Подробности Ключевые изменения экологического законодательства для молочной отрасли
Экономика замкнутого цикла, климатическая повестка, комплексные экологические разрешения и категории негативного воздействия на окружающую среду. Это и многое другое обсуждали участники круглого стола “Экологические приоритеты развития молочной отрасли” в рамках Всероссийского молочного форума регионов, который прошел 26-28 сентября в Сочи. Самые наболевшие вопросы Milknews разберет подробнее - в новом материале.
РОП и запреты упаковки
Принят закон по реформированию РОП от 04.08.2023 № 451-ФЗ. С 1 января 2024 года он вступит в силу, и ответственность в рамках РОП ляжет на производителей упаковки. Однако введение 100% норматива утилизации для упаковки перенесено на 2027 год, до этого он будет поэтапно повышаться. Производители молочной продукции не будут признаваться производителями упаковки, за исключением импорта. Кроме того, как и в действующем законодательстве, вторсырье будет учитываться как “скидка” при исполнении ответственности.
Сейчас проходит согласование проект методики расчета ставки экосбора. Согласно редакции документа, потенциально базовая ставка может вырасти в несколько раз. Союзмолоко уже представил свои замечания и обсуждает акт с ФОИВами на всех площадках.
Также существует риск запрета отдельных видов «неэкологичной» упаковки. Согласно Федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла» к 2024 году планируется запретить до 5 видов упаковки, а к 2030-му - ещё до 20 видов. Союз активно взаимодействует с органами власти для минимизации негативных последствий возможных ограничений для отрасли.
Побочные продукты производства и животноводства
Приняты два закона, позволяющие обращаться с отходами как с побочными продуктами либо как со вторичным сырьем: № 248-ФЗ и № 268-ФЗ от 14.07.2022.
Согласно закону № 248-ФЗ, навоз КРС может не являться отходом, если об этом заранее уведомить Россельхознадзор. Хранить ППЖ можно только на специально оборудованных площадках и вносить в почву только переработанное вещество, причем факт переработки должны подтвердить результаты лабораторных тестов. Передавать ППЖ физлицам запрещается.
Согласно закону № 268-ФЗ, любой отход может быть отнесен к побочному продукту производства, и он должен отвечать требованиям к сырью: хранить его без использования разрешается не более 3 лет, а также исключить загрязнение природной среды. Если эти требования выполнены, то плата за негативное воздействие не взимается. Соблюдение данного закона администрируется Росприроднадзором.
Пищевые отходы
На данный момент действует постановление Правительства № 1612 от 07.10.2020, оно позволяет передавать некачественные или опасные пищевые продукты на корм с/х животным при условии проведения ветсанэкспертизы. Однако существует ряд особенностей: ВСЭ занимает до 10 дней, и за это время продукт портится, а сама экспертиза требует финансовых затрат. Также ВСЭ затруднена для площадок, находящихся далеко от лабораторий. При этом полная отмена таких проверок сопряжена с эпизоотическими рисками.
В связи с этим нередки случаи, когда некачественная продукция захоранивается на полигонах обращения с ТКО.
В итоге Минсельхоз России разработал проект приказа, регламентирующий сроки и порядок ВСЭ для передачи некачественных пищевых продуктов в корма. Сейчас идет его активное обсуждение в отраслевом сообществе. Однако согласно этому проекту, ВСЭ все еще занимает до 10 дней, и речь в нем идет только о некачественных продуктах, там нет информации об “опасных” продуктах, то есть о «просрочке».
Климатическая повестка
Принят 296-ФЗ от 02.07.2021, регулирующий выбросы парниковых газов. По закону самые крупные предприятия должны отчитываться об объемах выбросов, однако молочная отрасль пока не вошла в первый этап регулирования. Пока начали мониторить заводы с объемом выбросов более 150 тыс. т. СО2-экв. В 2025 году ожидается второй этап регулирования с понижением порога до 50 тыс. т. СО2-экв. Новая редакция критериев по отраслям пока не утверждена.
Однако уже на данном этапе есть возможность участия в климатических проектах. Это любая зарегистрированная деятельность, которая приводит к сокращению выбросов парниковых газов или увеличению их поглощения. Результаты проекта выражаются в виде так называемых углеродных единиц (УЕ), которыми можно торговать. На данный момент эти проекты добровольны, их может осуществлять любое хозяйство.
Тем не менее, на сегодня климатические проекты в сельском хозяйстве не распространены. Это происходит из-за отсутствия спроса на углеродные единицы, непредсказуемости цен на УЕ, отсутствия методологий для животноводства и переработки молока, отсутствия интеграции с зарубежными рынками, и недостаточной осведомленности в этой теме компаний АПК.
Существует ряд рисков в случае введения обязательной отчетности для молочников. В первую очередь, это отсутствие методологии для ее подготовки, в целом затратный процесс учета выбросов, необходимость верификации отчетов, потенциальное ужесточение с простой отчетности до квотирования выбросов. Такой эксперимент уже есть на Сахалине.
Общеотраслевые вопросы: НДТ, КЭР, категории НВОС
Подавляющее большинство молочных заводов относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Исключения составляют только те предприятия, у которых нет системы очистки сточных вод. В данный момент приняты изменения, позволяющие менять уже полученную категорию в случае изменения критериев.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) согласно 7-ФЗ обязаны получать только объекты I категории, для объектов II категории это требование носит рекомендательный характер. Так же как и внедрение наилучших доступных технологий (НДТ).
Сейчас с участием Союзмолоко разрабатывается актуализированная версия справочника ИТС НДТ 45-2023 «Производство напитков, молока и молочных продуктов».
экология