Обзор Как рынку мороженого удалось поставить новый рекорд
Мороженое бьет рекорды – его производство в текущем году может достигнуть 600 тыс. т, что больше показателей не только прошлого года, но и ряда лет до этого. В денежном выражении объем производства продукта за девять месяцев 2024 года вырос на 32,8% по сравнению с предыдущим, и в два раза по сравнению с показателями 2021-го. О том, как удалось добиться таких успехов, кто стал лидером сегмента и что будет происходить с отраслью в дальнейшем, рассказываем в материале Milknews.
Данные статистики
Объем производства мороженого в России за девять месяцев 2024 года, согласно данным Росстата, достиг 527 тыс. тонн, что на 15,9% превышает результат аналогичного периода прошлого года и даже больше рекордного объема производства за весь 2023 год, который составлял 524 тыс. тонн. Как отметил председатель совета директоров «Шин-Лайн» Дмитрий Докин со ссылкой на данные экспертов, в этом году на рынке мороженого ожидается очередной рекорд производства, который может составить около 600 тыс. тонн.
В денежном выражении объем производства мороженого за девять месяцев 2024 вырос на 32,8% по сравнению с данными за тот же период 2023 года и в два раза по сравнению с показателем за девять месяцев 2021 года.
Лидером по производству мороженого в России в 2024 году остается Центральный федеральный округ с долей 30,3%. Однако он демонстрирует рост ниже среднего показателя по стране в размере 9,1%. В то же время Южный федеральный округ с долей в 20,6% показал прирост в размере 53,6%. Как пояснил Докин, это произошло благодаря увеличению производства таких компаний, как «Ренна», «Проксима» и «Иней» (Пятигорск). Приволжский ФО с долей рынка в 16,5% продемонстрировал рост лишь на 3,9%, Сибирский с долей в 16,8% - на 14,2%, Северо-Западный (доля 8,1%) – на 8,6%. Значительное увеличение показателей также произошло в Уральском ФО (доля 4,2%), который смог нарастить производство на 18,9% благодаря работе компаний «РосФрост» и «Хладокомбинат №3» (Екатеринбург). При этом Северо-Кавказский (доля 2,1%) и Дальневосточный ФО (доля 1,4%) показывают падение производства по отношению к прошлому году на 0,3% и 3,1% соответственно.
Согласно данным Росстата, в течение всего 2024 года объем производства мороженого в России ежемесячно увеличивался. «Продажи мороженого у игроков вели себя несколько иначе – после ажиотажного июля, когда по всей стране наблюдался дефицит мороженого и одновременно происходило наполнение распределительных центров сетей, в августе было падение продаж, так как во многом происходил отток отгруженного мороженого в июле», - пояснил Докин. Он уточнил, что, в связи с этим августовские продажи у некоторых игроков были равны апрельским, а у отдельных участников рынка – даже мартовским объемам. «Сентябрь выровнял ситуацию и многие продали в сентябре даже больше, чем в августе», - добавил он.
Источник: Росстат
Как сообщил Докин, в январе-сентябре 2024 года фабрики по производству мороженого повысили цены на 13,8%, тогда как предприятия розничной торговли увеличили цены только на 8,6%. «Другими словами, только часть повышения заводских цен оплатили конечные потребители, значительную часть расходов взяли на себя ритейлеры», - подчеркнул он, напомнив, что потребительская инфляция в России к сентябрю 2024 года инфляция ускорилась до 13,4%. По информации Росстата, в сентябре 2024 года средняя розничная цена 1 кг мороженого достигла 778 руб., годом ранее она составила 686 руб.
Источник: Росстат
Рост продаж мороженого
При росте производства мороженого в России на 15,9%, по данным аналитической компании NTech, объем продаж этой продукции в российских сетях увеличился на 19,9%. По информации "Нильсен", охватывающей данные 180 розничных сетей и ручной аудит традиционных торговых точек по всей России, в январе-сентябре объем продаж мороженого вырос на 17,8%. ЦРПТ, проанализировавший увеличение продаж в денежном выражении, отмечает рост продаж на 23% во всей розничной торговле.
