компоненты

Обзор Готовы ли мороженщики к введению маркировки?


Уже совсем скоро участники молочного рынка должны будут в обязательном порядке наносить на свои товары маркировку «Честный знак». Первыми станут производители мороженого и сыров – для них закон об обязательной маркировке вступит в силу с 1 июня. При этом участники рынка отмечают, мороженое – самый сложный для маркировки продукт из всей молочной категории. В том числе, по этой причине многие производители опасаются, что не смогут обеспечить должным объемом мороженого российского потребителя после старта действия закона об обязательной маркировке. Ситуация усложняется еще и тем, что день Х настанет на старте пикового для мороженщиков летнего сезона, когда их производственные мощности загружены полностью и должны работать бесперебойно. Milknews узнал у участников отрасли подробности. 

Участники рынка увеличивают запасы 

За две недели до старта введения маркировки, 18 мая, в Минсельхозе прошло совещание, на котором почти 40% российских производителей мороженого отметили, что могут не успеть к 1 июня организовать маркировку своей продукции, сообщает «Коммерсантъ». Причиной стали сложности с поставкой и монтажом необходимого оборудования. Производители предложили властям ввести до августа мораторий на штрафы за отсутствие маркировки, а также выделить на обязательную маркировку средства из бюджета. 

Как писал ранее Milknews, в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором маркировки «Честный знак», на 18 мая в системе было зарегистрировано 84% производителей мороженого и все производители сыров. Кроме того, согласно информации ЦРПТ на упомянутую дату, с производителями готовы сотрудничать уже 46 типографий, а к 1 июня их число может увеличиться до 60. 

Управляющий директор занимающего 10% рынка мороженого ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов заявил, что в срок не смогут уложиться предприятия в Омской и Тульской областях. Изначально компания планировала работать с двумя типографиями, но маркировка одной из них, как сообщил топ-менеджер, «легко стирается пальцем», а вторая компания начала монтировать свое оборудование для печати только на прошлой неделе. Собственное оборудование должен был получить Unilever только к 25 мая, с учетом монтажа и настройки маркировку компания сможет начать не раньше 1 июля, пишет «Коммерсантъ». 

О похожих проблемах сообщали и в «Чистой линии», которая занимает 4% рынка мороженого в стране. Однако позже в компании рассказали РБК, что готовы к запуску производства с учетом новых требований. Предусмотрев возможные риски, фабрика работает в усиленном режиме, что позволяет накопить резерв продукции до момента запуска всех производственных линий согласно требованиям постановления правительства.

О том, что участники рынка мороженого сделали товарный запас, чтобы на время запуска и отладки проекта по маркировке не получить дефицита, говорит и заместитель гендиректора «Питерское мороженое» (продажа мороженого в Санкт-Петербурге и Ленобласти) Юрий Самосват.

- Итоги по готовности к маркировке с нашими партнерами мы подводили 21 мая. Типография, где мы заказываем упаковку, не готова наносить DataMatrix, это одна из причин, по которым производству пришлось искать технические решения нанесения кода во время выпуска продукции.

При этом Самосват добавляет, что у производителей мороженого действительно есть проблемы с внедрением маркировки, и на сто процентов к внедрению маркировки, без потерь в производстве, не готов никто из мороженщиков, с которыми работает петербургская компания. Ведь в России более ста видов линий для производства мороженого, и для каждой из них нужно свое техническое решение, которых на текущий момент столько нет.

Руководитель проекта по внедрению маркировки на фабрике мороженого ООО ПКФ

«Проксима» Александр Лабунец отмечает, что в данный момент предприятие не готово на сто процентов к внедрению маркировки и не имеет возможности печатать коды маркировки на всей фабрике. 

- Хотя мы являемся одними из первых по отрасли, кто начал работать в направлении внедрения маркировки и уже полтора года занимаемся проработкой этого вопроса, первое транш-оборудование получили только в конце прошлого года, причем оно до сих пор не работает по разным причинам. Сама система маркировки в процессе всего подготовительного периода постоянно изменяется и совершенствуется, и это вызывает большое количество сбоев – за 24 дня в мае мы получили 12 сообщений от техподдержки «Честного знака» о различных сбоях в работе системы. Это не считая плановых работ, которые тоже регулярно проводятся оператором.

Основные сложности  

Основные производители мороженого не успели подготовиться к маркировке по ряду причин, рассказывает заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина. 

- Во-первых, были очень сжатые сроки в условиях отсутствия технических решений, установленные для внедрения цифровой маркировки: с 15 декабря 2020-го до 1 июня 2021-го. Кроме того, в России недостаточно типографий, работающих с переменными данными, а типографии, которые могут агрегировать коды, отсутствуют вовсе. Также были задержки в поставках оборудования для нанесения и считывания кодов.

В числе сложностей, с которыми столкнулись производители, представитель Союза мороженщиков также называет неустойчивую работу государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, непомерно высокую стоимость внедрения маркировки, сопоставимую или больше годовой прибыли предприятий.

- Решения, которые используют для цифровой маркировки производители мороженого, на сегодняшний день являются промежуточными и требуют серьезной доработки. Ситуация усугубляется тем, что в мире нет практики нанесения уникального кода на каждую порцию мороженого и производителям пришлось самим находить решения, - подчеркивает Уткина.

Юрий Самосват рассказывает, что при тестировании оборудования для маркировки мороженщики отмечают падение объемов выпуска за определенный отрезок времени в несколько раз для оборудования со средней производительностью, на высокоскоростных линиях падение производительности будет еще больше. У кого-то решение уже есть, другие находятся в процессе поиска.

Крупные предприятия нуждаются в услугах компаний-интеграторов, рассказывает Александр Лабунец. У «Проксимы» уже было настроено на маркировку две линии, и в тестовом режиме с апреля предприятие наносило на них коды маркировки, проводило процессы ввода продукции в оборот. 

- То есть, на двух линиях нашим интеграторам удалось запустить этот процесс, хоть и с понижением производительности труда. В апреле обновилась система «Честный знак», поменялись протоколы доступа к станциям управления заказами, что для нас означает полную переделку программного обеспечения со стороны интегратора для того, чтобы хоть как-то в данной системе работать. На текущий момент мы получили пакет оборудования на оставшиеся линии, однако в системе до сих пор работать не можем из-за обновления, которое произошло в апреле. А в начале прошлой недели мы снова получили сообщение от техподдержки «Честного знака» о том, что вышло еще одно мини-обновление для системы. И наш интегратор на текущий момент пока не может дать четкий ответ, учел ли он последние изменения в программном обеспечении, которое сейчас вынужден разрабатывать, или нет.

Есть еще один момент. ЦРПТ анонсировал возможность упрощения работы производителям за счет того, что коды можно будет печатать непосредственно в типографии, рассказывает представитель «Проксимы». 

- На всех вебинарах и рабочих группах ЦРПТ активно говорит о том, что типографии готовы к печати кодов в полном объеме и во всех регионах. Однако практика показала, что те типографии, с которыми реально сотрудничают большинство игроков рынка, не имеют сейчас возможности печатать этикетку с DataMatrix кодами. Например, производителям из Иркутской области советуют обратиться в типографии Беларуси, так как в ближайших регионах нет типографий, которые готовы печатать этикетку с нужной маркировкой. Да и в целом вариант с печатью кодов в типографии неудачный, так как маркировку на линиях нужно считывать, формировать и передавать отчеты о нанесении кодов, о вводе продукции в оборот и т.д.

В итоге многие производители, поняв, что вариант с типографиями нежизнеспособен, с марта начали активно перестраиваться на вариант нанесения штрих-кодов у себя на предприятии. 

- Большинство мороженщиков еще не дошли даже до уровня создания отчетов о нанесении маркировки: они только приобретают и осваивают оборудование для печати кодов, так как вариант с типографиями оказался тупиковым. Некоторые только в июне получат оборудование для нанесения маркировки, - подчеркивает Лабунец.

Кореновский молочно-консервный комбинат принимает активное участие в подготовке отрасли к системе «Честный знак» с самого начала эксперимента. Специалисты предприятия несколько раз участвовали в селекторных совещаниях Госдумы, Совета Федераций, представляли собственный опыт и на его основе вносили множество предложений по совершенствованию этого процесса. 

- Мы официально вошли в технический эксперимент с участием и ЦРПТ и системных интеграторов из рекомендуемого официального списка. К сожалению, никто из аккредитованных интеграторов пока не смог предоставить готовое оборудование, которое полностью подошло бы для нашего производства с учетом многообразия и самих линий, и видов упаковки, и температурных режимов эксплуатации, - делится гендиректор предприятия Игорь Московцев.

Чтобы уложиться в заданные сроки, в компании было принято решение начать вход в маркировку «типографским способом», когда QR-коды размещаются сразу при печати упаковки, по крайней мере, рулонной, которая используется на комбинате по большей части. В дальнейшем предприятие планирует оснастить собственные линии всем необходимым оборудованием. Такой подход позволит сотрудникам компании самостоятельно контролировать нанесение штрих-кодов, а значит, оптимизировать все процессы внутри предприятия.  По предварительным сметам, стоимость такого оборудования для маркировки продукции Кореновского молочно-консервного комбината составит около 300 млн руб.  

Однако, подчеркивает Московцев, в «типографском подходе» тоже есть возможные сложности, ведь типографии впервые столкнулись с задачей по нанесению таких кодов, и им также пришлось закупать новое оборудование для печати. 

- По словам сотрудников типографий, они получили не совсем то, на что рассчитывали. В итоге сейчас они готовы напечатать коды, однако не уверены, что эти коды будут правильными. Есть риск, что мы столкнемся с тем, что они окажутся нелегитимными, а значит, продукция не сможет уйти в оборот. И никто сейчас не может исключить эти риски.

Будет ли дефицит? 

Производители мороженого весной работают круглосуточно и без выходных, чтобы создать запасы для бесперебойных продаж своей продукции летом, в период пикового спроса, отмечает Наталья Уткина. Однако все равно спрос на рынке в высокий сезон превышает возможности производства. По ее мнению, введение обязательной маркировки в пик высокого сезона мороженого может действительно негативно сказаться на ассортименте.

- Если производители в июне или июле будут останавливать линии или предприятия, чтобы провести модернизацию оборудования для маркировки мороженого или из-за отсутствия плёнки с кодами, то остатки на складах закончатся быстрее обычного. В этом случае возможен дефицит продукции. Не тотальный, конечно, а отсутствие широкого ассортимента, как было раньше.

«Проксима» с мая по конец июня производит продукции в десятки раз больше, чем зимой, и для компании важно, чтобы все линии работали на максимальных скоростях. 

- Нам же навязывают неработоспособную систему, которая однозначно снизит нашу производительность, систему, которая не улучшает качество нашей продукции, систему, которая не увеличивает ассортимент нашей продукции на полках магазинов, - подчеркивает Александр Лабунец.

Он обращает внимание, что уже сейчас, когда «Честный знак» работает в тестовом режиме и с ней взаимодействует небольшое количество участников, происходят постоянные сбои. Сложно представить, что будет 1 июня, когда в нее начнет поступать гигантский поток информации от всех игроков рынка. 

- Мы опасаемся, что будет настоящий коллапс. Некоторые предприятия уже приостанавливают свою деятельность, так как не понимают, как быть в такой ситуации. А значит, дефицит мороженого после введения маркировки действительно может возникнуть.

Московцев тоже не исключает, что процесс маркировки может вызвать снижение скорости выпуска продукции на высокопроизводительных участках. Если QR-коды не будут проходить, то придется их переклеивать вручную. Это крайне негативно отразится на производительности, она сократится в разы.

- Именно поэтому пока сложно прогнозировать, будет ли дефицит мороженого. Если в магазинах не будет сканироваться типографский штрих-код, значит, продукция не сможет поступить на полки. Соответственно, такой сценарий вполне вероятен.

Самосват считает, что дефицит мороженого в России маловероятен, так как все компании создавали товарный запас на переходный период. 

Напомним, что предприятия, которые не успевают к 1 июня отладить систему маркировки, смогут продавать немаркированное мороженое, произведенное не позднее вышеуказанной даты, сообщали ранее ЦРПТ. 

1622109824

Автор: Елена Максимова
Теги: маркировка

6647 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Артем
Понятно, что те, кто заранее позаботились о процессах и ведут производство в белую уже давно готовы к маркировке
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен