компоненты

Разбор Что происходит на отечественном рынке мороженого


В прошлом году потребление и производство мороженого относительно 2021-го снизились, однако в текущем году эксперты ожидают увеличение как объемов выпуска, так спроса на данную категорию. Правда, полагают они, покупатели будут отдавать предпочтение недорогой продукции, и все больше мороженого будет приобретаться через онлайн-каналы продаж. О том, как обстоят дела рынке, в преддверии презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого, которая состоится уже на этой неделе, 30 марта, рассказываем в новом материале.
 

Сложный год


Производство мороженого, по оценкам Союзмолоко, в прошлом году относительно 2021-го снизилось на 11% и составило 468 тыс. т. Однако этот показатель, обращает внимание руководитель проектов практики АПК Strategy Partners Екатерина Михалева, на 4% выше, чем в 2020-м, когда он составил 449 тыс. т.



По данным Союза мороженщиков России (СМР), с апреля прошлого года наблюдалось падение объемов производства мороженого ежемесячно на протяжении всего минувшего года, за исключением июня.

«В июне 2022-го мороженого произвели больше, чем в этом же месяце годом ранее. Но июнь 2021 года был особенным для мороженщиков, т.к. в это время вводили цифровую маркировку «Честный Знак», и объёмы производства значительно упали, даже по сравнению с 2020 годом», - напоминает заместитель гендиректора СМР Наталья Уткина.

Причин снижения производства несколько, говорит Михалева. Лето прошлого года было достаточно холодным, а в 2021-м, напротив, оно было аномально жарким, рассказывает она, а так как мороженое – больше сезонный продукт, то без благоприятной погоды сложно поддерживать высокий уровень спроса.

Помимо неблагоприятных погодных условий, на снижение производства повлияла и нестабильная ситуация в стране, продолжает эксперт Strategy Partners. Производители столкнулись с резким удорожанием себестоимости сырья, упаковки, усложнением и удорожанием логистики.

«На основные ингредиенты для производства мороженого – молоко и сахар – в прошлом году цена увеличилась более чем на 20%. Как следствие, выросли потребительские цены на мороженое – по данным Росстата, они увеличились на 22%», - рассказывает Михалева.

По словам Уткиной, минувший год был очень сложным для производителей мороженого: им пришлось решать задачи, для которых ранее не было разработано шаблонных решений. «В конце февраля 2022 года вдвое увеличилась стоимость сахара, который составляет более трети в доле себестоимости мороженого. Соответственно, серьёзно выросли затраты на производство, - напоминает она. – Начало СВО и принятые вслед за этим санкции привели к тому, что некоторые импортные европейские ингредиенты для мороженого, а также запчасти для оборудования стали недоступны. Некоторым европейским поставщикам пришлось менять логистические маршруты доставки ингредиентов, увеличивая стоимость доставки». В марте 2022 года значительно вырос курс евро и доллара, что также привело к увеличению стоимости импортных ингредиентов и запчастей, обращает внимание Уткина. В это же время, производители мороженого фиксируют серьёзное увеличение стоимости гофрокартона и гибкой упаковки. Всё это в сумме привело к увеличению себестоимости мороженого на 30-40%, оценивает эксперт.

По ее данным, производители мороженого увеличили отпускные цены всего на 10-15%, а остальной рост затрат взяли на себя, снижая полученную маржу. «Но в конце апреля –мае цены на сахар, гофроящики стали понижаться. Уменьшилась стоимость гибкой упаковки и молочных продуктов. Укрепился рубль. Это привело к восстановлению равновесия затрат на себестоимость мороженого и отпускных цен», - отмечает Уткина.
 

Уникальность ценообразования


По информации Союзмолоко, цены производителей на мороженое по итогам прошлого года выросли на 10% относительно 2021-го и на конец 2022-го составили 646 тыс. руб./т без НДС.




По данным Росстата за 9 месяцев 2022 года средняя потребительская цена на мороженое выросла на 18,4%, рассказывает Уткина. «Если сравнивать цены сентября 2021 и 2022 годов, цена прошлого года на 23,8% выше. За период с января 2021 года по август 2022 года рост цены составил 35,4%», - добавляет она.

Стоит отметить уникальную ситуацию, сложившуюся в октябре 2022 года, обращает внимание Уткина. В этот период отпускные цены производителей выросли на 8,6%, а цена на полке увеличилась только на 0,3%. «Таким образом, торговые сети удерживали рост цен, не устанавливая своей дополнительной наценки, - подчеркивает она. – Но уже в ноябре, декабре 2022 года полочная цена мороженого стала повышаться за счёт наценки ритейла».

И все же, хотя в общей сложности, мороженого в 2022 году было произведено меньше, чем в 2021-м, финансовый результат годовой работы основных производителей мороженого в прошлом году оказался сопоставим с показателем позапрошлого года, обращает внимание эксперт. Причина этому – повышение цен на мороженое в начале прошлого года.
 

Спрос выше производства


Потребление мороженого в прошлом году относительно 2021-го снизилось на 6% и составило 470 тыс. т, следует из данных Союза. Этот показатель выше уровня производства, и в целом за последние пять лет он вырос на 5%.



Запасы на складах производителей на начало текущего года были на 13% меньше, чем в аналогичный период 2022-го и составляли 36,8 тыс. т.



На снижение потребления повлияло, в первую очередь, падение доходов населения. «Экономия была основным трендом 2022-го. Покупатели поменяли привычный набор продуктовых корзин в пользу более важных товаров», - поясняет Михалева.

В СМР тоже наблюдали снижение спроса на мороженое в прошлом году, которое объясняется сложившейся экономической ситуацией в стране. «Когда у потребителя есть деньги, но он их тратит сейчас более экономно», - подчеркивает Уткина.

Повышение цен на мороженое также не способствовало увеличению спроса. «Май 2022 года был самым холодным в Москве и центральном регионе России, что тоже негативно повлияло на потребление мороженого, - делится эксперт. – Хотя в этот период в Сибири стояла жаркая погода, продажи данной категории в макрорегионе не превзошли предыдущий год. Скорее всего, именно снижение покупательской способности и рост цен на мороженое стали основными факторами уменьшения потребления мороженого».

На фабрике мороженого “Полярис” не отмечают падения продаж и производства. «В нашей компании зафиксирован рост этих показателей, причем по объемам продаж они могли быть еще выше, если бы не перебои с поставкой сырья и упаковки, особенно зафиксированные во втором квартале прошлого года», - поделились в пресс-службе предприятия.
 

Международная торговля


Импорт мороженого в Россию, по оценкам Союзмолоко, в прошлом году составил 15 тыс. т – на 12% меньше, чем годом ранее. Показатель находится на уровне 2019-го. Самым низким он был за последние пять лет в 2018 году – 13 тыс. т, самым высоким – 19 тыс. т – в 2020-м. Почти половину – 7,1 тыс. т – составили поставки из Беларуси. На втором месте среди экспортеров мороженого в Россию в прошлом году находился Казахстан – оттуда было ввезено 4,7 тыс. т продукции. Далее следуют Республика Корея и Франция – каждое из этих государств отгрузило по 1,1 тыс. т мороженого в нашу страну. Италия ввезла к нам 0,3 тыс. т мороженого, и 0,5 тыс. т составили поставки из прочих стран.

При этом нашей стране удалось стать нетто экспортером мороженого – в прошлом году, по оценкам Союзмолоко, мы вывезли 15,9 тыс. т. Этот показатель, однако, на 52% меньше, чем годом ранее и находится на самом низком уровне за последние пять лет.

Крупнейшим покупателем российского мороженого по предварительным итогам стал Казахстан – туда было экспортировано 6,9 тыс. т продукции. Далее следуют Монголия, США, Беларусь, Узбекистан – эти государства закупили 1,9 тыс. т, 1,7 тыс. т, 1,1 тыс. т и 0,7 тыс. т нашего мороженого соответственно. В остальные страны было вывезено 3,4 тыс. т российской продукции данной категории.
 

