Как у них: Почему фермеры Турции недовольны государственной поддержкой
Правительство Турции объявило о беспрецедентной программе помощи фермерам. Эрдоган пообещал возмещать аграриям затраты на дизель, содействовать развитию производства органических продуктов и выдавать субсидируемые кредиты. Фермеры, тем не менее, по-прежнему недовольны и продолжают вырубать ореховые и фруктовые деревья. О том, что происходит в аграрном секторе Турции - в новом обзоре Milknews.
300 овец для всех желающих
В конце февраля президент Турции Эрдоган провел встречу с фермерами и отчитался о финансовой поддержке сектора. За последние 15 лет, по словам главы государства, сельское хозяйство Турции получило 103 млрд турецких лир, или $27 млрд. Он рассказал, что в 2002 году, когда партия Эрдогана (AK Party) пришла к власти, в год аграрный сектор получал только 1,8 млрд лир, а сегодня этот показатель достиг отметки в 13 млрд лир.
Эрдоган пообещал, что и впредь будет поддерживать турецких аграриев. “Расцвет и падение государства начинаются с сельского хозяйства, дорога к мощной Турции начинается с сильного сектора сельского хозяйства”, - сказал президент. Он также раскрыл планы поддержки сектора на предстоящие годы. Так, любая турецкая семья теперь получит доступ к выгодному кредиту на покупку 300 овец на семь лет с отсрочкой платежа в два года. Тем, кто решит поучаствовать в программе, турецкое правительство обещает минимальный месячный доход.
Особенное внимание власти Турции обещают уделять органическому производству. С 2005 года, по словам Эрдогана, сектор получил 394 млн лир. Фермеры, которые решат перейти в органику, будут получать дополнительные выплаты от государства в дополнение к уже имеющимся субсидиям. Президент установил, что в ближайшей перспективе доля органического производства в Турции должна вырасти с имеющихся 1,95% до 4%.
Турецкие власти готовы также дополнительно поощрять аграриев, решивших увеличить площадь возделываемых земель. Им обещают выгодные кредиты на аренду пашни. За последние 15 лет дополнительные 6,1 млн га земли перешли в разряд обрабатываемых, цель Эрдогана добавить к ним еще 14,3 млн га.
Кроме того, президент пообещал открыть четырнадцать исследовательских центров, ориентированных на сертификацию продукции, биотехнологии и развитие генетики и более 600 метеорологических станций. В вопросах генетики власти планируют сосредоточиться на разработке пород, устойчивых к заболеваниям.
СМИ иронизируют, фермерам несмешно
Обширная поддержка аграрного сектора совпадает с целями, которые ставит перед собой правительство Эрдогана. К 2023 году страна планирует войти в пятерку крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в мире, сегодня она занимает седьмую строчку в рейтинге. Турция активно развивает производства орехов, сухофруктов, специй, меда, молока, овощей и фруктов, красного мяса и птицы.
Общее производство молока в стране растет. В 2017 году показатель составил 18,7 млн тонн, это на 11,8% больше, чем в 2016. При этом в промышленную переработку пошло только 9,1 млн тонн, производство товарного молока с 2016 года потеряло 1,4%. Такие данные дает CLAL. Ранее Milknews публиковал подробный обзор молочного сектора в Турции.
Турецкие СМИ не разделяют энтузиазма Эрдогана относительно развития сельского хозяйства в стране. Газета Al-Monitor пишет, что еще с 1980-х годов, когда премьер-министром Турции был Тургут Озал, страна выбрала основным инструментом сдерживания цен в магазинах наращивание потока дешевых товаров из-за рубежа.
В разные периоды времени на многие сельскохозяйственные товары устанавливались нулевые пошлины. Так, в прошлом году тарифы обнулили на импорт бобовых из Евросоюза, Кореи, Малайзии и Боснии. Такая политика привела к ожидаемым последствиям: местным производителям становится все тяжелее конкурировать с иностранными компаниями. По словам лидера оппозиционной партии Республиканцев и участника парламентской Комиссии по сельскому хозяйству Орхан Сарибала, с 2002 года количество турков, занятых в отрасли сельского хозяйства снизилось с 35% до 19%.
Местные власти ничего страшного в подобных инструментах сдерживания цен не видят. Например, в марте 2018 года министр продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Ахмет Эшрей Факибаба опубликовал релиз, в которой отметил, что цены на мясо снизились на 25%. “Да, наше производство мяса на данный момент недостаточно, но нашим людям нужно красное мясо”, - отметил Факибаба в официальном сообщении. По словам чиновников, ситуация с мясом носит временный характер, в будущем объем импорта непременно упадет.
По данным Экспортного агентства США, Турция сохраняет положительный баланс по сельскохозяйственной торговле, хотя в целом количество экспорта всех товаров уступает импорту. Экспортный объем страны составляет $145 млрд против $188 млрд импорта. Импорт в сельском хозяйстве в 2017 году оценивается $15,7 млрд, годом ранее он составлял $13,9. Экспорт АПК в прошлом году приблизился к значению $17,2 млрд, в 2016 - $16,4 млрд.
Оппозиционный лидер Орхан Сарибал предупреждает, что ситуация для местных производителей становится еще более опасной в связи с тем, что Турция стала серьезно зависима от импорта. “Вы импортируем даже солому”, - рассказывает он журналистам. Действительно, в прошлом году местные СМИ с большим ажиотажем встречали первую за пять лет поставку соломы из Болгарии в порту Измира.
Журналисты Al-Monitor иронизируют над выбранной правительством стратегией. “Теперь для приготовления традиционного турецкого жаркого из бобов нужно взять два стакана бобов из Киргизии, 300 грамм красного мяса из Франции, Боснии или Бразилии, две луковицы из Ирана, щепотку перца из Кипра, столовую ложку томатной пасты из Украины, вода и соль по вкусу, подавать блюдо с рисом из России”, - пишет Al-Monitor.
В отчете Орхан Сарибал предупреждает, что рост объема закупаемых товаров может нести серьезные риски для Турции в нынешней геополитической ситуации. С начала года турецкая лира резко обвалилась к доллару. Так, в пятницу 10 августа, она подешевела к доллару на 18%, 13 августа - еще на 7%. С начала года турецкая валюта потеряла уже 45%.
Одновременно с падением валюты растут цены на продовольственные товары. С мая прошлого года увеличение составило 12%, по данным Института статистики Турции. Цены на сельхозтовары местного производства, по информации ведомства, выросли на 20% за аналогичный период.
На падение валюты во многом влияют отношения Эрдогана с США. Минфин США ввел санкции против двух министров турецкого правительства, после чего Трамп пообещал установить повышенные пошлины на турецкую сталь и алюминий. Эрдоган, в свою очередь, сказал, что Турция откажется от американской электроники, и призвал бизнесменов обменять имеющиеся доллары на лиры. Вслед за этим, сторонники турецкого президента публично сожгли американские банкноты и высморкались в них.
Местным фермерам складывающаяся ситуации кажется менее смешной. Некоторые открыто выражают свое недовольство политикой Эрдогана, публикуя комментарии на тематических форумах. “Партия дает поддержку локальным фермерам из бюджета, это правда: дешевый дизель, субсидии, налоговые послабления, это, конечно, хорошо, но это ли то, что действительно нужно фермерам, если мы не можем делать свою работу?”, - пишет местный житель. Другие идут дальше и снимают видео, как они показательно вырубают свои посадки. “Вырезаю ореховые деревья из-за цен для местных производителей”, - эмоционально комментирует видеозапись аграрий.
Автор: Наталья Антонова