Разбор: Сколько стоит нанести новую маркировку


До вступления в силу приказов об обязательной маркировке молочной продукцией осталось чуть больше полугода. Несмотря на активную работу компаний и ЦРПТ в ходе пилотного проекта, главные вопросы все еще остаются без ответа: участники рынка не понимают, в какую сумму может обойтись оборудование, не говоря уже о более узких вопросах, например, как маркировать отдельные виды упаковок. Milknews разобрался, какими способами ЦРПТ предлагает маркировать молочные продукты, а также узнал у поставщиков оборудования, сколько это может стоить.

 

Как работает

 

Во время действия пилотного проекта ЦРПТ работает с производственными площадками в индивидуальном порядке, изучая и тестируя весь процесс маркировки, минимизируя риски. Изучение одной площадки занимает около трех недель и включает в себя инспекцию производственных процессов и тестирование различных методов нанесения кодов, после чего эксперты формируют рекомендации по итогам оценки.

 

 

Цифровой код DataMatrix, который будут применять для маркировки молочной продукции, состоит из GTIN (кода товара), идентификационного кода и криптографической последовательности (кода проверки или крипто-хвоста), а также свободных полей, которые переработчики могут использовать по своему усмотрению. Исходя из данных на момент начала эксперимента по маркировке, размер кода составит 20х20 модулей, а физический размер кода не будет превышать 6х6 мм. 

 

Код проверки включает в себя криптографическую последовательность, которая наделяет его определенными характеристиками. Это позволяет создать код, который не будет повторяться, его нельзя будет предугадать, продублировать или модифицировать. Коды будут генерироваться специальным регистратором эмиссии, которое ЦРПТ планирует предоставлять бесплатно. За сам код, в свою очередь, придется платить, это уже работает на примере маркировки в фармацевтике. На данный момент неизвестно, сколько это будет стоить.

 

Кроме того, есть и дополнительные издержки. Например, для работы с кодами ритейлу может понадобиться обновление ПО, стоимость которого зависит исключительно от поставщика. Тем не менее, у самого распространенного из них - “1С:Предприятие 8”, обновление предоставляется бесплатно в рамках договоров информационно-технологического сопровождения.

 

Оборудование

 

Специалисты ЦРПТ выделили несколько способов маркировки упаковок с молочной продукцией. Это ручное нанесение (этикетирование), термоструйная и каплеструйная печать. Лазерную гравировку Центр не предлагает использовать в этой отрасли, поскольку затраты на нее слишком высоки, а скорости производства слишком низкие.

• Ручной способ является наиболее дешевым и предполагает использование термотрансферных принтеров этикеток. Кроме принтера, понадобится 2D-сканер, программное обеспечение и регистратор эмиссии. Это подойдет небольшим производителям.

• Термоструйная печать подходит для малых и средних скоростей, здесь цифровой код наносится на упаковку с помощью термоструйных принтеров. Для верификации кода необходимо техническое зрение.

• Каплеструйная печать потребуется крупным заводам, здесь принцип тот же, что и с каплеструйным, только скорости выше.

 

Также дополнительное оборудование и ПО может потребоваться для работы с маркировкой на складах. Агрегация позволяет компоновать отдельные промаркированные товары в группы, если они, например, упакованы в один короб или паллету. Это упрощает проверку при транспортировке, сокращая время на проверку товара. Логистическая упаковка получает код агрегации в формате GS1-128 или DataMatrix, для печати кодов используют обычные принтеры этикеток. Чтобы считывать групповые коды, необходимо использовать специальное устройство для послойной агрегации. Сама агрегационная система может быть интегрирована в упаковочную линию, либо использоваться отдельно на складе. 

 

Для приемки готовой молочной продукции на складе потребуются терминалы сбора данных (ТСД) и сканеры 2D-кодов.

 

Как ЦРПТ оценивает оборудование

 

В январе руководитель проектного офиса ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти впервые привел данные о возможных затратах на оборудование, необходимое для маркировки. По мнению ЦРПТ, маркировка на основе ручной и термоструйной печати с учетом программного обеспечения, интеграции и всего оборудования обойдется в сумму от €450 до €11500 (примерно 35-900 тысяч рублей).

 

 

Для высоких скоростей нанесения маркировочных кодов предлагается лазерная и каплеструйная печать, предполагающая большее количество затрат на установку и подключение. Для этих двух типов печати стоимость варьируется от €10 тысяч до €37 тысяч (от ~750 тысяч до ~2,8 млн рублей).

 

 

Тогда же руководитель проектного офиса рассказал о главных нюансах в нанесении маркировки, связанных с особенностями упаковки молочной продукции. Например, при использовании каплеструйных методов печати нанесение кодов на крышки не рекомендуется из-за их неровной поверхности, а печать на фольге невозможна в принципе, поскольку она бликует. Для таких типов поверхности рекомендуется выделить белое поле без краски. Однако, некоторые методы печати даже на картонной упаковке не всегда подходят для нанесения кодов, поскольку чернила также могут расплываться.

 

Нанесение кодов

 

Специалисты ЦРПТ проверяют возможность нанесения маркировки на различные поверхности с помощью верификатора - устройства, которое позволяет оценить качество штрих-кода в соответствии с основными действующими стандартами и получить объективное заключение. Штрихкоду присваивается один из следующих классов: A, B, C, D, F. Класс A считается лучшим, B является оптимальным для отрасли, а F - это брак.

В ходе работы эксперты выяснили, что нанесение маркировки на дно упаковки наиболее удачно, но еще предстоит выяснить, насколько это удобно ритейлу.

