Разбор Российский рынок сыра: тренды и болевые точки сыроделов
Восстановление потребительского спроса, развитие экспорта и снижение интереса к сырным продуктам. В новом материале Milknews выяснил, что происходит сейчас на отечественном рынке сыра. Свежий рейтинг крупнейших производителей сыра в России вы можете найти по ссылке.
Рост потребления и производства
По данным Союзмолоко, потребление сыров в 2023 году относительно первой половины 2022 года (январь-июнь) увеличилось на 12,4% с 428 тысяч до 482 тысяч тонн. Растущий спрос подкрепляется уверенным ростом внутреннего производства сыров — в январе-июле 2023 года в сравнении с тем же периодом 2022-го его объем увеличился на 15,4% (с 384,6 тысячи тонн до 443,7 тысячи тонн).
Например, руководитель ТнВ «Сыр Стародубский» Александра Мокроусова поделилась, что по итогам 2022 года темп роста сыров в компании составил 127%.
“Доходы населения постепенно начинают восстанавливаться. Для молочной категории это один из ключевых факторов, который оказывает влияние на динамику спроса. Поэтому мы видим на рынке переориентацию спроса с сырных продуктов на сыры, с маргарина и спредов - на масло — то есть с более дешевых продуктов с заменителями молочных жиров на натуральные молочные продукты. Немалую роль в объемах спроса по обозначенным категориям играет и сегмент HoReCa, поскольку с повышением уровня доходов население, как правило, начинает чаще питаться вне дома, также стимулируя спрос на продукты, используемые в общепитах. В целом же динамика последних лет показывает ежегодный прирост спроса на сыры.”, — рассказал глава аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин.
“Если рассматривать горизонт последних 2-3 лет, то спрос характеризуется весьма осторожным ростом, но он есть, — подтвердил Денис Федоричев. — Последние годы спрос на сыры стал менее сезонно выраженным. Это в том числе связано с максимальной географией нашего присутствия на территории РФ, что позволяет сгладить сезонный фактор, связанный с перетоками населения между регионами в зависимости от времени года”.
Также директор ООО «Брянский сыродельный завод» отметил, что за последние 3-4 года по России хоть и ненамного, но выросла покупательская способность.
“Конечно, есть отдельные регионы, где покупательская способность осталась на том же уровне или несколько упала. Вместе с тем, в перспективе 4-5 лет в масштабах всей страны, думаю, что покупатель будет становиться более обеспеченным и избирательным”, — считает он.
Между тем, директор компании «Азбука сыра» Алексей Фатыхов одной из болевых точек сегодняшнего дня назвал снижение покупательской способности.
Тренд: снижение цены на розничный продукт
В 2023 году оптовые цены производителей на сыры снизились на 12% с 498 до 439 тысяч рублей за тонну. Соответственно, появились в той или иной степени значительные изменения в розничной стоимости сыра. По словам Алексея Воронина, планомерное снижение розничных цен на фоне падения цен на сырое молоко — это еще один фактор стимулирования потребительского спроса.
Средняя оптовая цена твердого сыра в июле 2023 года составляла 442 руб./кг, полутвердого — 407 руб./кг, мягкого — 470 руб./кг. В свою очередь, в декабре 2022 года эти виды сыров стоили 503, 420 и 499 руб./кг соответственно, а в аналогичный период прошлого года — 542,3, 410 и 499,5 руб./кг.
Рост запасов: что это значит
Запас сыров, исходя из результатов на июль 2023 года, в России за год увеличился на 23% и составляет сейчас не 49,8, как в прошлом году, а 61,2 тысячи тонн. Таким образом, за 5 лет средний запас увеличился на 40%.
“Любой рост запасов — это дополнительные издержки для тех, у кого они образовались. Условно, деньги были вложены, но продукт не реализован. Однако в случае сыров необходимо понимать, что в запасы входит и та продукция, которая находится на созревании, то есть не готова к реализации. При этом запасы действительно растут, и это тенденция не очень хорошая, поскольку она влияет на стоимость сырья — молока”, — отметил Алексей Воронин.
В свою очередь, запас сырных продуктов в России снизился на 14% до 20,2 тысячи тонн. Это рекорд в сравнении с предыдущими годами: в 2022 году запасы сырных продуктов увеличились на 37%, в 2021 году — на 36%, в 2020 — на 34%. Ввиду этих цифр текущий уровень запасов продукта в сравнении со средним 5-летним уровнем вырос на 45%.
Сыр — в топ-3 импортных молочных продуктов
В I полугодии 2023 года импорт молочной продукции снизился по сравнению с 2022 годом, по оценкам Союзмолоко, на 5-7%. Однако отмечается уменьшение поставок большинства видов молочной продукции, за исключением кисломолочных продуктов, «сырных продуктов», сыров и творога. Исходя из данных Союзмолоко, сыр традиционно является основным молочным продуктом, импортируемым Россией. Для сравнения: сыр — 46% импорта в стоимостном выражении, сливочное масло — 21%, молоко и сливки сухие сгущенные — 7%.
За год объем импорта сыра вырос, по оценкам Союзмолоко, незначительно, в пределах нескольких процентов, при этом основной объем импортируется из Республики Беларусь, остальные поставки обеспечиваются Аргентиной, Сербией, Уругваем и рядом других стран.