Как сообщили в NTech, лидерами рынка мороженого в России остаются компании «Ренна», «Айсберри», Unilever, «Чистая линия», Froneri и «Дмитровский». При этом объемы производства, как в натуральном, так и денежном выражении, по-прежнему растут у производителей «Ренна» (на 8% в деньгах и на 0,6% в весовом выражении), Unilever (на 9,4% и 18,2%) и «Дмитровский» (на 24,5% и 17,2%). При этом продажи у «Айсберри» снижаются на 19,3% в деньгах и на 18,8% в натуральном выражении, у «Чистой линии» снижение этих показателей достигает 3,8% и 8,1% соответственно, а у Froneri – 22,8% и 21,9%.
Источник: NTech
Источник: NTech
Говоря о стоимости продукции, Докин отметил, что из-за удорожания сырья, упаковки, складской логистики и зарплат цены растут у всех производителей, однако некоторым производителям удается продавать свой товар дешевле других. Например, мороженое компании «Айсберри», которая является лидером по производству в этой категории, стоит в два раза дешевле аналогов от «Чистой линии».
Источник: NTech
По данным аналитиков из NTech, наибольший рост показывает мороженое нижнего и среднего ценового сегмента на 10,8% и 13,2% соответственно. Что касается сегмента выше среднего, то, по данным на июнь-июль 2024 года, он показал снижение на 32,8% по сравнению с показателями за аналогичный период 2023 года. Сегмент мороженого ниже среднего показал при этом рост на 3,5%, а верхний ценовой сегмент – на 1,5%.
В разбивке по категориям мороженого лидером традиционно остается стаканчик с долей 30,3% в натуральном выражении и динамикой продаж 30%. За ним следует мороженое «Семейное» со сравнимой долей в 27,3%, но меньшей динамикой роста (16,3%). Эскимо с долей в 14,2% приросло в продажах на 28,6%.
Источник: NTech
NTech также опубликовал рейтинг брендов мороженого, в котором рейтинговый балл рассчитывался как отношение продаж конкретного SKU в денежном выражении к общему объёму ГПХ, умноженное на определенный коэффициент. В него вошли все бренды от лидеров рынка, в том числе разные виды стаканчиков «Коровка из Кореновки», эскимо «Чистая линия» и «Магнат» и другие полюбившиеся потребителю виды мороженого.
Ожидания от рынка
Дальнейшее развитие российского рынка мороженого, по мнению Докина, зависит, в первую очередь от того, сможет ли отрасль продолжить рост, поскольку весь этот сезон лидеры испытывали нехватку производственных мощностей и дефицит рабочей силы. «Производственные мощности, конечно, можно купить в Китае, Чехии и Италии, но дефицит рабочей силы будет только усугубляться», - считает он. При этом, по мнению Докина, перспектива и запас для роста отрасли есть.
Важным вопросом, по его мнению, также остается возможность участников рынка справиться с ростом цены на сырье, упаковку и логистику. «С одной стороны, рост цен должен несколько давить продажи вниз, но у товаров-субститутов (шоколадные изделия) рост цен еще более динамичный», - считает он. Таким образом, как отметил Докин, преимущества по сдерживанию цен окажутся у тех компаний, которые научились продавать дороже и у которых есть запас прочности по цене.
Еще одной сложностью для развития бизнеса остается высокая ставка кредитования, считает Докин. Он пояснил, что даже среди крупнейших предприятий есть такие, которые находятся на грани банкротства. «Безусловно, лидеры себя чувствуют финансово более уверенно и будут расти поэтому динамичнее, а мелкие игроки будут стагнировать», - добавил он. Наконец, по его мнению, интерес вызывает дальнейшая работа «Инмарко», который в октябре 2024 года приобрела группа компаний «Арнест».
