Обзор: какие проблемы планирует решить молочная отрасль с помощью «регуляторной гильотины»


В январе этого года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился сократить число необоснованно завышенных требований к бизнесу с помощью механизма «регуляторной гильотины». Пересмотр мешающих бизнесу нормативных актов должен быть завершен до 1 февраля 2020 г., а новые – приняты до 2021 г. Союзмолоко подготовил предложения по пересмотру и отмене постановлений правительства, федеральных законов, СанПиНов и ГОСТов, мешающих развитию отрасли, и отправил 70-страничный список заместителю руководителя аппарата правительства Юрию Любимову. Milknews ознакомился с документом и выяснил, какие же проблемы надеется решить отрасль с помощью «регуляторной гильотины».

Категории опасности молочных предприятий

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" относит предприятия по производству молочной продукции к объектам I, II категорий.

По мнению Союзмолоко, такая категоризация объектов, налагает на молочные предприятия требования, несоразмерные уровню их фактического негативного воздействия на окружающую среду. Прежде всего, это касается проблемы сброса сточных вод.

Существующее разделение на категории не учитывает того, что многие предприятия молочной отрасли не осуществляют прямых сбросов сточных вод, а направляют их в централизованные системы водоотведения, где сбросы проходят процедуры очистки. При этом процесс контроля сброса сточных вод в централизованную систему водоотведения и так в достаточной степени зарегулирован, считает Союз. Кроме того, предприятия по очистке сточных вод, которым направляются сточные воды предприятий по производству молочной продукции, также отнесены к объектам I, II категорий. В результате имеет место избыточное регулирование, что несоразмерно повышает издержки молочных предприятий.

Для решения этой проблемы Союзмолоко предлагает исключить из I и II категорий молочные заводы, которые не осуществляют сброса сточных вод в водные объекты, а направляют их в центральные системы водоотведения.

Также Союз считает необходимым исключить из I категории и отнести ко II категории молочные предприятия, которые осуществляют прямые сбросы сточных вод в водные объекты, поскольку объем сбрасываемых вод и уровень негативного воздействия существенно ниже некоторых объектов, отнесенных к II категории.

Отходы производства и потребления

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" присваивает побочным продуктам жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (в т.ч. навозу) правовой статус отходов. Соответственно, он устанавливает определенные требования к обращению с такими отходами, в том числе по лицензированию этой деятельности, проведению государственной экологической экспертизы в отношении навозохранилищ и т.д.

Все это усложняет (а в некоторых случаях делает невозможным) возвращение побочных продуктов жизнедеятельности в хозяйственный оборот предприятий. Контрольно-надзорные органы применяют к собственникам таких побочных продуктов административные взыскания за нарушения природоохранного законодательства в размерах, достигающих десятков миллионов рублей.

Союзмолоко предлагает исключить побочные продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных из сферы применения ФЗ-89. А также создать отдельный правовой механизм для обращения с ними, который позволит собственникам таких продуктов возвращать их в свой хозяйственный оборот или реализовывать как товар.

Обязательная маркировка

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (ред. от 13.07.2019) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» предусматривает включение в перечень всей молочной продукции.

Между тем, выполнение требований по маркировке, предусмотренных распоряжением, невозможно без существенных вложений в переоснащение производственных площадок, программно-аппаратных комплексов, изменения бизнес-процессов, а также операционных затрат на оплату услуг по предоставлению кодов маркировки, отмечает Союзмолоко.

При этом в отношении молочной продукции уже происходит внедрение системы прослеживаемости на базе ФГИС Меркурий. И введение дополнительной системы прослеживаемости представляется отрасли избыточным и должно быть обосновано, в том числе финансово. Союзмолоко предлагает отменить Распоряжение и утвердить перечень Постановлением Правительства РФ.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 N 577 был утвержден размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки – 50 копеек за один код. Однако при размещении проекта документа на федеральном портале правовых актов для прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия к нему не было приложено финансового обоснования такого размера платы.

Принимая во внимание, что для каждой товарной группы, подлежащей маркировке, общая стоимость кодов составит миллиарды и десятки миллиардов рублей, а также что последующее увеличение цен повлияет на благосостояние граждан, Союзмолоко считает необходимым отменить документ и заново провести оценку регулирующего воздействия с приложением финансового обоснования предлагаемого размера платы. Либо же утвердить стоимость маркировки федеральным законом с прохождением перед вторым чтением процедуры оценки регулирующего воздействия.

Трудовые нормы

Пункт 199 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» предписывает применять групповой способ привязи на животноводческих фермах при наличии 20 и более голов крупного рогатого скота.

Союзмолоко предлагает исключить это требование, так как считает, что в настоящее время, достоинства беспривязного содержания КРС перевесили его недостатки. По оценкам специалистов, среднесуточный надой у привязной коровы ниже, чем у беспривязной. А навязывание способа содержания КРС в данной ситуации является ограничением предпринимательской деятельности.

Благополучие человека

Действующие нормативные акты содержат и довольно курьезные требования. Так, например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (с изменениями на 21 июня 2016 года) устанавливает, что рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. При этом поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Союзмолоко предлагает отменить документ в части современных персональных компьютеров и ноутбуков (например, произведенных после 2010 года), так как он не учитывает современные эргономические требования, применяемые к оборудованию рабочих мест.
 
Автор: Роман Рожков
Теги: Молоко

534 просмотра

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 92


Retail forum
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм