Разбор: В чем разница между экологически чистой и органической продукцией?
В России с 2020 года начнет действовать закон об органической продукции, принятие которого отраслевое сообщество ждало многие годы. Одновременно с этим, Минсельхоз инициировал обсуждение экологически чистой сельскохозяйственной продукции, которая вскоре также может получить отдельный закон. Milknews разобрался, в чём разница между двумя понятиями и почему последние предложения Минсельхоза вызывают опасения у отрасли.
Рынок органики в мире
В прошлом году, по данным Ecovia Intelligence, мировой рынок органической пищевой продукции превысил отметку в 100 млрд долларов. Аналитики отмечают, что главные драйверы интереса к органике – осведомлённость потребителей и растущая доступность в продаже. Учёные из университета Белграда отмечают и культурные причины роста: люди уходят от неорганической пищи, осознавая риски для здоровья и окружающей среды.
Во многих странах рынок органических продуктов контролируется государством. В зависимости от юрисдикции, производитель имеет право называть свои продукты «эко», «био» или «органикой» только после сертификации. Условия регистрации также отличаются, однако некоторые пункты – например, запрет на использование ионизирующей радиации, генных модификаций или клонирования – встречаются в документах по всему миру.
В США, стране с наибольшими продажами органических продуктов (45% от мирового рынка), контроль за сектором осуществляет Министерство сельского хозяйства (USDA). Несмотря на то, что сектор органики зародился ещё в 1970-х, федеральные стандарты и маркировка USDA Organic были утверждены только к 2002 году. Производителям, которые продают фальсифицированную органику, грозит штраф до 16 тысяч долларов за каждое нарушение. Небольшие производители могут не проходить сертификацию и при этом называть свою продукцию органической, но с двумя условиями: товар должен соответствовать нормам USDA и при этом не имеет права на логотип USDA Organic.
На территории стран Евросоюза действовали свои, независимые друг от друга правила. Единая органическая маркировка (лист на зелёном фоне со звёздами флага ЕС) была введена в 2010 году, в то время как единые правила по сертификации – в 2000-м. Благодаря цифровым кодам маркировка позволяет проследить путь сырья и продукта и получить информацию о сертифицирующем органе. «Евролист» должны получать не только местные производители органики, но и импортёры, а также компании, использующие в производстве сырьё из ЕС и не из ЕС одновременно.
В Китае с 1990 года действует сертификация Министерства сельского хозяйства «Люйсе шипинь» («Зелёная еда»). В своём изначальном варианте, позднее получившем название «Стандарт А», она допускала ограниченное использование агрохимикатов, регулируя при этом состояние воздуха, воды и почвы на фермах. В 1995 же году была выпущена более жёсткая спецификация, – «Стандарт АА» – предназначенная в основном для продуктов на экспорт и полностью запрещающая синтетические пестициды и гербициды. С 2005 в дополнение к стандартам «Зелёной еды» появился лейбл «Юдзи шипинь» («Органическая еда»). Пересекаясь по условиям со «Стандартом АА», он добавил систему прослеживаемости и ужесточил требования к посевным культурам.
На постсоветском пространстве появление законодательств об органической продукции происходит медленнее, чем в других странах. Первопроходцем стала Республика Казахстан, в которой закон об органической продукции был принят еще в 2015 году, а в Украине закон об органике начал действовать со 2 августа 2019 года. Закон диктует, что осуществлять государственный контроль органического производства, оборота и маркировки в стране будет Госпродпотребслужба, также документом определяются полномочия ведомства по плановым и внеплановым проверкам и мониторингу органов сертификации.
Рынок органики в России
Рынок органической продукции в России в 2018 году оценивался в 250 млн долларов, при этом до 85% органической продукции ввозилось в страну из-за рубежа. При относительно небольшой доле от общего рынка продуктов, интерес к органике в РФ растёт. По информации, озвученной на выставке WorldFoodMoscow, с 2010 года наблюдается ежегодный рост рынка в среднем на 10%.
По данным Национального органического союза, сейчас Россия занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов, а в Минсельхозе считают направление перспективным - по оценке министерства, в настоящее время в России имеется более 10 млн га земель, которые можно ввести в оборот, и большая часть из них пригодна для органического земледелия.
В 2018 году на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что Россия может занять от 10% до 25% на рынке органических продуктов.
В России органическая продукция будет регулироваться начиная с 2020 года – именно тогда вступит в силу соответствующий закон, подписанный президентом Владимиром Путиным в 2018 году. Для того, чтобы получить право писать слово «органик» на упаковках, производители должны пройти проверку на соответсвие 11 пунктам. Они касаются как производства, так и упаковки и доставки. Реестр производителей органической продукции будет вести Минсельхоз.
