Разбор 5 надежных способов решить кадровую проблему в животноводстве


Проблема дефицита кадров - одна из самых острых в молочном животноводстве. Сейчас ситуация ухудшилась из-за коронавируса. Многие иностранные сотрудники, в том числе из стран ближнего зарубежья, были вынуждены уехать из России в связи с карантином. И пока закрыты границы, они не могут вернуться на свои рабочие места. 
 
Ситуация с кадрами в АПК в целом в последние десятилетия довольно тяжелая. Зачастую на животноводческих предприятиях работают люди предпенсионного и пенсионного возраста, а приток молодежи недостаточен, чтобы восполнить уходящие на заслуженный отдых кадры. 
 
Как отрасль справляется с дефицитом кадров, когда активно строятся комплексы и создаются новые хозяйства, в новом материале Milknews. 
 
В чем проблема?
 
Молодые специалисты после окончания вуза чаще всего предпочитают оставаться в городах. В более развитых российских регионах меньше проблем с кадрами. В них есть профильные вузы и училища, при этом предприятия готовы предложить сотрудникам конкурентоспособные зарплаты. Как сказал Milknews коммерческий директор Пискаревского молочного комбината Георгий Житмарев, у них на предприятии нет текучки: “Мы за год 2-3 человек провожаем и столько же набираем на работу – и это, конечно же, не проблема. У нас работают только жители Петербурга и Ленинградской области. Наверное, в Санкт-Петербурге с кадрами проще решить вопрос: у нас есть и университеты, и средние учебные заведения, и рынок труда представлен разными специалистами. Если на предприятии хороший климат и достойная оплата труда, то кадры найдутся”.
 
Тяжелая работа на производстве за городом не считается престижной. “Это непростой труд, должно быть особое отношение к делу. Работа сложная и специфическая. У нас разрывной рабочий день - он начинается с 4 утра. Это особый труд”, - говорит руководитель Союза производителей цельного молока Рязанской области Виктор Светиков. По его словам, не хватает как “рабочих рук”, так и квалифицированных специалистов. 
 
“Раньше людей заинтересовывали предоставлением жилья, все строилось, сейчас этого нет, - поясняет Светиков. - Молочное животноводство - это низкорентабельная отрасль, поэтому и нет высоких зарплат”.
 
Способ №1 - очень долгий: подготовка кадров вместе с университетами
 
Сейчас вузы не руководствуются проблемами экономики, а работают по “коммерческой логике”: вузы набирают на те специальности, за которые студенты готовы платить. Другая проблема – отсталость материально-технической базы вузов и устарелость образовательных программ, их несоответствие реальному положению в производстве, в частности, действующим технологиям. Нет практики, обучают по устаревшим учебникам, говорят молочники.
 
Молодые люди, которые приходят в отрасль, рассчитывают на хорошие зарплаты, при этом у них нет ни достаточных знаний, ни опыта. “Специалистам, которые к нам приходят, нужна высокая зарплата с первого дня, хотя они ни к чему не приготовлены - нет знаний, опыта, только диплом”, - говорит Светиков.
 
Специалисты по кадрам считают, что самый надежный способ найти профессиональных сотрудников - это сотрудничать с вузами. “Мы сотрудничаем с учебными заведениями - приглашаем студентов на практику. Мы видим человека на деле, видим его заинтересованность, его способности. У нас таким образом студенты остаются работать. Мы постоянно поддерживаем связь с учебными заведениями, проводим экскурсии, в том числе профориентационные”, - рассказывают Milknews отделе кадров компании “Калория” (Краснодарский Край). 
 
Председатель совета директоров племзавода «Трудовой» Сырем Байзульдинов говорит, что у них на предприятии нет дефицита кадров: “Мы являемся учебно-базовым хозяйством аграрного университета. Студенты приезжают к нам на практику, потом мы берем их на работу, предоставляем квартиры”. Заполучить хорошие кадры можно создавая для людей привлекательные условия труда: обеспечивать жильем, развивать инфраструктуру в месте, где находится предприятия. “У нас уже были раньше решены социальные вопросы, чтобы людям было удобно жить и работать: у нас есть вся инфраструктура, образовательная и спортивная. У нас хорошие условия, хорошие зарплаты. Мы строим жилье”, - рассказывает Байзульдинов. 
 
