Обзор Готовы ли мороженщики к введению маркировки?
Уже совсем скоро участники молочного рынка должны будут в обязательном порядке наносить на свои товары маркировку «Честный знак». Первыми станут производители мороженого и сыров – для них закон об обязательной маркировке вступит в силу с 1 июня. При этом участники рынка отмечают, мороженое – самый сложный для маркировки продукт из всей молочной категории. В том числе, по этой причине многие производители опасаются, что не смогут обеспечить должным объемом мороженого российского потребителя после старта действия закона об обязательной маркировке. Ситуация усложняется еще и тем, что день Х настанет на старте пикового для мороженщиков летнего сезона, когда их производственные мощности загружены полностью и должны работать бесперебойно. Milknews узнал у участников отрасли подробности.
Участники рынка увеличивают запасы
За две недели до старта введения маркировки, 18 мая, в Минсельхозе прошло совещание, на котором почти 40% российских производителей мороженого отметили, что могут не успеть к 1 июня организовать маркировку своей продукции, сообщает «Коммерсантъ». Причиной стали сложности с поставкой и монтажом необходимого оборудования. Производители предложили властям ввести до августа мораторий на штрафы за отсутствие маркировки, а также выделить на обязательную маркировку средства из бюджета.
Как писал ранее Milknews, в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором маркировки «Честный знак», на 18 мая в системе было зарегистрировано 84% производителей мороженого и все производители сыров. Кроме того, согласно информации ЦРПТ на упомянутую дату, с производителями готовы сотрудничать уже 46 типографий, а к 1 июня их число может увеличиться до 60.
Управляющий директор занимающего 10% рынка мороженого ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов заявил, что в срок не смогут уложиться предприятия в Омской и Тульской областях. Изначально компания планировала работать с двумя типографиями, но маркировка одной из них, как сообщил топ-менеджер, «легко стирается пальцем», а вторая компания начала монтировать свое оборудование для печати только на прошлой неделе. Собственное оборудование должен был получить Unilever только к 25 мая, с учетом монтажа и настройки маркировку компания сможет начать не раньше 1 июля, пишет «Коммерсантъ».
О похожих проблемах сообщали и в «Чистой линии», которая занимает 4% рынка мороженого в стране. Однако позже в компании рассказали РБК, что готовы к запуску производства с учетом новых требований. Предусмотрев возможные риски, фабрика работает в усиленном режиме, что позволяет накопить резерв продукции до момента запуска всех производственных линий согласно требованиям постановления правительства.
О том, что участники рынка мороженого сделали товарный запас, чтобы на время запуска и отладки проекта по маркировке не получить дефицита, говорит и заместитель гендиректора «Питерское мороженое» (продажа мороженого в Санкт-Петербурге и Ленобласти) Юрий Самосват.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/PM.jpg)
При этом Самосват добавляет, что у производителей мороженого действительно есть проблемы с внедрением маркировки, и на сто процентов к внедрению маркировки, без потерь в производстве, не готов никто из мороженщиков, с которыми работает петербургская компания. Ведь в России более ста видов линий для производства мороженого, и для каждой из них нужно свое техническое решение, которых на текущий момент столько нет.
Руководитель проекта по внедрению маркировки на фабрике мороженого ООО ПКФ
«Проксима» Александр Лабунец отмечает, что в данный момент предприятие не готово на сто процентов к внедрению маркировки и не имеет возможности печатать коды маркировки на всей фабрике.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Proksima.jpg)
Основные сложности
Основные производители мороженого не успели подготовиться к маркировке по ряду причин, рассказывает заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Utkina.jpg)
В числе сложностей, с которыми столкнулись производители, представитель Союза мороженщиков также называет неустойчивую работу государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, непомерно высокую стоимость внедрения маркировки, сопоставимую или больше годовой прибыли предприятий.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Utkina.jpg)
Юрий Самосват рассказывает, что при тестировании оборудования для маркировки мороженщики отмечают падение объемов выпуска за определенный отрезок времени в несколько раз для оборудования со средней производительностью, на высокоскоростных линиях падение производительности будет еще больше. У кого-то решение уже есть, другие находятся в процессе поиска.
Крупные предприятия нуждаются в услугах компаний-интеграторов, рассказывает Александр Лабунец. У «Проксимы» уже было настроено на маркировку две линии, и в тестовом режиме с апреля предприятие наносило на них коды маркировки, проводило процессы ввода продукции в оборот.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Proksima.jpg)
Есть еще один момент. ЦРПТ анонсировал возможность упрощения работы производителям за счет того, что коды можно будет печатать непосредственно в типографии, рассказывает представитель «Проксимы».
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Proksima.jpg)
В итоге многие производители, поняв, что вариант с типографиями нежизнеспособен, с марта начали активно перестраиваться на вариант нанесения штрих-кодов у себя на предприятии.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Proksima.jpg)
Кореновский молочно-консервный комбинат принимает активное участие в подготовке отрасли к системе «Честный знак» с самого начала эксперимента. Специалисты предприятия несколько раз участвовали в селекторных совещаниях Госдумы, Совета Федераций, представляли собственный опыт и на его основе вносили множество предложений по совершенствованию этого процесса.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Moskovcev.jpg)
Чтобы уложиться в заданные сроки, в компании было принято решение начать вход в маркировку «типографским способом», когда QR-коды размещаются сразу при печати упаковки, по крайней мере, рулонной, которая используется на комбинате по большей части. В дальнейшем предприятие планирует оснастить собственные линии всем необходимым оборудованием. Такой подход позволит сотрудникам компании самостоятельно контролировать нанесение штрих-кодов, а значит, оптимизировать все процессы внутри предприятия. По предварительным сметам, стоимость такого оборудования для маркировки продукции Кореновского молочно-консервного комбината составит около 300 млн руб.
Однако, подчеркивает Московцев, в «типографском подходе» тоже есть возможные сложности, ведь типографии впервые столкнулись с задачей по нанесению таких кодов, и им также пришлось закупать новое оборудование для печати.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Moskovcev.jpg)
Будет ли дефицит?
Производители мороженого весной работают круглосуточно и без выходных, чтобы создать запасы для бесперебойных продаж своей продукции летом, в период пикового спроса, отмечает Наталья Уткина. Однако все равно спрос на рынке в высокий сезон превышает возможности производства. По ее мнению, введение обязательной маркировки в пик высокого сезона мороженого может действительно негативно сказаться на ассортименте.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Utkina.jpg)
«Проксима» с мая по конец июня производит продукции в десятки раз больше, чем зимой, и для компании важно, чтобы все линии работали на максимальных скоростях.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Proksima.jpg)
Он обращает внимание, что уже сейчас, когда «Честный знак» работает в тестовом режиме и с ней взаимодействует небольшое количество участников, происходят постоянные сбои. Сложно представить, что будет 1 июня, когда в нее начнет поступать гигантский поток информации от всех игроков рынка.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Proksima.jpg)
Московцев тоже не исключает, что процесс маркировки может вызвать снижение скорости выпуска продукции на высокопроизводительных участках. Если QR-коды не будут проходить, то придется их переклеивать вручную. Это крайне негативно отразится на производительности, она сократится в разы.
![](/netcat_files/userfiles/Fases/Moskovcev.jpg)
Самосват считает, что дефицит мороженого в России маловероятен, так как все компании создавали товарный запас на переходный период.
Напомним, что предприятия, которые не успевают к 1 июня отладить систему маркировки, смогут продавать немаркированное мороженое, произведенное не позднее вышеуказанной даты, сообщали ранее ЦРПТ.
Автор: Елена Максимова
Теги: маркировка