Алексей Фатыхов, «Азбука сыра» Сложности последних лет стали ступеньками для быстрого роста
В рамках «Молочных сессий. Summer edition» состоялась презентация рейтинга крупнейших производителей сыра. Одним из его лидеров стала татарстанская компания «Азбука сыра». В эксклюзивном интервью для Milknews генеральный директор Алексей Фатыхов рассказал, как сложности последних лет стали мощным драйвером развития производства и своеобразным трамплином для выхода на абсолютно новый уровень.
Milknews: В этом году вы вошли в число лидеров рейтинга. В чем секрет успешной работы в текущей непростой ситуации?
А. Фатыхов: Когда работаешь в FMCG сегменте, секретов не так много, да и можно ли их назвать секретами? Первое - это актуальный и качественный продукт, второе - эффективные процессы взаимодействия внутри компании и с нашими партнерами.
В первом случае я говорю о том, что компания «Азбука сыра» предлагает покупателям натуральный продукт из свежего коровьего молока. Тренд на здоровые продукты перестал быть трендом. Теперь это обязательное требование, мы о нем знаем и даём то, что нужно потребителю, в удобном для него формате упаковки.
Вторым обязательным условием успешной работы я бы назвал эффективное взаимодействие. Когда я говорю о взаимодействии внутри компании, я подразумеваю отлаженность бизнес-процессов и скорость принятия решений, которые в свою очередь делают возможным обеспечение качественного взаимодействия с внешними бизнес-партнерами. Возможность давать быструю адекватную реакцию на происходящие изменения - это то, чему мы учились и стремились последние годы своей работы.
Milknews: Какие результаты вы получили по итогам 2022 года?
А. Фатыхов: Важнейшим результатом ушедшего года для нас стали не цифры, демонстрирующие увеличение объемов продаж, а завершение реконструкции одного из корпусов для производства сыра. Была установлена новая автоматизированная линия закрытого типа австрийской компании Bertsch и полностью обновлена вся инфраструктура корпуса. В результате данного обновления мы увеличили свою производственную мощность на 25% со способностью перерабатывать до 500 тонн молока в сутки. И с гордостью могу отметить, что на сегодняшний день загрузка производства составляет 96%.
Milknews: Каковы ваши прогнозы развития компании и молочного рынка в целом на 2023 год?
А. Фатыхов: Как известно, делать прогнозы – дело неблагодарное, а в последние 2-3 года, авантюрное. Сыр и сливочное масло – уникальные продукты, не зря они имеют тысячелетнюю историю. В полной мере их нечем заменить, ни как самостоятельный продукт, ни в качестве ингредиента блюд. Поэтому они характеризуются определенной стабильностью в сравнении с некоторыми категориями молочных продуктов, где покупки носят эмоциональный, спонтанный характер. Однако это не отменяет факта возникновения новых трендов и требований со стороны потребителя, например, сыр и масло пониженной жирности, сыр в форме слайсов, сыр с новыми вкусовыми добавками. Отдельная история связана с освоением производства новых сортов сыра после ухода некоторых компаний с российского рынка. И несмотря на то, что текущую ситуацию многие называют сложной, именно она стала той ступенькой, которая вывела многие компании на новый уровень. В частности, наша компания в 2022 году только начала осваивать технологию производства Пармезана, а уже в середине 2023-го я могу поделиться с вами тем, что мы начали его отгрузку ритейлерам.
Покупатель стал более рациональным, стремится сэкономить в моменте покупки, внимательно относится к своему здоровью, а значит, к составу потребляемых продуктов, ценит время и удобство. Поэтому, говоря о продукте, мы смотрим на актуальные запросы потребителя.
Есть внешние факторы, в которых находятся все производители, мы их часто можем прогнозировать, но не можем повлиять на них, поэтому необходимо быть готовым подстроиться, адаптироваться к новым реалиям.
Milknews: Какие направления развития для вас приоритетны на данный момент? Планируете ли инвестиции в новые проекты в ближайшем будущем?
А. Фатыхов: Прежде всего мы инвестируем в то, что хорошо умеем делать. В частности сейчас у нас возникла потребность в обновлении и увеличении производительной мощности маслодельного участка. В связи с этим мы ведем переговоры, встречаемся с поставщиками оборудования.
Поддержание и развитие инфраструктуры предприятия – один из ключевых фокусов нашего внимания. Вслед за увеличением производственной мощности встал вопрос повышения эффективности цеха экспедиции и складской логистики. В ближайших планах - увеличение вместительности камеры созревания для сыра сорта Маасдам.
Мы видим, что на рынке сформировались устойчивое потребление новых сортов сыра и новых категорий молочных продуктов. Поэтому оцениваем, какие инвестиции необходимы для освоения производства новых категорий, встречаемся с поставщиками оборудования, обсуждаем каналы и стратегию продвижения.
Milknews: Какие новые продукты вы запустили в последнее время и какие планируете в ближайшем будущем?
А. Фатыхов: Как я сказал ранее, мы освоили производство сыра Пармезан. После запуска новой линии стали производить сыр Маасдам в формате евробрус, созревающий в пленке, ранее мы делали его только в латексной упаковке, и получили прекрасный сыр с «правильным» вкусом и рисунком на срезе.
Учитывая последние потребительские тренды, мы запустили новую торговую марку сыра «Мамадышский», в небольшом весовом формате, с максимально простой упаковкой, чтобы на выходе получить «комфортный» по цене продукт для покупателей.
Также мы работаем над разработкой нескольких продуктов по запросу ритейлеров как под торговыми марками компании «Азбука сыра», так и под собственными торговыми марками сетей.
Milknews: Планируете ли развивать экспортное направление, в том числе расширять географию поставок?
А. Фатыхов: Да, данный вопрос активно прорабатывается. Мы прошли аттестацию, дающую право реализации полного ассортимента выпускаемой продукции в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), Вьетнам, Гонконг. В процессе оформления находятся заявки для Китая и Узбекистана. На сегодняшний день в большей степени мы проработали экспорт в Казахстан.
Milknews: Есть ли на данный момент сложности во взаимодействии с поставщиками сырья или торговыми сетями?
А. Фатыхов: На сегодняшний день сложностей с доступом по основному и вспомогательному сырью мы не испытываем. Даже в наиболее острый период мы продолжали свою деятельность без ограничений. Нужно отдать должное, сами поставщики были максимально заинтересованы и активны в сохранении возможности поставлять свое сырье российским закупщикам. Вместе с этим мы отдаём себе отчёт в том, что риски не исчерпаны в полной мере, поэтому проработали возможность использования сырья альтернативных поставщиков.
Вопрос взаимодействия с торговыми сетями – это вопрос ежедневного кропотливого труда всей команды предприятия. В этом взаимодействии нет мелочей. Торговые сети предъявляют вполне понятные, пусть и высокие, требования к поставщикам. Соответствие этим требованиям – высокая степень развития собственных производственных процессов и менеджмента. В июне этого года крупнейший ритейлер в России Х5 Group выбрала бренд «Азбука сыра» лучшим брендом в категории “сыр” – это ли не лучшее доказательство того, что качественная и честная работа снимает все сложности во взаимодействии.
Milknews: Как, на ваш взгляд, изменились вкусы потребителей за последнее время?
А. Фатыхов: События последних лет сильно изменили потребителя: поменялся образ его жизни, отношение к себе и своему здоровью, к тому, что он ест, покупает себе и своим близким, его гастрономический кругозор стал шире, он готовит дома «ресторанные» блюда, он закупает продукты в онлайне. Это привело к изменению набора базовых требований к покупаемому продукту. К примеру, сыр – это не просто продукт для утоления голода – это источник белка, витаминов, он должен приносить не только гастрономическое, но и эстетическое удовольствие. Поэтому на рынке появились творожные сыры, волна популярности на моцареллу и сыры кавказской группы. Молодое поколение, требуя максимального удобства, покупает сыры в готовой нарезке.
Только предлагая актуальный продукт, компания-производитель может рассчитывать на то, что именно его потребитель положит в свою корзину.
Milknews: Какие болевые точки в своей работе вы сейчас ощущаете? И как справляетесь с трудностями, если они есть?
А. Фатыхов: Одной из болевых точек сегодняшнего дня является снижение покупательской способности. Часть потребителей вынуждена совершать покупку по принципу поиска минимальной цены, что рождает ситуацию появления на рынке дешевого сырного продукта. Производителям, которые варят натуральный сыр, невозможно конкурировать с ним с точки зрения ценового предложения. У потребителя складывается впечатление, что его обманули, предложив высокую цену. Поэтому мы выступаем за выделение сырных продуктов на отдельную полку, чтобы покупатель не проводил сравнений совсем не равнозначных товаров.
Milknews: В чем вы видите залог успеха работы на молочном рынке в наши дни? И какие советы вы могли бы дать другим хозяйствам для повышения эффективности производства?
А. Фатыхов: Давать советы, как и прогнозы, дело неблагодарное. Я могу лишь поделиться своими основными принципами, которые на протяжении последних пяти лет позволили увеличить бизнес компании «Азбука сыра» почти в два раза: первое – предлагай покупателю честный актуальный продукт, второе – создавай эффективные бизнес-процессы в компании, третье – выстраивай качественное взаимодействие с бизнес-партнёрами, четвертое – будь быстрым, пятое – знай свои цели на завтрашний день.