Несмотря на некоторое увеличение объемов импортных поставок, доля чистого импорта в потреблении сыра в 2023 году снизилась по сравнению с 2022 годом на 2%, что объясняется продолжающимся процессом импортозамещения и ростом внутреннего производства: по оценкам Союзмолоко, уровень самообеспеченности сырами по итогам 2022 года составил 74%.
Экспортные направления: всё стабильно
Сыры остаются лидерами в стоимостной структуре экспорта России с долей около 25%. Традиционно основными странами-потребителями российских сыров выступают Казахстан (как, впрочем, и всей нашей молочной продукции, за исключением сырных продуктов — в этом году верхнюю позицию занял Узбекистан) и ряд других стран постсоветского пространства. Практически вся география экспорта молочной продукции локализована именно в этих государствах. Однако сегодня география экспорта молочной продукции существенно расширяется, однако драйверами этого процесса выступают сухие молочные продукты - сухое молоко и сухая сыворотка.
“На мировом рынке более востребованы твердые сыры: чеддер, пармезан. В структуре российского производства их объемы сравнительно небольшие. Мы производим, в основном, полутвердые сыры, которые отправляем в страны постсоветского пространства, причем тоже в относительно небольших объемах - около 3% от объема внутреннего производства. Более перспективно в плане экспорта производство сухой сыворотки и сывороточных продуктов из побочного продукта при производстве сыров. Сейчас реализуются программы государственной поддержки, которые дают очень хорошие перспективы для развития этого направления экспорта”, — отметил Алексей Воронин.
“Мы производим белково-сывороточные концентраты. Пока рано говорить о поточном производстве, скорее, это тестовые выработки 10-20 тонн сухого концентрата белка в месяц. Продаем пока внутри страны, но при этом мы постоянно передаем тестовые образцы потенциальным клиентам за пределами России, — рассказал Андрей Дахнович. — В ближнее зарубежье экспортируем приличные объемы сыворотки, в дальнее зарубежье отгрузки пока лишь эпизодические. Как потенциальные направления экспорта рассматриваем Китай, Индию”.
«Азиатское» направление оценивает как потенциально выгодное и «Азбука сыра».
“Мы прошли аттестацию, дающую право реализации полного ассортимента выпускаемой продукции в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), Вьетнам, Гонконг. В процессе оформления находятся заявки для Китая и Узбекистана. На сегодняшний день в большей степени мы проработали экспорт в Казахстан”, — рассказал Алексей Фатыхов.
Выход на рынок Китая как свой амбициозный план отметил генеральный директор компании «Сыробогатов» Александр Шадрин.
“Стараемся учувствовать в максимальном количестве выездных экспортных мероприятий. Потенциальные наши партнеры — Узбекистан, Алжир, Камерун, Буркина Фасо. Также в процессе активного изучения такие страны, как Иран, Вьетнам, Индонезия и другие. С этими странами выстраиваем отношения по поставкам сыров и сухих молочных продуктов”, — отметил он.
Сырные продукты: снижение производства
Что касается “сырных продуктов”, то есть молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, произведенных по технологии сыра, объем их производства снизился в период с января по июль 2023 года на 14% (с 136 до 116 тысяч тонн), запас в России уменьшился на 14% (до 20,2 тысячи тонн), а объем экспорта — на 18% (до 21,2 тысячи тонн). Так, главным экспортным направлением для поставки сырных продуктов являются страны постсоветского пространства: Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Беларусь.
“В сырных продуктах мы наблюдаем снижение спроса, — подтвердил Алексей Воронин. — Они дешевле, более доступны для населения. И при снижении доходов потребитель делал выбор в пользу объема, пренебрегая качеством. Плюс, не все понимают, что низкая цена — результат замещения молочных жиров. В свою очередь, сейчас, при росте доходов возникает обратная динамика и потребители выбирают натуральный сыр”.
Что думают производители сыра?
Между тем в ГК «Фудлэнд» рассказали, что компания опасается планировать крупные инвестиционные проекты в этом году.
“Знаковых проектов на 2024-й год пока не планировали, слишком рисковая зона для серьезного инвестирования. При этом мы постоянно приобретаем оборудование для решения текущих задач. 2022-й год был сложным во второй половине, но 2023 год для нас пока точно не легче”, — поделился Андрей Дахнович.
Более оптимистичной позиции придерживается Алексей Фатыхов. “Несмотря на то, что текущую ситуацию многие называют сложной, именно она стала той ступенькой, которая вывела многие компании на новый уровень. В частности, наша компания в 2022 году только начала осваивать технологию производства пармезана, а уже в середине 2023-го я могу поделиться с вами тем, что мы начали его отгрузку ритейлерам”, — отметил он.
Поддерживает ее и Александр Шадрин. “Наша компания «Сыробогатов» всегда смотрит оптимистично на развитие рынка при любых обстоятельствах. Любой, даже мировой, кризис — это возможность нового развития. Мы стремимся к динамичному росту и укреплению позиций на сырном рынке”, — поделился он.
Однако Александр Шадрин как одну из болевых точек в своей работе отметил кадровый голод. По его словам, очень остро стоит вопрос кадров — видна нехватка линейного персонала на производственных площадках.
Актуальность проблемы поддержала и Александра Мокроусова. “Предприятие наше находится в провинции — конечно, мало кто из молодежи хочет ехать в районный центр из больших городов после окончания учебы в вузе. Кроме того, специальность инженера-технолога молочного производства не популярна сейчас”, — отметила она.
сыр