Разбор Как молочным предприятиям избежать штрафов по природоохранным статьям
На протяжении 2019 года Milknews освещал инициативы Национального союза производителей молока по снижению регуляторной нагрузки на молочную отрасль. Значительная доля требований, которые надзорные органы предъявляют к фермерам и переработчикам, касается экологической безопасности – вернее, ведению необходимых документов и государственной регистрации навоза как отходов производства.
Как представители отрасли, так и учёные говорят об избыточности требований, и о том, что они не учитывают реалии индустрии – например, тот факт, что навоз КРС повторно используется в качестве удобрения. Тем не менее, молочным предприятиям всё равно приходится соблюдать действующие нормы. Milknews подготовил перечень пунктов, на которые стоит обращать внимание в преддверии экологических проверок.
Чек-лист для предприятий молочной отрасли, на котором основывается данный материал, основан на практике ЗАО «Сернурский сырзавод», молокоперерабатывающего предприятия из Марий Эл. В разговоре с Milknews заместитель директора Тарас Кожанов отметил, что именно своевременная подготовка документов позволила ему пройти проверку без единого штрафа – в отличие от своих знакомых и конкурентов. «То, что вам выписали штраф, не значит, что вам надо полностью перестраивать ферму», – отметил он.
Документы на отходы в зависимости от класса опасности
Одним из поводов для штрафа может стать неисполнение обязанности по отнесению отходов производства к одному из пяти классов опасности (КоАП ст. 8.2, п. 9). На практике это означает паспортизацию отходов I-IV класса и биотестирование отходов V класса. Согласно руководству по классам опасности, подготовленному Milknews, к IV классу относится свежий навоз крупного рогатого скота, а к пятому – перепрелый навоз.
Для того, чтобы получить паспорт отходов I-IV классов (свежий навоз КРС относится к четвёртому классу), необходимо воспользоваться услугами сертифицированного лица, имеющего право работы с отходами, и аккредитованной лаборатории. Первый должен собрать образец отходов для анализа и составить акт отбора проб, а вторая – принять их и оформить акт приёмки. Эти два акта, а также протоколы результатов, паспорт отходов и документ со сведениями об их происхождении, входят в пакет документов в местный орган государственной власти.
К отходам V класса относится перепрелый навоз КРС, а также мусор и смёт из бытовых помещений. Компания должна иметь на руках сведения о его происхождении. Однако такие отходы не требуют паспорта, и, теоретически, в графе «Критерии отнесения отходов к КО» можно указать расчётный метод. Однако для безопасности имеет смысл провести биотестирование, то есть отнести отходы к пятому классу экспериментальным методом.
Некоторые субъекты – в частности, Москва и Московская область – требуют протокол биотестирования перед получением всех связанных с отходами документов. Однако анализ не будет лишним и в случае, если молочное производство находится в другом регионе. Протокол, который доказывает принадлежность отходов к пятому классу, поможет снять подозрения в том, что компания скрывает наличие отходов четвёртого класса.
Представители отрасли и научного сообщества уже ставили под сомнение целесообразность классификации навоза как опасных отходов. Представители ВНИИ органических удобрений и торфа и ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии отмечали, что навоз не только не опасен, но и не может относиться к отходам, так как не уничтожается и не подлежит захоронению. Национальный союз производителей молока обращался к Министерству природных ресурсов и экологии РФ с просьбой закрепить в законодательстве понятия вторичных ресурсов, к которым бы относились и продукты жизнедеятельности КРС.
Постановка объектов НВОС на учёт
Государственному учёту подлежат как опасные отходы, так и объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Отсутствие свидетельства на такие объекты, согласно статье 8.46 КоАП, может стать причиной штрафов в размере от 30 до 100 тысяч рублей.
Перед тем, как поставить объект НВОС на учёт, необходимо определить, подлежит ли он федеральному или территориальному экологическому надзору. Уровень надзора зависит от категории воздействия на окружающую среду, которая определяется по критериям из постановлений правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 и от 28.08.2015 № 903.
Заявка на объекты федерального надзора подаётся в территориальный орган Росприроднадзора, а на объекты регионального надзора – в орган исполнительной власти субъекта РФ. И в том, и в другом случае заявку стоит подавать в личном кабинете природопользователя. Для входа в личный кабинет и подписания документов необходима учетная запись в Госуслугах и сертификат электронной подписи.
Стоит отметить, что при любом существенном изменении данных о хозяйствующем субъекте объекта НВОС необходимо уточнять данные и о самом объекте. Актуализация сведений требуется после реорганизации или смены названия юридического лица, при смене паспорта или места жительства ИП, а также при полной смене лица, ведущего деятельность на объекте.
Ранее Национальный союз производителей молока выступал за пересмотре оценки воздействия на окружающую среду для молочных предприятий. Сейчас многие предприятия относятся к I и II категориям опасности, а возможность перехода из одной категории в другую рассчитывается из проектной мощности. Союзмолоко призывает вывести предприятия, которые не сливают сточные воды в водоёмы, из I и II категорий, к которым традиционно относятся промышленные предприятия. Свою позицию союз основывает на том, что сточные воды молочных предприятий не отличаются по составу от хозяйственных.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны
Milknews уже обращал внимание на важность установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг предприятия. С 1 января 2020 года в России отменяются ориентировочные санитарно-защитные зоны, и к октябрю 2019 года предприятия уже должны были разработать проект постоянных СЗЗ и подать заявления на их установку. Стимулом к этому должна была стать не столько сумма штрафа (по статье 6.3 КоАП – от 10 до 20 тысяч рублей), сколько опасность выплаты компенсаций тем, кто успел приобрести участки в пределах СЗЗ в «переходный период».
Разработкой проектов санитарно-защитных зон занимается ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических изменений». Предприниматель должен предоставить в местный филиал учреждения информацию об объекте, коммуникациях и зелёных насаждениях, а также письма и распоряжения местных органов власти о ведении деятельности на данном участке.
При расчёте границ санитарно-защитных зон учитывается характер деятельности предприятия. В молочной отрасли наименьшие СЗЗ (от 50 до 100 метров) устанавливаются по периметру предприятий по переработке молока, на территории которых нет крупного рогатого скота. Если на участке есть коровник, то радиус, в пределах которого устанавливается СЗЗ, рассчитывается, исходя из поголовья. Аналогичным образом на СЗЗ влияет и тип площадки по работе с отходами (открытая или закрытая), а также тип и степень отработки фракции.
Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Роспотребнадзор Россельхознадзор Юрий Литвиненко