Коптелов

Обзор Ключевые тренды и главные риски молочной отрасли по версии Союзмолоко


В ходе 16-го Всероссийского форума «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности», прошедшего на днях в рамках международной выставки «Агропродмаш 2021», генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов рассказал о важных трендах молочного рынка последних лет и обозначил основные риски, которые принес отрасли текущий год.
 

Тренды

 

1. Инвестиции

 
За последние 10 лет молочная отрасль заняла лидирующие позиции среди прочих сегментов пищевой промышленности с точки зрения объема инвестиций. Если в 2013 году по этому показателю лидерами индустрии были производители напитков и мясных изделий, то к 2020 году молочная переработка уверенно вышла на первое место. На нее приходится порядка 20% от общего объема инвестиций в пищевую промышленность, что составляет около 260 млрд рублей. В прошлом году в молочный сектор было вложено порядка 60 млрд рублей. При этом с 2012 года общий объем инвестиций в отрасль составил 300 млрд рублей,  а среднегодовые темпы их прироста достигли 8%. 2/3 инвестиций в отрасль, то есть 200 млрд рублей, пришлись на производство цельномолочной и кисломолочной продукции, порядка 50 млрд рублей было направлено в производство сыров – порядка 50 млрд рублей. На остальные сегменты – СОМ, СЦМ, сливочное масло и т. д. пришлось еще около 50 млрд.
 

 
Серьезно недоинвестированным остается рынок коммодитис (биржевых товаров), прежде всего, производство СОМ и СЦМ. Большим потенциалом обладает производство сыров - на сегодняшний в этом сегменте в разных категориях заявлено к реализации проектов объемом производства порядка 250 тыс. т. Это примерно 1/3 от того объема, который производится в настоящий момент.
 
Между тем, потенциал инвестиций в сегменты, связанные с традиционной молочной продукцией, достаточно серьезно ограничен. Такая ситуация сложилась потому, что на протяжении последних десяти лет львиная доля инвестиций, которые направлялись в сектор, направлялись именно в эти сегменты. Так что на сегодняшний день они достаточно серьезно модернизированы как на уровне федеральных лидеров, так и на уровне региональных производителей и заводов.
 

2. Консолидация

 
Еще одним важным трендом является продолжающаяся консолидация в производстве и переработке молока. В настоящий момент на 30 крупнейших переработчиков приходится порядка 57% продаж в индустрии - около 610 млрд рублей. При этом за последние пять лет прирост продаж этих игроков составил порядка 30%.
 
Серьезные тенденции можно наблюдать с точки зрения слияний и поглощений – в последние годы на рынке состоялось достаточно большое количество таких сделок, прежде всего, в сегменте сыров. В последние несколько лет достаточно активно совершаются сделки и в сегменте традиционной молочной продукции. В качестве примера крупных сделок можно привести покупку DMK Бобровского сырзавода, поглощение компанией Campina компании Ehrmann,  приобретение «Агрохолдингом Степь» Степь группы компаний ПиР, покупку компанией Hochland Белинского сырного комбината, приобретение компанией Savencia Белебеевского молочного комбината и компанией «КОМОС ГРУПП» Казанского молочного комбината.
 
Таким образом, консолидация идет высокими темпами, и в ближайшие годы мы увидим два тренда – укрупнение в крупнотоннажных производствах традиционных сыров и продолжение тенденции слияний/поглощений в целом на молочном рынке, прежде всего, за счет объединения региональных заводов.
 

3. Импортозамещение
 

Многие молочные компании связывали динамичный рост в последние годы с тем, что успешно конкурируют на рынке, выводят на него новые продукты и т.д. Но если посмотреть на ситуацию объективно, то ключевым драйвером развития рынка, на самом деле, было существенное снижение объемов импорта. Объем импорта с 2014 года снизился примерно на 25%, практически на 3 млн тонн. Среднегодовые темпы снижения составили около 4,5%. В этом году тенденция сохраняется – по сравнению  с прошлогодними показателями импорт снижается примерно на 2,8%.
 

 
Снижение импорта на фоне стагнации потребления, которое не росло последние годы, привело к тому, что производство внутри страны росло, а вместе с ним рос и бизнес. Особенно это было заметно в сегменте сыров, который больше всего выиграл от девальвации рубля и контрсанкций. Сейчас неплохо растет и будет расти в ближайшем будущем производство коммодитис, что связано со стратегией белорусских молочных игроков на рынке постсоветского пространства, их активных попыток диверсификации экспорта, в том числе за счет Китая. Этот тренд заметен уже сейчас. Объем поставок СОМ и СЦМ из Беларуси за последние два года снижается достаточно устойчиво – по итогам первого полугодия 2021 года он упал на 20% в годовом выражении. При этом падение фиксировалось и в прошлом году.
 

4. Экспорт
 

В последние несколько лет динамично развивается экспорт российской молочной продукции. По итогам прошлого года он вырос на 20%, такую же цифру мы наблюдаем уже по итогам 8 месяцев текущего года.
 

 
При этом расширяются география, ассортимент и продуктовая структура экспорта. После открытия китайского рынка активно наращиваются поставки коммодитис, прежде всего, сухой молочной сыворотки, которая идет также в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В условиях стагнации внутреннего потребления, связанного со стагнацией реальных располагаемых доходов населения, экспорт может быть хорошей стратегией для развития бизнеса молочных компаний.
 

5. Потребление

 
За последние семь лет стало заметно изменение структуры потребления молочной продукции. Самой динамично растущей категорией в этот период стали сыры. Их потребление, за исключением продуктов, изготовленных по технологии сыра, выросло на 26%. При этом традиционная категория, в том числе йогурты, с точки зрения потребления выросли на 4%. Скорее всего, этот тренд сохранится с учетом того, что потребление сыров в России составляет примерно 5-5,5 кг на душу населения и потенциал роста в сегменте очень неплохой.
 
Также в последние годы растет спрос на коммодитис – СОМ, СЦМ, сыворотку - на внутреннем рынке растет. Так, например, спрос на сыворотку за 7 лет вырос практически на 26%. Из отходов производства сыворотка превратилась в востребованный товар, который продается как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Уникальность ситуации заключается еще и в том, что цены на продукт на внутреннем рынке существенно превосходят цены на экспортном.
 

Риски

 

1. Снижение доходности в производстве и переработке

 
В 2021 году мы наблюдаем серьезный рост себестоимости в сырье - по оценкам Союзмолоко, в августе этого года он составил 17 процентных пунктов по сравнению с уровнем августа 2020-го. Серьезно выросла себестоимость и в части переработки – на 12-14% в зависимости от категории молочной продукции. При этом рост себестоимости не компенсируется ростом цены на полке и на ферме. Рост цены на ферме составляет примерно 8% год к году, на полке - порядка 4,5%. Таким образом, доходность молочного бизнеса снижается, и это уникальная история, потому что в последние годы доходность колебалась, но в целом была достаточно относительно стабильной как в производстве, так и в переработке.
 

2. Снижение темпов прироста товарного молока

 
Второй риск, тесно связанный со снижением доходности, это снижение темпов прироста товарного молока. Производство товарного молока в стране в последние годы росло уверенными темпами, за счет чего и шло успешное импортозамещение. Прирост с 2014 года составил примерно 4 млн т – сейчас мы производим 23 млн т товарного молока в год. 
 

 
Однако в этом году ситуация изменилась в худшую сторону. Снижение доходности в целом ряде регионов, а также неблагоприятные природно-климатические условия привели к серьезному снижению поголовья и продуктивности. В результате темпы прироста товарного молока снизились с 4,5% в августе прошлого году до 1,1% в августе текущего. То есть, фактически, произошло падение в 4 раза. Непростая ситуация сохраняется во многих регионах, которые традиционно являются лидерами в производстве молока в сельхозорганизациях – Красноярском и Краснодарском краях, Ленинградской и Вологодской областях.
 

3. Усиление конкуренции за государственную поддержку

 
Объемы государственной поддержки молочной отрасли с 2015 года выросли более чем в два раза. За последние три года они находятся на относительно стабильном уровне - около 35 млрд рублей из федерального бюджета в год. Есть определенные нюансы, связанные с региональными бюджетами, но федеральный уровень стабилен. Однако увеличение ключевой ставки ЦБ фактически на 2,5 процентных пунктов в этом году фактически на треть увеличило обязательства бюджета по субсидированию их роста. Получается, что при сохранении валового объема господдержки ее доступность некоторым образом снижается. И это важный риск с точки зрения реализации крупных инвестиционных проектов.
 
Тем не менее, сейчас появляются новые механизмы господдержки. В частности, со следующего года будет активно поддерживаться переработка, прежде всего, по тем секторам, которые серьезно недоинвестированы на сегодняшний день. Речь идет, главным образом, о коммодитис, поддержка которой позволит модернизировать мощности и развивать экспорт.

 
4. Ужесточение регулирования и административного давления на бизнес

 
В части регулирования одной из очень дорогих историй для молочной отрасли на сегодняшний день является внедряемая обязательная маркировка молочной продукции. У игроков рынка возникает много сложностей с точки зрения реализации проекта на практике – это касается, прежде всего, внедрения решений и готовности интеграторов поставлять оборудование. В этой связи мы наблюдаем очень серьезный рост стоимости упаковки для тех предприятий, которые выбирают типографский способ нанесения кодов маркировки. В числе других актуальных административных мер можно назвать ужесточение экологической повестки - и в части реализации проектов по РОП за утилизацию упаковки, и в части углеродного регулирования. Все это серьезно влияет на экономику производства.
 
Подводя итог выступления, Артем Белов отметил, что молочная индустрия, тем не менее, имеет хороший потенциал роста, связанный с продолжением импортозамещения, развитием экспорта. «При условии роста уровня доходов населения, потребление молока и молочной продукции в стране будет расти», - отметил глава Союзмолоко. 
 
1633676023

Молоко

7560 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
ЧИЗ ЭКСПО
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен