FIFA-2018: Чем обернётся проведение мундиаля для производителей и продавцов?


Долгожданный чемпионат мира по футболу FIFA 2018, подготовка к которому сопровождалась громкими строительными скандалами, начнется менее чем через месяц. Уже 14 июня Россия проведет свой первый матч с Саудовской Аравией, но производители молочной продукции почувствуют на себе трудности принимающей гостей стороны немного раньше.

С 25 мая на федеральном уровне вступает в силу запрет на передвижение грузовых автомобилей в дневное время в городах, где пройдет чемпионат. Однако субъекты могут дополнительно вводить любые ограничения, если они посчитают их важными для обеспечения безопасности фанатов. Тем не менее, до сих пор неясно, как изменятся схемы поставок и кто будет обеспечивать продуктами питания тех, кому посчастливилось жить недалеко от фан-зон.
 

Голодно, но безопасно

Имя страны-хозяйки чемпионата мира 2018 года было оглашено 2 декабря 2010 года в Цюрихе. Исполком ФИФА выбирал из заявок России, Англии, а также совместных проектов Испании и Португалии и Бельгии и Нидерландов. В окончательный список городов, которые примут матчи ЧМ, вошли Москва (2 стадиона), Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург.

В мае 2017 года вышел приказ президента «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Он вносит коррективы по расширению мер безопасности в дни ЧМ, которые до этого были прописаны в ФЗ о подготовке к проведению чемпионата.

В соответствии с приказом, в городах, где будут проходить матчи, накладывается ограничение передвижения техники массой более 3,5 тонн в дневные часы. Проезд разрешат только аккредитованным автомобилям в межматчевые дни и только на предприятия промышленного значения, в обход главные магистрали населенных пунктов. В дни проведения матчей проезд по примыкающим к стадионам улицам и проспектам будет запрещен полностью, даже для легковых автомобилей. Из этого и следуют опасения, что магазины в районах проведения матчей могут остаться без снабжения.

В начале апреля продовольственные ассоциации, в число которых вошли Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»), Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», обратились к властям Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Самарской, Ростовской, Калининградской, Нижегородской и Волгоградской областей, Краснодарского края, Татарстана и Мордовии с просьбой подробно разъяснить, какие именно ограничения могут быть введены для грузового транспорта на время матчей.
 

Мой матч - мои правила

В соответствии с приказом президента власти регионов, в которых проводятся матчи, могут самостоятельно вводить дополнительные меры по ограничению движения транспортных средств в регионе. В АКОРТ уверены, что подобные дополнительные меры сегодня обсуждаются во всех регионах, принимающих матчи ЧМ-2018.
Так, в Краснодарском крае, например, для обеспечения безопасности дорожного движения на период проведения чемпионата мира по футболу министерством был уже был принят соответствующий приказ, вносящий ограничения на автомобильные транспортные перевозки на период с 00:00 до 06:00. В соответствии с региональным приказом будут ограничены перевозки по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, в Имеретинской низменности города-курорта Сочи.

В свою очередь администрация Ростова-на-Дону заявила, что рассматривает вопрос об ограничении движения грузового транспорта только в зоне стадиона.

Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики рассказала Milknews, что в части регионов ограничений не предвидится, а в столице опасения вызывает только один район.
“Некоторое время назад мы обращались к главам субъектов с просьбой дать разъяснения по поводу ограничений при проведении ЧМ, и, если планируются дополнительные ограничения – разъяснить порядок заезда транспорта. Отдельные опасения у нас вызвала перевозка опасных грузов, видимо, никто из регионов не предполагал, что существует такая категория грузов, а без них некоторые производства могут встать.
После обращения в правительство мы получили ответ от части регионов – ответ дали Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Нижний Новгород, Краснодарский край. Некоторые регионы сразу ответили, что у них ограничений не будет, кроме конкретных зон, расположенных в непосредственной близости к местам проведения матчей.

Сегодня московский Дептранс прислал ответ, в котором ничего не говорится о дополнительных ограничениях. Тем не менее, остаются опасения по поводу района Хамовники – в связи с близким расположением стадиона «Лужники», в районе будет введена аттестация ТС для доставки товаров в зоны близ стадиона. Мы обратились в управу района, чтобы уточнить порядок аттестации, но в телефонном разговоре нам ответили, что никаких дополнительных процедур не требуется – вы приезжаете, у вас проверяют маршрутный лист и пропускают далее.

На данный момент деловое сообщество не имеет единой схемы ограничений, которые распространялись бы на города, принимающие матчи чемпионата. Регламента по пропускам также нет, и руководству регионов ничто не мешает внезапно ввести ограничения за несколько дней до первых матчей”.
 
 

Самара - зона особого контроля

Местные власти могут регулировать временные ограничения, а также вносить дополнительные требования к поставщикам. “Такие требования в некоторых регионах воспринимаются с опаской, и на всякий случай запрещается вообще все”, - рассказал Milknews один из представителей бизнеса.
Самой пылкой любовью к предмундиальным запретам отличилась Самарская область. В конце мая 2017 года губдума приняла в двух чтениях закон об ограничении движения транспорта весом более 8 тонн и весь этот год большегрузы в Самару пускали только ночью. С 14 июня по 16 июля 2018 г. в город не будут пускать и грузовики массой свыше 3,5 тонны.

Председатель комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи губдумы Андрей Мурзов заявил, что депутаты приняли закон в интересах населения, чтобы решить ситуацию с пробками в городе. «В губдуму поступает огромное количество жалоб на транспортную ситуацию в городе. Люди говорят: «Сделайте хоть что-то, ездить просто невозможно». Они не успевают на работу, не могут куда-то отвезти своих детей. Мы же не только транспортники, строители, производители, но еще и жители этого города. Должны понять. Этот закон был принят не для того, чтобы ущемить бизнес, а ради того, чтобы хоть как-то разгрузить город. Мы обязаны дать какую-то альтернативу людям», отметил Андрей Мурзов.

Предприятия тяжелой промышленности это решение устроило, но резко против высказались представители ритейла. Из-за введения запрета на въезд большегрузов днем им придется поменять свой автопарк. А ночная разгрузка товаров, по словам представителей сетевых магазинов, может мешать жителям домов, на первых этажах которых расположены магазины.

Представитель Danone Мария Жаркова отметила, что такие запреты отрицательно влияют на качество продукции и подрывают пищевую безопасность. «У нас, например, скоропортящийся специфический продукт. Важно соблюдать график доставки и температуру хранения во время перевозки. Мы уже несколько раз слышали, что закон принимался для людей. Но когда они будут жаловаться на ночную разгрузку товаров, что мы будем делать? Новый закон принимать? Ритейл занимается жизнеобеспечением города. Наш цикл – это не только цикл отгрузки сырья. В первую очередь это продажи населению».

Затем молочным фермам и шоколадной фабрике напрямую предложили изменить график работы на время чемпионата. Врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин заявил, что транспортировка с предприятий непрерывного производства будет доступна по аккредитации, а те, кто ее не пройдет, сможет доставлять грузы в ночное время. В итоге идею с аккредитацией не поддержали, и сам же министр Пивкин заявил, что введение пропусков породит коррупцию, хотя в очередной раз напомнил, что на большегрузный транспорт сетевых магазинов поступает много жалоб, поэтому их движение нужно ограничивать.
 

Чем это грозит бизнесу?
 
В Минтрансе считают, что временные требования не создадут проблем для бизнеса и коснутся только опасных грузов. «Речь идет не о всем периоде, а о временных окнах и они не слишком большие. Как правило, непосредственно до и после проведения мероприятий и в районе фан-зон», — утверждает замминистра транспорта Виктор Олерский.
 
Тем не менее, отраслевые объединения опасаются, что полной ясности все еще нет, а значит регионы в любой момент могут ввести что-то новое. В Союзмолоко отметили, что видят серьезные риски в такой правовой неопределенности.
Представитель Руспродсоюза также заявил Milknews, что участники рынка готовы адаптировать логистику под временные условия работы, но просят чиновников обнародовать предлагаемые ограничения как можно скорее. Иначе, предупреждают они, возможны перебои с поставками, в том числе продуктов первой необходимости. Перестройка логистики может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.

Президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области, председатель совета директоров ЗАО «Залесское молоко» Андрей Романов считают, что серьезных рисков для бизнеса в регионе нет.
В разговоре с Milknews он заявил, что грядущий чемпионат не сильно затруднит работу перевозчиков в регионе. «Ограничения затронут наш регион только в дни проведения матчей – у нас их всего будет четыре. Я уверен, что мы успеем урегулировать этот вопрос, 14 мая мы встречались с губернатором на аграрном совете и поднимали этот вопрос. Путей решения много, скорее всего у нас это будет выдача аккредитаций транспортным средствам, либо предварительное утверждение маршрутов. Мы и сейчас работаем по графику, близком к ночному режиму, который предлагают установить. Не думаю, что небольшие изменения в логистике станут большой проблемой».
 

Опасные

В начале года стало известно о намерении ФСБ требовать остановки работы российских предприятий, находящихся рядом с местами проведения матчей. Служба планирует прервать работу опасных производств, а если они не могут быть остановлены по техническим либо коммерческим причинам, то по ним «будет разработан перечень мероприятий по повышению безопасности, чтобы минимизировать риски возникновения нештатных ситуаций». Речь идет о тех заводах, где используются опасные химические, биологические, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества.



В 11 городах, где будут проходить матчи, работает почти 8 тысяч предприятий с лицензией на эксплуатацию опасных производств. К ним относятся не только предприятия тяжелой, но и легкой промышленности - например, хлебозаводы с газовыми печами, молокозаводы с аммиачно-холодильными установками и пивоварни с аммиачными компрессорными цехами.
 
Обращение из ФСБ уже получило руководство племзавода «Пушкинское» под Нижним Новгородом.
Владелец компании Игорь Гордеев уточнил, что письмо касается небольшого производства комбикормов: «Об остановке "Пушкинского" речь не идет. По поводу работы комбикормового завода, который относится к категории потенциально опасных производств, мы подготовили свой ответ. Каких-либо препятствий или дополнительных расходов я не вижу. Мы с пониманием относимся к работе спецслужб».
 
Также стало известно, что с проблемами могут столкнуться также компании-производители пива - традиционного напитка футбольных болельщиков. Несмотря на то, что мундиаль может стать драйвером роста на спрос производства пивоваренных компаний, уведомление от госорганов получила компания САН ИнБев - входящая в “большую тройку” российских производителей пива.  
 
В прошлом году Союзмолоко отправлял в Минсельхоз письмо с просьбой о содействии в решении вопроса, т.к. для ряда молочных предприятий положения Указа означают приостановку деятельности котельных, холодильных установок и складов химических веществ. Такие меры привели бы к остановке приемки сырого молока от фермерских хозяйств, а также производства и отгрузки продукции.
 
Источник Milknews рассказал, что практика с уведомлением производств о прекращении производственной деятельности уже проводилась на время проведения Кубка конфередаций в 2017 году, но не освещалась в СМИ из-за меньших масштабов мероприятия. Тем не менее, предприятиям достаточно уведомить Ростехнадзор об усилении мер безопасности, чтобы им не запрещали производство. Это подтверждают и на ряде промышленных производств.

1400 просмотров
Комментарии
extenso
Сессии 6

ДЗЕН
IBS

Подпишитесь на нашу рассылку

Катозал


Аналитический центр Milknews
Масложир
FMCG
Масложир
FMCG