из-за негативных последствий Covid-19, которые сказались на экономике всех стран мира, состоит в снижении налоговой нагрузки в виде льгот по уплате таможенных платежей. Эта тенденция по мнению экспертов нашей компании продолжится, поскольку по прогнозам ВОЗ в 2022 году достижение полной победы над коронавирусной инфекцией неосуществимо.