 

Крышки

 

По итогам тестов печати на крышках с ребристой поверхностью методом каплеструйной печати краска легла неровно, при считывании менялись границы кода. Учитывая, что DataMatrix должен контрастировать с поверхностью, крышки любого цвета, кроме белого, не подходят.  

 

Картон

 

При маркировке картонной упаковки важно правильно подобрать чернила, чтобы изображение не расплывалось. В остальном рекомендации те же: печатать на идеально ровной поверхности, дополнительно можно изменить внешний слой упаковки либо выделить поле специально под DataMatrix.

 

Фольга

 

Чернила сложно нанести на фольгу, однако покрыв поверхность праймером, код печатается успешно. Как вариант, можно применять матированную фольгу, а вот на алюминиевой фольге печатать не рекомендуется, только если подготовить отдельное поле для кода.

 

В случае, если предстоит маркировать творожный глазированный сырок в фольге, ЦРПТ рекомендует маркировать вторичную упаковку. 

 

Гибкая упаковка

 

Производителям, использующим гибкую упаковку с неровной поверхностью, ЦРПТ предлагает маркировать тару до момента ее наполнения.

 

Как поставщики оценивают маркировку

 

Представитель Global Printing Systems Родион Гусев заявил в разговоре с Milknews, что невозможно определить ценовой диапазон на оборудование, поскольку его нужно рассчитывать в каждом конкретном кейсе: 

 

“У всех заказчиков разные технические задания, от этого и нужно отталкиваться. ЦРПТ приводит цены для того, чтобы сориентировать людей, но практика показывает, что это людей только лишний раз сбивает. Людям говорят сумму “от” и “до”, они приходят к поставщику и говорят, что хотели бы сделать на сумму “от”. Когда приезжаешь на завод и начинаешь рассчитывать необходимые вложения, получается сумма “до”. Так уже было в других отраслях, когда ЦРПТ сообщал о сумме в 2-12 млн рублей, на практике выходило почти всегда больше 10 млн.

 

Со своей точки зрения, никому предварительно не нужно называть никаких цен. Выбирать оборудование для маркировки, это как прийти в автосалон, где есть все автомобили. У всех четыре колеса, у всех есть руль, но стоимость - от нуля до бесконечности”, - рассказал Гусев.

 

Евгений Макеев из “Промышленных решений” также заявил, что пока называть конкретные суммы затрат преждевременно: “На данный момент мы не знаем до конца, как это будет организовано в молочной промышленности. Если по аналогии с табаком, где мы запрашиваем коды, то тут понадобится принтер для маркировки первичной и групповой упаковки. Если это будет по аналогии с ЕГАИСом, где уже готовые присылают на завод, то необходимо будет использовать этикетировщик и затем считывать, что выйдет дешевле”. 

 

Алексей Кириллов, менеджер по развитию Videojet Technologies, рассказал Milknews, что затраты будут существенно ниже табачного сектора. “Точно не будет таких затрат, как в табачной промышленности, здесь все немного проще. Там средняя цена без агрегации составляет около 60 тысяч евро. С автоматизацией - до 80 тысяч евро”.

 

Сложности с нанесением маркировки

 

Если производителю необходимо маркировать товар в упаковке с обечайкой или шубером, можно наклеивать этикетку с кодом на упаковку вручную. Маркировку мороженого ЦРПТ пока не тестировал, поскольку оно не входит в список продукции пилотного проекта, но в ходе работы обещают проверить все форм-факторы упаковок, используемых в молочной отрасли.

 

Родион Гусев из Global Printing Systems рассказал Milknews, что проблемы с нанесением маркировки на различные поверхности может решить этикетка, но здесь тоже могут возникнуть проблемы с техническими возможностями: “Есть производственные линии, на которых невозможно встроить этикетировщик на необходимых техузлах. Все стараются использовать стандартное оборудование для встраивания в существующие линии, но в случае, если так сделать нельзя, приходится создавать отдельные участки, которые будет делать только маркировку и агрегацию. Все очень индивидуально”. 

 

Менеджер по развитию Videojet Technologies Алексей Кириллов считает, что в молочной отрасли возможно применение и лазерной печати: “Есть продукты, которые маркировать практически невозможно, например, творожные сырки, но все зависит от типа выбранного оборудования. Кто-то будет маркировать лазером, тогда затраты будут сопоставимы с табачной промышленностью, кто-то будет использовать термоструйные принтеры - там затраты не такие высокие, принтер стоит не больше 5 тысяч долларов. Кто-то будет клеить этикетки, там затраты еще меньше, пока трудно оценить, а цены производителям никто не называет, чтобы их не обманывать”.

 

Евгений Макеев из “Промышленных решений” рассказал, что одна из компаний уже использует лазерную печать для маркировки своей продукции, и это является одним из решений проблемы с печатью знаков на творожных сырках: “На одной из международных компаний, с которой мы работаем, для маркировки йогуртов установлен лазерный принтер, который наносит код на этикетку и затем размещает ее на упаковке. Мы работали и с глазированными сырками, там используются либо термотрансферные принтеры, либо лазер. Во втором случае важна поверхность, которая будет маркироваться. Один из клиентов изменил упаковку, после чего код начал “отзеркаливать” и перестал считываться”.


Автор: Артем Фальчев
Теги: Ритейл торговля продовольствие Минпромторг бизнес

778 просмотров
Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Путин молочка

smartbow
SPACE
Data Talks
Подпишитесь на нашу рассылку
Рынок сливочного масла


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм