Обзор Рынок сливочного масла в России
Переориентация спроса на молокоемкие продукты привела к тому, что растет спрос на молочный жир, в результате запасы сливочного масла на складах снизились до минимального за последние несколько лет уровня. О том, что происходит на рынке и какие тренды ждут индустрию в 2024 году, рассказываем в новом материале Milknews.
Структура рынка
За последние годы рынок сливочного масла России рос в среднем на 4% в год и достиг 420 тыс. т, из которых примерно 75-80% обеспечивается внутренним производством. Как сообщил глава аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин, в текущем году объем рынка тоже продолжает расти, при этом темпы роста даже немного превышают среднегодовые, хотя и замедляются к концу года.
Одновременно, по его словам, повышается и объем внутреннего производства. С 2021 по 2022 год он вырос на 16% – до 327 тыс. т. “Конечно, во многом столь стремительный рост производства в 2023 году был обусловлен конъюнктурными факторами и ориентирован, главным образом, на замещение импортных поставок сливочного масла из “недружественных стран” и ряда прочих стран. Осложнение или полная остановка поставок из отдельных стран снизила конкуренцию на внутреннем рынке с импортируемым продуктом, поэтому российские производители успешно заняли большую часть освободившейся ниши, хотя некоторый ее объем достался белорусским производителям.”
Всего в России насчитывается более тысячи предприятий по производству сливочного масла. По информации Союзмолоко, крупнейшими игроками в сегменте являются «Экомилк», «Пепсико», «Молвест», «Доминант», «Валуйское молоко», «Ува-молоко» и др.
“Специализированных предприятий по выпуску сливочного масла в России, конечно, гораздо меньше, потому что почти для всех большинства молокоперерабатывающих предприятий сливочное масло и сливки – это побочный продукт, получаемый из жира, остающегося после производства цельномолочной продукции и сыров”, - пояснил Воронин.
Внешние игроки на рынке масла
Поставки из стран дальнего зарубежья с началом спецоперации и введением санкций против России практически остановлены или являются минимальными. Российский рынок сливочного масла становится все менее зависимым от импорта, согласен генеральный директор крупнейшего производителя и дистрибьютора натуральных сыров в России ГК «Фудлэнд» Максим Поляков. По его мнению, свою роль в этом процессе сыграли как высокие валютные курсы, так и ограничения санкционного и ветеринарного характера.
Импорт сливочного масла в Россию из стран дальнего зарубежья сократился с 33 - 37 тыс. тонн (2020 - 2021 гг.) до 4 тыс. тонн после введения санкций.
Крупнейшими внешнеторговыми партнерами на рынке сливочного масла России, как и по другим молочным категориям, является Белоруссия с долей примерно 85% от всех импортных поставок. Объем импорта из этой страны в 2022 году, по оценкам Союзмолоко, оценивался в 75 - 80 тыс. т.
Кроме того, по словам Воронина, в Россию продолжают поступать минимальные партии поставок сливочного масла из других стран, прежде всего из Латинской Америки, в том числе Уругвая и Аргентины. В то же время, как сообщил коммерческий директор “Аутспан Интернешнл” Андрей Антонов, в четвертом квартале 2023 года и первом квартале 2022 года импорт сливочного масла из Южной Америки может снизиться в десятки раз по сравнению с предыдущими годами, что также подстегнет спрос на российскую и белорусскую продукцию. Дело в том, что если в прошлом году контракты на поставку продукции из этих стран заключались при курсе около 60 рублей за доллар, то контракты 2024 года заключались уже при курсе 90-100 рублей за доллар, что намного превышает стоимость продукции, поставляемой из России и Белоруссии. “Вместо 2-3 тыс. тонн в месяц мы ожидаем буквально пару сотен тонн в месяц”, - считает Антонов.
Согласно его оценкам, рост импорта из Белоруссии частично компенсирует падение поставок из Южной Америки. Однако, как добавил коммерческий директор группы компаний «Продинвест» Сергей Ковальков, ситуация осложняется тем, что из-за несоблюдения ветеринарных требований были запрещены поставки с ряда предприятий Белоруссии, Армении и Киргизии, которая выступает нетто-экспортером масла.
Потребление и ценовая ситуация
Поляков отметил, что всю первую половину года сливочное масло было в красной зоне с точки зрения потребления, а начиная со второго полугодия, ситуация начала меняться.
По его словам, похожая ситуация наблюдается и со сливочным маслом, спрос на которое вырос на 7%, а на маргарины и спреды с растительными жирами - сократился на 8%.
Жира хватит на всех
По мнению главы аналитического департамента Союзмолока, коллапса на рынке в связи с нехваткой молочного жира не возникнет. «Рынку лучше не мешать, производители сырого молока сейчас восстанавливаются, объемы производства сырого молока в текущем году растут очень быстро. Я не помню, чтобы такими темпами мы росли, по крайней мере в организованном секторе, как растем в этом году», - заявил он.
Воронин напомнил, что, по данным Росстата, прирост производства товарного молока в сельхозорганизациях России за истекший период 2023 года составил 6-7%, а в среднем по всем категориям хозяйств он составлял 4-4,5% прирост. «Такие темпы были только в 2019-2020 годах, и то не в течение всего года, а ситуативные, а тут мы видим такую ситуацию на протяжении всего года», - отметил эксперт Союзмолоко. В связи с этим, по его мнению, в нашей стране сохраняется очень хороший потенциал наращивания производства сырого молока.
Он подчеркнул важность сохранения баланса закупочных цен в сырьевом и перерабатывающем секторе и цен на полке для дальнейшего сохранения спроса на продукцию. Однако ключевым фактором развития отрасли, по мнению Воронина, остается доходов населения. «Если спрос будет поддерживаться, то у нас есть все для того, чтобы и дальше наращивать объемы производства и в сырье, и в переработке. Если внутренний спрос будет проседать, как это было в прошлом году и в начале текущего года, то риски, конечно, увеличиваются», - считает он.
Максим Поляков полагает, что рынок сливочного масла подошел к своему максимуму и тот «вертикальный взлет», который мы наблюдался с конца лета и на протяжении всей осени, скорее всего, близится к завершению. «Конечно, в ближайшее время и особенно до новогодних праздников, пока еще будет сезон повышенного спроса, на рынок будут выходить те игроки, которые в том числе делали какие-то спекулятивные закладки масла и сейчас находятся в ожидании высокой цены», - считает эксперт. Но затем, по его мнению, сезон повышенного потребления завершится.
«Мы в ближайшее время будем наблюдать замедление потребления по всем продовольственным категориям», - считает Поляков. Первый квартал чаще всего бывает вялым и нединамичным, поэтому, по словам Полякова, и в наступающем году не будет отличаться в этом плане от предыдущих лет. В любом случае рынок сливочного масла в следующем году будет «здоровым», без перепроизводства, потому что импортные поставки будут оставаться достаточно сильно ограниченным, добавил он.
Дефицита сливочного масла в России не будет, подчеркнул директор по развитию компании ДМС Сергей Ляшко.
Спекуляции на рынке, по его мнению, могут происходить в период ажиотажного спроса перед Новым годом или, например, в жару, когда производство молока снижается из-за уменьшения надоев при одновременном росте производства мороженого. “Весной все отыграется обратно”, - уверен он. Кроме того, по его прогнозу, уже в начале следующего года цена на рынке снизится.
Как отметил Воронин, существует много факторов неопределенности, связанных с экономическими тенденциями, в том числе с уровнем инфляции, с курсом валют, которые сильно влияют на молочную отрасль. «Но у нас ощущения во многом достаточно позитивные, потому что те тенденции в потребительском поведении, которые мы видим, достаточно благоприятны», - считает он. В сырьевом и перерабатывающих секторах, по его словам, ситуация тоже в целом нормализуется и есть предпосылки для дальнейшего развития.
Таким образом, по его оценке, рост производства товарного молока по итогам 2023 года составит 4-4,5%, а рост потребления – в районе 4%. При этом, как сообщил эксперт, темпы прироста непосредственно сливочного масла к концу года уже начали замедляться как за счет наращивания базы к сопоставимому периоду прошлого года, так и за счет дополнительного спроса на молочного жир со стороны всех категорий переработчиков. «Но я не думаю, что мы опустимся ниже уровня прошлого года. Наверное, плюс-минус сохраним объемы на уровне прошлого года», - добавил Воронин.
Антонов согласен: предпосылки для роста производства товарного молока в России существуют.
Планы производителей
Как сообщили в пресс-службе Ассоциации молочных производителей «Дамол», объединяющей десять молокоперерабатывающих производств в Поволжье, Татарстане, Сибири и на Дальнем Востоке, сейчас их на рынке сливочного масла России составляет порядка 1%, по ПФО – 3,5%. «Если смотреть по предприятиям «Дамола» в этом году в сравнении с прошлым показатели производства и реализации сливочного масла существенно не изменились. Если сравнивать данные по маслу и спредам, по нашим заводам в этом году произошел небольшой рост по маслу. В целом ситуация с маслом у нас стабильная», - отметили в ассоциации.
«Существенного увеличения объема не предвидится, но компания не исключает расширения линеек существующих продуктов, например выпуск масла традиционного жирностью 82,5%, масла ГХИ или вкусовых масел с добавлением жареных лисичек, белых грибов, ароматных трав и так далее», - сообщила маркетолог маслосырзавода "Новопокровский" Юлия Аникеева.
Будущее рынка – в балансе с экспортом белков
Растущий экспорт, по мнению Союзмолоко, может выступить в качестве инструмента балансирования меняющего спроса на внутреннем рынке.
“Что касается масла, об экспорте вопрос не стоит. Нам нечего экспортировать и выгоднее продать внутри страны”, - считает Сергей Ляшко. О невозможности экспорта говорит и Ковальков, отмечая, что мировой рынок жиров и так находится в профиците.
масло