Позиция отрасли
Участники рынка также говорят о росте своих показателей. Как сообщили в пресс-службе «Талосто», по итогам 9 месяцев 2024 года продажи компании выросли на 25% относительно предыдущего периода, а выручка - на 34,5%. Рост продаж наблюдается за счет сетевых продаж и традиционной розницы, а также за счет контрактов с онлайн-магазинами (Самокат, Яндекс Лавка, Озон). «В 2024 был значительный рост стоимости ингредиентов (сливочное масло, какао), что создавало напряженную ситуацию в течение года», - добавили в компании.
Управляющий бизнесом мороженого «Юнилевер Русь» Ольга Васильева рассказала о том, что объем производства этого вида продукции компанией за период с января по сентябрь 2024 года увеличился на 16% по сравнению с тем же периодом 2023 года.
По словам директора фабрики «Фрост» Андрея Лапшина, в этом году предприятие планирует произвести 12,5–13 тыс. тонн мороженого. «Что касается финансовых результатов, то в этом году значительно выросли затраты на сырье, персонал, транспорт и это, конечно, внесло свои корректировки в экономическую эффективность предприятия. Тем не менее, мы находимся в плановых цифрах по прибыли», - сообщил он.
В группе компаний «Комос Групп» рассказали, что объемы производства мороженого за девять месяцев текущего года составили 8,2 тыс. тонн, что превышает производственные показатели 2023 года (8,1 тыс. тонн). По итогам 2024 года компания планирует выйти на показатель 9,6 тыс. тонн.
«Что касается выручки по мороженому, то в 2023 году она составила 2 млрд руб., по итогам 2024 года прогнозно ожидаем более 2,6 млрд руб.», - сообщили в ГК «Комос». В компании добавили, что в течение девяти месяцев этого года ее представители наблюдали рост выручки, что связано с ростом себестоимости и, как следствие, с ростом отпускных цен. Кроме того, наблюдался рост объемов потребления различных видов мороженого на 20%. «Сыграло свою роль то, что мы расширили географию покрытия в регионах Центрального, Северо-Западного и Южного федерального округов, а также представленность в сетевом канале сбыта», - добавили в компании.
Что выбирает потребитель
По данным «Талосто», лидерами продаж по-прежнему являются традиционные вкусы – ваниль, крем-брюле, а в период праздников ожидается всплеск продаж домашнего формата. Схожая позиция и у «Комос Групп». «Самым популярным типом мороженого импульсного потребления остается мороженое в вафельном стакане, однако активно растет популярность форматов эскимо и рожка, а в мультипорционном мороженом отмечается увеличение продаж продукции в стаканчиковом формате», - считают в компании. В «Комосе» добавили, что в крупных городах все большее значение придается трендам «потребление на ходу» и «побаловать себя», что позитивно влияет на рост категорий.
В свою очередь Ольга Васильева сообщила о том, что наибольший рост демонстрировали такие виды мороженого, как эскимо и вафельный рожок, однако молодые потребители чаще выбирали такие форматы, как сэндвич и пинта. Кроме того, по ее словам, потребители готовы активно пробовать выпускаемые на рынок новинки, в том числе проявляется интерес к "корейской волне" в мороженом.
Лапшин отметил, что в этом году произошло перераспределение спроса между сегментами. По его словам, потребители из среднего и среднего плюс ценового сегмента переходят в верхний сегмент. «Покупатель в низком ценовом сегменте остался верным себе и продолжает поиски продукции в категории СТМ в хард-дискаунтерах. Выбор в пользу более дорогого мороженого со стороны покупателей связан с тем, что культура потребления изменилась, а также выросли доходы у некоторых категорий граждан. Однако у кого-то наоборот доходы снизились, поэтому они продолжают покупать мороженое из низкого ценового сегмента», - сообщил он.
1734062400
мороженое
23240 просмотров
Также рекомендуем:
молоко
СП «Донское» реализовало проект по строительству молочного комплекса в Волгоградской области
Лонгриды
Какое оборудование обеспечивает работу единственного в России производства лактозы
Новости
Сергей Левин покинул пост заместителя министра сельского хозяйства РФ
Новости
Срок уплаты утильсбора для производителей сельхозтехники в России могут сдвинуть
Аналитический центр Milknews