Способ №2 - долгий: выращивать внутри хозяйства
 
“Квалифицированных экспертов надо выращивать”, - говорят в компании “Калория”. 
 
Молодых неопытных сотрудников зачастую приходится переучивать, а это дополнительное время и затраты. Ведущий специалист центрального представительства “Кубаньагропрод” Андрей Вежновец рассказал Milknews, что сейчас в молочной отрасли практически невозможно с первого раза найти специалиста: 
 
- Мы испытываем дефицит молодых, хорошо подготовленных, обученных кадров, которые пришли бы и работали без дополнительных затрат на переобучение, перепрофилирование. На это мы, как и любое другое предприятие, теряем время. Как правило приходят либо молодые люди, практически не имеющие стажа работы, либо специалисты, которые не совсем соответствуют нашему профилю. Из-за этого, конечно, возникает большая текучка. Также у разных поколений - разные представления о работе: молодые приходят и сразу требуют большие деньги, а по работе выхлопа от них нет, сейчас все по правилу «утром деньги – вечером стулья». Но так не бывает. 
 
Еще одна важная часть образовательного процесса - знание языка. В сегодняшнем, быстро меняющемся мире, необходима возможность воспринимать зарубежный опыт. 
 
“В этом смысле бывает проще пригласить на работу иностранного специалиста, - считает директор по операционной деятельности “Зоэтис” Дариус Гебраускас. - Если 15-20 лет назад, когда на рынке появлялись новые продукты, достаточно было их привезти, показать, и они продавались, сейчас этого не достаточно. Нужны кадры, которые смогут решать актуальные проблемы производителя. Нужны люди, которые постоянно повышают квалификацию. Во времена глобализации если ты не интересуешься тем, что происходит в мире и что делают другие, то ты отстаешь. У специалистов, которые владеют языком, есть возможность общаться с экспертами со всего мира, участвовать в конференциях, читать литературу. В России, наверное, проще приглашать специалистов из-за рубежа и учиться у них. Хотя есть еще проблема менталитета. Например, один мой друг приезжает в Китай консультировать производителя – за ним записывают все, что он говорит. Китайцы впитывают знания, как пылесос. Но когда он приезжает сюда – наши специалисты думают, что все знают. У нас международная компания. Мы отбираем тех людей, которые хотят учиться и расти”. 
 
Способ №3 современный - hh.ru или avito
 
В отделе кадров компании “Калория” (Краснодарский Край) говорят, что в целом ищут сотрудников разными способами, например, дают объявления в интернете - размещают на специализированных сайтах: avito, hh, работа.ru. Но на практике часто оказывается, что размещенные на сайтах резюме не соответствуют действительности. 
 
Milknews также изучил сайт hh.ru, где жители столичных регионов чаще всего ищут работу. У работодателей из сектора АПК такой способ все еще не очень популярен: мы нашли 356 вакансий зоотехника на всю страну, 126 вакансий в области искусственного осеменения, в том числе в числе обязанностей ветврачей, 16 вакансий оператора машинного доения или дояра. 
 
Способ №4 - классический: по объявлению
 
На сайтах, посвященных молочной отрасли, есть для этого есть специальные разделы или форумы. Там можно опубликовать сообщение о поиске сотрудника или предложить свои услуги. Исходя из результатов одного из хозяйств, в целом такие объявления вызывают отклик и живой интерес, и за полгода можно сменить команду средних и младших специалистов. 
 
Объявления есть и на сайтах крупных компаний, например, у “Детскосельского” или “Агропромкомплектации”. 
 
Способ №5 - народный: по сарафанному радио
 
Зачастую эксперты отдела кадров распространяют информацию о поиске нового работника среди своих же коллег. И пользуются рекомендациями тех, кто уже хорошо  проявил себя в работе. Такому способу обычно доверяют больше, чем поискам в интернете.
 
Животноводство

1887 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН

Комментарии
extenso
ИНФОРС
bioMerieux

МО-2020
Энрофлон
Подпишитесь на нашу рассылку
Продается завод


Аналитический центр Milknews
Алпака
АгроИнвестор
Алпака
АгроИнвестор