Обзор Готовы ли мороженщики к введению маркировки?
Уже совсем скоро участники молочного рынка должны будут в обязательном порядке наносить на свои товары маркировку «Честный знак». Первыми станут производители мороженого и сыров – для них закон об обязательной маркировке вступит в силу с 1 июня. При этом участники рынка отмечают, мороженое – самый сложный для маркировки продукт из всей молочной категории. В том числе, по этой причине многие производители опасаются, что не смогут обеспечить должным объемом мороженого российского потребителя после старта действия закона об обязательной маркировке. Ситуация усложняется еще и тем, что день Х настанет на старте пикового для мороженщиков летнего сезона, когда их производственные мощности загружены полностью и должны работать бесперебойно. Milknews узнал у участников отрасли подробности.
Участники рынка увеличивают запасы
За две недели до старта введения маркировки, 18 мая, в Минсельхозе прошло совещание, на котором почти 40% российских производителей мороженого отметили, что могут не успеть к 1 июня организовать маркировку своей продукции, сообщает «Коммерсантъ». Причиной стали сложности с поставкой и монтажом необходимого оборудования. Производители предложили властям ввести до августа мораторий на штрафы за отсутствие маркировки, а также выделить на обязательную маркировку средства из бюджета.
Как писал ранее Milknews, в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором маркировки «Честный знак», на 18 мая в системе было зарегистрировано 84% производителей мороженого и все производители сыров. Кроме того, согласно информации ЦРПТ на упомянутую дату, с производителями готовы сотрудничать уже 46 типографий, а к 1 июня их число может увеличиться до 60.
Управляющий директор занимающего 10% рынка мороженого ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов заявил, что в срок не смогут уложиться предприятия в Омской и Тульской областях. Изначально компания планировала работать с двумя типографиями, но маркировка одной из них, как сообщил топ-менеджер, «легко стирается пальцем», а вторая компания начала монтировать свое оборудование для печати только на прошлой неделе. Собственное оборудование должен был получить Unilever только к 25 мая, с учетом монтажа и настройки маркировку компания сможет начать не раньше 1 июля, пишет «Коммерсантъ».
О похожих проблемах сообщали и в «Чистой линии», которая занимает 4% рынка мороженого в стране. Однако позже в компании рассказали РБК, что готовы к запуску производства с учетом новых требований. Предусмотрев возможные риски, фабрика работает в усиленном режиме, что позволяет накопить резерв продукции до момента запуска всех производственных линий согласно требованиям постановления правительства.
О том, что участники рынка мороженого сделали товарный запас, чтобы на время запуска и отладки проекта по маркировке не получить дефицита, говорит и заместитель гендиректора «Питерское мороженое» (продажа мороженого в Санкт-Петербурге и Ленобласти) Юрий Самосват.

При этом Самосват добавляет, что у производителей мороженого действительно есть проблемы с внедрением маркировки, и на сто процентов к внедрению маркировки, без потерь в производстве, не готов никто из мороженщиков, с которыми работает петербургская компания. Ведь в России более ста видов линий для производства мороженого, и для каждой из них нужно свое техническое решение, которых на текущий момент столько нет.
Руководитель проекта по внедрению маркировки на фабрике мороженого ООО ПКФ
«Проксима» Александр Лабунец отмечает, что в данный момент предприятие не готово на сто процентов к внедрению маркировки и не имеет возможности печатать коды маркировки на всей фабрике.

Основные сложности
Основные производители мороженого не успели подготовиться к маркировке по ряду причин, рассказывает заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина.

В числе сложностей, с которыми столкнулись производители, представитель Союза мороженщиков также называет неустойчивую работу государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, непомерно высокую стоимость внедрения маркировки, сопоставимую или больше годовой прибыли предприятий.

Юрий Самосват рассказывает, что при тестировании оборудования для маркировки мороженщики отмечают падение объемов выпуска за определенный отрезок времени в несколько раз для оборудования со средней производительностью, на высокоскоростных линиях падение производительности будет еще больше. У кого-то решение уже есть, другие находятся в процессе поиска.
Крупные предприятия нуждаются в услугах компаний-интеграторов, рассказывает Александр Лабунец. У «Проксимы» уже было настроено на маркировку две линии, и в тестовом режиме с апреля предприятие наносило на них коды маркировки, проводило процессы ввода продукции в оборот.

Есть еще один момент. ЦРПТ анонсировал возможность упрощения работы производителям за счет того, что коды можно будет печатать непосредственно в типографии, рассказывает представитель «Проксимы».

В итоге многие производители, поняв, что вариант с типографиями нежизнеспособен, с марта начали активно перестраиваться на вариант нанесения штрих-кодов у себя на предприятии.

Кореновский молочно-консервный комбинат принимает активное участие в подготовке отрасли к системе «Честный знак» с самого начала эксперимента. Специалисты предприятия несколько раз участвовали в селекторных совещаниях Госдумы, Совета Федераций, представляли собственный опыт и на его основе вносили множество предложений по совершенствованию этого процесса.

Чтобы уложиться в заданные сроки, в компании было принято решение начать вход в маркировку «типографским способом», когда QR-коды размещаются сразу при печати упаковки, по крайней мере, рулонной, которая используется на комбинате по большей части. В дальнейшем предприятие планирует оснастить собственные линии всем необходимым оборудованием. Такой подход позволит сотрудникам компании самостоятельно контролировать нанесение штрих-кодов, а значит, оптимизировать все процессы внутри предприятия. По предварительным сметам, стоимость такого оборудования для маркировки продукции Кореновского молочно-консервного комбината составит около 300 млн руб.
Однако, подчеркивает Московцев, в «типографском подходе» тоже есть возможные сложности, ведь типографии впервые столкнулись с задачей по нанесению таких кодов, и им также пришлось закупать новое оборудование для печати.

Будет ли дефицит?
Производители мороженого весной работают круглосуточно и без выходных, чтобы создать запасы для бесперебойных продаж своей продукции летом, в период пикового спроса, отмечает Наталья Уткина. Однако все равно спрос на рынке в высокий сезон превышает возможности производства. По ее мнению, введение обязательной маркировки в пик высокого сезона мороженого может действительно негативно сказаться на ассортименте.

«Проксима» с мая по конец июня производит продукции в десятки раз больше, чем зимой, и для компании важно, чтобы все линии работали на максимальных скоростях.

Он обращает внимание, что уже сейчас, когда «Честный знак» работает в тестовом режиме и с ней взаимодействует небольшое количество участников, происходят постоянные сбои. Сложно представить, что будет 1 июня, когда в нее начнет поступать гигантский поток информации от всех игроков рынка.

Московцев тоже не исключает, что процесс маркировки может вызвать снижение скорости выпуска продукции на высокопроизводительных участках. Если QR-коды не будут проходить, то придется их переклеивать вручную. Это крайне негативно отразится на производительности, она сократится в разы.

Самосват считает, что дефицит мороженого в России маловероятен, так как все компании создавали товарный запас на переходный период.
Напомним, что предприятия, которые не успевают к 1 июня отладить систему маркировки, смогут продавать немаркированное мороженое, произведенное не позднее вышеуказанной даты, сообщали ранее ЦРПТ.
Автор: Елена Максимова
Теги: маркировка