Обзор Как развивается рынок безлактозного молока в России и мире


Безлактозное молоко активно демонстрирует рост спроса на ключевых мировых рынках. До 2025 года категория будет расти на 8,7% ежегодно, значительно опережая классическую молочную линейку. В России же безлактозная молочка  пока представляет собой нишевый продукт и занимает менее одного процента в продажах крупнейших торговых сетей и в структуре потребления категории. В новом материале Milknews рассказал, как развивается безлактозная продукция, и что мешает ей достичь общемировых значений на российском рынке. 

В мире

 

Рынок безлактозного молока оценивается аналитиками в $12,1 млрд и вырастет до 18,4 млрд к 2025 году с совокупным темпом прироста в 8,7% ежегодно. Пионером в разработке технологии производства безлактозной продукции стала компания Valio. Сегодня 45-50% рынка представляют мультинациональные компании. На основном рынке, в Западной Европе, ключевыми производителями считаются такие игроки, как Valio, Shamrock Foods, Arla Foods, Dean Foods, Danone, Murray Goulburn, Nestle. В США такую продукцию производит The Coca-Cola Company, Johnson & Johnson, General Mills. Lifeway Foods, Lala U.S, Organic Valley. 

 

По данным Mintel, основной прирост запуска безлактозной продукции пришелся на период с 2012 по 2016 годы вместе с набирающим обороты трендом на здоровый образ жизни. Сегодня безлактозное молоко на ключевых рынках перестало быть нишевым продуктом и перешло в категорию повышенного спроса, обогнав по уровню прироста классическую молочную линейку (2,3%). 

Среди причин для роста категории эксперты называют как потребительские тренды, так и желание производителей развивать категорию. «Есть несколько факторов, которые влияют на рост данной категории. Первый, это набирающий обороты тренд на здоровый образ жизни и благополучие. Во-вторых, это растущая осведомленность потребителей о непереносимости лактозы. Со стороны производителей, это высокое желание войти на рынок молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью», — сказал Харри Каллионен, старший вице-президент, R&D компании Valio. Основными факторами, которые могут тормозить развитие рынка, эксперт считает высокую долю инвестиций, необходимых для открытия линий производства и долгий процесс разработки конечной продукции. 

 

 

Современные потребители склонны к самодиагностике лактозной непереносимости, что играет на руку производителям товарной группы. Сегодня, помимо основных рынков, Европы и США, продажи растут в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет обеспечивать основной прирост продаж в ближайшие годы, пишет Markets And Markets. 

Производители, следуя актуальным потребительским трендам, создают безлактозные продукты с функциональными добавками, например, с пробиотиками, пребиотиками и синбиотиками. Йогурт без лактозы с пробиотиками производит компания Danone, безлактозное молоко с омега-3 — Coca-Cola под брендом Fairlife. 

 

 

В России

Безлактозное молоко производилось в России еще с советских времен, но в основном это были небольшие объемы продукции, которые выписывались по медицинским показаниям. После введения специальных экономических мер в 2014 году импортное безлактозное молоко фактически исчезло с отечественного рынка, что во многом подстегнуло развитие производства внутри страны. Спустя время иностранные производители восстановили право импортировать безлактозную продукцию для лечебных целей. 

Сегодня продажи безлактозной продукции, согласно данным исследовательской компании NTech, занимают совсем небольшую долю: всего 0,97% от категории «молоко». В выборку вошли крупные сети: X5, Ашан, Лента, Дикси, Метро. Как правило, безлактозное молоко на 68% дороже обычного, однако цена на него планомерно снижается. «Безлактозное молоко постепенно становится более доступным. Скорее всего это связано с тем, что производители начали уделять этому продукту чуть больше внимания, и добавлять его в промоактивности», — поясняют аналитики. 

В 2021 году средняя цена за 1 кг продукта составляла 145 рублей, что объясняет наибольшую популярность такого продукта в ЦФО и СЗФО, где сосредоточено наибольшее количество торговых точек и потребителей. «Если для ЦФО и СЗФО  это приемлемая цена, то в ЮФО или в СКФО такая цена уже не позволяет безлактозному молоку попасть в ежедневную продуктовую корзину покупателей. Это скорее редкая покупка», — говорят аналитики NTech.

Помимо безлактозной продукции, на рынке сегодня представлено большое количество молока с низким содержанием лактозы. Низколактозное и безлактозное молоко отличаются как по методам производства, так и по вкусовым характеристикам. 

По ТР ТС 033/2013 безлактозная молочная продукция должна содержать не более 0,1 г лактозы на 1 л молока. Именно такая продукция рекомендована при любой форме лактозной непереносимости. По вкусу и полезным свойствам такое молоко не отличается от обычного. Производство безлактозного молока требует наличия высокотехнологичного оборудования для ферментативного гидролиза или баромембранной обработки.

Низколактозное же молоко обычно содержит около 1% лактозы, то есть в 100 раз больше, чем в безлактозном молоке. Самый распространенный способ получения низколактозного молочного продукта — добавление фермента лактазы, из-за чего большая часть лактозы в продукте расщепляется на галактозу и глюкозу. В результате молоко становится сладковатым на вкус. Такие продукты производят на молочном комбинате «Ставропольский», в линейке представлено молоко стерилизованное, сливки питьевые, мороженое в вафельном стаканчике и молоко цельное сгущенное. Низколактозное молоко выпускает иркутская компания «Лактовит».

Категория безлактозного молока в России представлена компаниями Lactalis (Белгородский молочный комбинат), «Валио», Arla Foods, Danone. Также его производят «Братья Чебурашкины. Семейная Ферма», Агрокомплекс имени Ткачева. 

Белгородский молочный комбинат

Белгородский молочный комбинат производит ультрапастеризованное безлактозное молоко под брендом Parmalat Comfort жирностью 0,05%, 1,8%, 3,5%, а также безлактозные молочные коктейли Капучино Parmalat Comfort и Чоколатта Parmalat Comfort. В линейке также есть безлактозные йогурты жирностью 1,7% и 1,5% со вкусами. По данным NTech, в 2021 году компания нарастила продажи безлактозного молока на 5,26% в ключевых торговых сетях за счет расширения географии. 

Валио

Ассортимент продукции без лактозы «Валио» в России на сегодняшний день представлен пастеризованным и ультрапастеризованным молоком Valio Eila 1.5% и 3%, а также сырами под брендом Oltermanni (в частности, «Сливочным» и «Лёгким»). «Valio регулярно работает над расширением линейки и в ближайшее время намерена представить на российском рынке ряд новинок без лактозы», — рассказали Milknews в пресс-службе компании. Молоко производится на собственном заводе компании «Туренки» в Финляндии. 

Danone

С апреля 2020 года Danone выпускает безлактозное молоко под брендом «Простоквашино» жирностью 1,5%. продукт производится на заводе «Петмол» в Санкт-Петербурге и поставляется по всей РФ. 

Arla Foods

Датский концерн Arla Foods импортирует ультрапастеризованное безлактозное молоко жирностью 1,5%. 

 

Братья Чебурашкины. Семейная ферма

Уже несколько лет безлактозную линейку развивает подмосковная фирма «Братья Чебурашкины. Семейная ферма». В ассортименте производителя есть молоко с коротким сроком годности, недавно были выпущены безлактозные сливки эксклюзивно для «Азбуки Вкуса», а также питьевые и густые йогурты разных вкусов. Продукцию компании можно также встретить в ресторанах Москвы. 

Перспективы рынка

Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев считает, что объем потребления безлактозного молока сегодня не превышает 1% от остальной молочной категории. Генеральный директор и основатель «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин также считает, что безлактозные продукты — это нишевый формат, который не интересен основной массе покупателей. «Продукт рассчитан на небольшой процент людей с непереносимостью лактозы, а также потребителей, которые любят экспериментировать и готовы заплатить за это деньги. Массовый потребитель не будет покупать безлактозные продукты, поэтому большинство производителей не торопится идти в эту нишу», — сказал он.

Существенного роста продаж не отмечает производитель решения по заполнению ветеринарных сертификатов «Матрица». «Мы не видим существенного роста поставок и оформления электронных ветеринарных сертификатов на безлактозное молоко среди наших клиентов розничных магазинов», - рассказали представили компании. 

В NTech считают, что потребители хотели бы купить безлактозное молоко, но из-за высокой цены выбирают доступные аналоги, например, растительные напитки. В случае непереносимости лактозы они могут совсем отказаться от молочной категории. Основным потребителем аналитики называют жителей Москвы и Санкт-Петербурга. «В других регионах, где уровень жизни большинства населения только приближается к среднему, этот продукт будет выглядеть экзотическим. Стабильный спрос может быть у людей с аллергией на лактозу, но и в этом сегменте возможна конкуренция со стороны заменителей — вода, соки, газированные напитки», — считают эксперты.

Представители «Валио» смотрят на развитие сектора с большим позитивом. «Ежегодно мы отмечаем рост категории. В частности, в 2020 году объем продаж молока Valio Eila вырос более чем на 50 %, а оборот в 2021 году демонстрировал более чем 60 % рост по сравнению с 2019 годом. На сегодняшний день есть все основания полагать, что эта динамика сохранится», — говорят в компании. 

Значительный рост объема продаж видят и в Danone Россия. «Мы наблюдаем положительную динамику  спроса на продукт.  Если сравнивать второе полугодие 2020 и второе полугодие 2021, то объем продаж вырос примерно в 2 раза», — рассказали Milknews в пресс-службе компании. 

По мнению официальных представителей «Валио», потребление безлактозного молока и молочных продуктов в России будет расти. «Результаты проведенного «Валио» среди россиян опроса показали, что также мотивацией к потреблению продукции без лактозы становятся такие факторы как лучшая усвояемость, вкус и польза, а также меньшая калорийность, чем у обычного молока. По данным «Валио» более 60% потребителей безлактозного молоко включают его в меню в качестве добавки к чаю, кофе и другим напиткам. В связи с этим рост потребления кофе также позволяет делать позитивные прогнозы. По данным компании ядро целевой аудитории продукта представляют женщины в возрасте от 25 до 34 лет», — пояснили Milknews в компании. 

1644304721

Автор: Наталья Антонова
Теги: Молоко

4456 просмотров

Также рекомендуем:


Quick мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Кизельман новое будущее
МО 2021
АгроИнвестор 24 мая
ТЕЛЕГА
Видео 5 минут
Константа 28 апреля
ЮТЮБ
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизальман с 10.03.22


Аналитический центр Milknews
foodtech-krasnodar 28 апреля
Полка 24 июня
foodtech-krasnodar 28 апреля
Полка 24 июня