В чем отличия “органики” от “эко”
Одновременно с органической, Минсельхоз планирует регулировать и экопродукцию. В июле этого года министерство уже подготовило пакет поправок, определяющий понятия «экологичные» и «экологически чистые» продукты.
Под такой продукцией будет пониматься сырье и продовольствие, произведенные с применением ограниченной группы безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок.
При выпуске экологически чистой продукции не допускается применение ионизирующего излучения, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов. Кроме того, нельзя будет использовать упаковку, потребительскую и транспортную тару, которые могут привести к загрязнению экологически чистой продукции и окружающей среды.
Подобно слову «органик» в уже принятом законе, использование этих формулировок будет контролироваться на государственном уровне. Если проект будет поддержан, то изменения вступят в силу уже с 2021 года.
Закон об экологически чистой продукции предусматривает разработку ГОСТов, которые будут определять технологические требования к продуктам. Кроме того, планируется создание лабораторий для оценки их соответствия требованиям и проведение мониторинга почв.
Как на законопроект отреагировали в промышленности
Свежие поправки Минсельхоза формально разграничивают две категории данных продуктов. Однако, по заявлению Национального союза производителей молока, формулировки позволяют относить одни и те же продукты сразу к двум категориям.
– В случае принятия законопроекта в текущей редакции, к органической продукции можно будет отнести всю продукцию, полученную в результате производства, сертифицированного на соответствие действующим стандартам в сфере производства органической продукции, а также экологически чистую продукцию, если при ее производстве соблюдены требования к производству органической продукции. Отсутствие критериев, отличающих один вид продукции от другого, будет способствовать увеличению административной и регуляторной нагрузки, при этом снизит эффективность развития производства как экологически чистой, так и органической продукции, – гласит отзыв «Союзмолоко» на документ.
Ассоциацию также смутило требование использовать упаковку, которая «может привести к загрязнению экологически чистой продукции и окружающей среды». В частности, даже бумажная упаковка разлагается от 2 до 10 лет, а безопасность оксоразлагаемого пластика не доказана убедительно. «На текущем уровне технического развития создание упаковки, которая не способна привести к загрязнению окружающей среды, не представляется возможным или является крайне сложным технологическим процессом», – отмечается в заявлении.
Исполнительный директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции Олег Мироненко рассказал Milknews, что сосуществование формулировок навредит как ясности, так и репутации «органики».
– Потребителю сейчас дай бог разобраться в том, что такое органические продукты, а что – неорганические. Теперь планируется ввести ещё одно название, продукты по которому принципиально отличаются от органических по способу производства. При этом в сознании потребителя «экологический» и «органический» – это одно и то же.
Допустим, вы купили «экологически чистые» продукты для ребёнка, у которого есть аллергия на отдельные виды пестицидов. Вы уверены, что при их производстве пестициды не используются, даёте их ребёнку, и у него появляется диатез. Вы отдаёте еду на анализ в лабораторию, где выясняется, что в ней есть пестициды. Дальше потребитель думает: «Нас в очередной раз решили обмануть». С моей точки зрения, мы таким образом не только не повысим доверие потребителя – мы его достаточно сильно запутаем.
Что планируется в новой ревизии законопроекта
Минсельхоз уже готовит новую версию законопроекта об экопродуктах. Сергей Коршунов, председатель правления Союза органического земледелия (входит в рабочую группу по проекту), рассказал Milknews, что ведомство в курсе о возможных разночтениях.
– В изначальной редакции законопроекта риск того, что потребитель будет в путанице, есть. Но в ближайшее время, я думаю, текст законопроекта переживёт значительные изменения. Спорной ситуации нужно избежать – нужно максимально чётко развести в глазах потребителя экологическую и органическую продукцию.
Мы предлагаем сделать разделение исходя из различных подходов. Органическая продукция сертифицируется в первую очередь по процессным стандартам. Мы предлагаем подойти к экологической продукции исходя из системы экологического менеджмента, который соединяет контроль и по процессу, и по готовой продукции.
Идеология контроля за экологически чистой продукцией может сочетаться с большим количеством науки и большим объемом контроля. При этом контроль может осуществляться не, как в «органике», по соответствию всем пунктам большого замкнутого цикла, а по важным экологическим аспектам, работая только с ними.
Коршунов объяснил механизм контроля, который предлагается внедрить для экопродуктов.
– Если производитель декларирует, что он экологически чистый, то в случае с теми же пестицидами он проходит контроль не по тем трём десяткам пестицидов, которые контролирует Россельхознадзор, и не по ПДК в продукции, а по самому факту использования.
Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Россия мир Минсельхоз продовольствие экология Юрий Литвиненко