Рост спроса на бюджетный сегмент


Михалева полагает, что в этом году основной объем рынка будет приходиться на более низкие ценовые сегменты, при это сам рынок потребления мороженого вырастет.

Уткина тоже ожидает, что с учетом уменьшения покупательской способности, будет расти спрос на мороженое низких ценовых сегментов. «Это продукция с ЗМЖ, мороженое и десерты на основе плодов и ягод», - поясняет она.

В январе 2023-го цены производителей на мороженое, по информации Союзмолоко, составили 308 тыс. руб./т, что более чем на 30% выше среднегодовой цены на мороженое в 2022-м, а в феврале они еще увеличились до 319 тыс. руб./т.

Основным у производителей мороженого в 2023 году будет тренд импортозамещения, считает Уткина. «Многое в этом направлении уже реализовано в 2022 году, но есть ещё над чем работать, - говорит эксперт. – Под влиянием импортозамещения и новых цепочек поставок российский рынок мороженого сохраняет и продолжит сохранять стабильность и высокое качество мороженого».

Продолжает со времени пандемии рост мороженого семейного формата – ванночки, крупнофасованная продукция, добавляет эксперт.

Запросы на мороженое для людей, ведущих здоровый образ жизни – без сахара, функциональное – сохраняются, но увеличение продаж в данной категории в СМР не прогнозируют. «Потребление этих видов продукции, по нашим оценкам, составляет не более 1% от общего объема производства», - рассказывает Уткина.

Согласно данным компании «Лаборатория Трендов», будут и далее развиваться онлайн-каналы продажи мороженого. «Например, по данным онлайн-магазина «Самокат», в первом полугодии 2022 года мороженое входило в 16% заказов, сделанных с помощью виртуальных ассистентов «Салют», - знает Уткина. – Популярнее него оказались только молоко и хлеб (17%), а по данным сервиса «СберМаркет», в июне прошлого года в сравнении с июнем 2021-го продажи мороженого выросли в 1,5 раза, а относительно мая 2022-го количество заказов увеличилось в 6,2 раза».

Начало года на фабрике мороженого “Полярис” оценивают как успешное.

«Нами приобретено сырье и упаковка на весь фокусный ассортимент, это позволит нам обеспечить высокий производственный темп и наличие товара в течении всего сезона-2023», - поделились в пресс-службе компании. Со стороны постоянных партнеров предприятия есть запросы на производство мороженого в формате ванн различного объема. «На данный запрос мы отреагировали расширением производственных мощностей и приобретением дополнительной линии», - делится представитель пресс-службы фабрики мороженого.
 

Производство вырастет на 5-10%


В январе текущего года, по данным Союзмолоко, производство мороженого было на 28% ниже, чем в том же месяце прошлого – 22 тыс. т и 31 тыс. т соответственно. Однако это не говорит о том, что динамика останется такой в течение всего года. Так, в 2021-м, когда по итогам года производство мороженого составило рекордные за последние пять лет 527 тыс. т, показатель в первый месяц года был даже ниже, чем в 2023-м и находился на уровне 21 тыс. т.

Хотя этот год начался не лучшим образом для российских мороженщиков - в январе объемы мороженого меньше на 28,5% по сравнению с январем 2022 года – производители мороженого с оптимизмом планируют производство на 2023 год, подтверждает Уткина. «Предприятия видят свои точки роста продаж, умело используют сложившуюся сейчас ситуацию на сырьевом рынке», - делится она. По данным СМР, в первом квартале текущего года себестоимость производства мороженого остается на уровне 2022-го.

В целом, Союз мороженщиков России прогнозирует в 2023 году рост производства мороженого на 5-10% по сравнению с 2022-м.

Участники рынка подтверждают, что планируют наращивать объемы. Так, производственные планы компании “Полярис” превышают показатели прошедшего года. Предприятием, как рассказали в его пресс-службе, выпущены новинки практически в каждом из ключевых брендов, состоялся редизайн существующего бренда Salwadore, где обновления произошли и с точки зрения дизайна упаковки и вкусовой линейки. 
1679994036

мороженое

7702 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен