Экоферма с крокодилами и отдых на ферме для уставших горожан: как развивается агротуризм


Многие фермеры выбирают для себя агротуризм как еще один вариант дополнительного дохода, помимо основного производства сельхозпродукции. В Европе сельский туризм занимает второе место среди всех вариантов путешествий, при этом в России такой вид развлечений пока относится к экзотическим. Milknews разобрался, как развивается агротуризм в России и других странах, и какие проблемы видят участники рынка.

Как у них

По данным Всемирной туристской организации, в Европе агротуризм занимает второе место по популярности после пляжного отдыха. Сельский туризм приносит до 30% от общего дохода туриндустрии. Из 700 млн путешествующих людей до 30% выбирают для себя направления агротуризма. Цифры разнятся от страны к стране, например, во Франции только 7% путешественников останавливаются в отелях в отпуске, остальные предпочитают отдыхать в кемпингах и сельских гостиницах. 

В некоторых странах для поиска фермерских домов, где можно остановиться на выходные или каникулы, разработаны специальные сайты-агрегаторы. Например, Agriturismo.net предлагает варианты таких мест в Италии. В описании указано, что в интернете уже слишком много предложений по отдыху на пляже, в горах и больших городах, проект рассчитывает привлечь больше туристов в небольшие итальянские деревни, где можно ближе познакомиться с культурными особенностями страны. 

В некоторых странах, например, в Исландии, фермерские дома вообще являются практически единственным вариантом размещения для туристов из-за высоких цен на обычные отели и удаленное месторасположение достопримечательностей от центральных городов. 

Агротуризм не всегда ограничивается только ночевкой на ферме, очень распространенным вариантом развлечений считается посещение фермы с экскурсией, где можно посмотреть на производство или самому поучаствовать в процессе. В Испании, например, популярностью пользуются туры на винодельни, где можно посмотреть виноградники и узнать, как делают вино. Таким агротуризмом занимаются даже знаменитости. Так, например, можно съездить на ферму к Пьеру Ришару, где он уже 15 лет производит линейку вин от недорогих столовых до тех, которые хранятся по 10 лет. В винодельню можно приехать без предварительной записи и, если повезет, встретить там актера. 

Milknews уже писал о том, как в США аграрии пытаются обеспечить себе дополнительный заработок за счет туристов, так как уровень отпускных цен на продукцию ниже, чем затраты на ее производство. Американские фермеры приглашают туристов пострелять из специальных пушек овощами и фруктами, например, яблоками или даже тыквами. Такое явление получило собственное название - agritainment, смесь развлечения и сельского хозяйства. Помимо стрельбы из овощных пушек, местные фермеры завлекают людей на фермы лабиринтами на кукурузных полях или йогой с козлятами. 

Многие туристы в самых разных странах предпочитают не отдыхать на фермах, а работать в качестве волонтеров, чтобы ближе познакомиться с сельской жизнью и отдохнуть от городской жизни. Такую возможность предоставляет, например, организация World Wide Opportunities on Organic Farms, которая представлена в 53 странах. Стать волонтером на ферме можно и в Израиле через Kibbutz Volunteer. Сельскохозяйственные коммуны приглашают туристов собирать урожай, ухаживать за животными и помогать фермерам по дому. 

Как у нас

“Первые зачатки агротуризма появились в России уже довольно давно. Еще 10 лет назад при поездке, например, в загородный дом отдыха или отель можно было на месте посетить какой-нибудь мини-зоопарк или мини-ферму, где предлагалось покормить животных, поухаживать за ними”, - рассказал Milknews директор туристической выставки MITT Артём Чернышов. Сегодня сельский туризм развивается, прежде всего, вблизи крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи. 

Обычно бизнес строится в одном из трех форматов: ферма полностью создается для туристов, второй вариант - когда агротуризм является способом продвижения продукта, но основной заработок остается за сельхозпроизводством, либо третий - хозяйство пользуется агротуризмом для привлечения дополнительной маржи, рассказал Milknews Николай Перов, директор Союза сыроваров, объединяющий крафтовые производства сыра. 

По его словам, агротуризм помогает заработать, прежде всего, небольшим фермам. Промышленному производству постоянные потоки туристов будут только мешать, объясняет Николай Перов. Здесь бизнес сосредоточен на показателях эффективности: увеличению надоев и приросту поголовья.

Самые популярные объекты сельского туризма обычно создаются жителями городов, которые перебрались в деревню на постоянное место жительство,а не постоянными обитателями деревень. Среди таких примеров ферма Олега Сироты в Подмосковье, куда можно съездить на экскурсию на производство сыров, или комплекс Богдарня англичанина Джона Кописки во Владимирской области. 

Один из наиболее успешных примеров развития агротуризма можно встретить в подмосковной Коломне: о местной “ЭкоДеревушке” рассказывают федеральные СМИ, на ферму уже сформировался постоянный поток туристов. Владелец Сергей Балаев начинал свой бизнес с разведения обычных сельхозживотных, сегодня в его “ЭкоДеревушке”, помимо коров и коз, можно посмотреть на виноградных улиток и крокодилов. 

Встречаются в России и варианты для тех, кто хочет не только отдохнуть в сельской местности, но и поработать. “Мне известно, что в Тульской области существует колхоз, куда уставшего от городской суеты туриста приглашают на 2-4 недели пожить и поработать в реальных сельских условиях. Причем режим и распорядок дня у туриста в этом колхозе ровно такой же, как и у обычного работника - подъем в 5 утра и так далее. Для туриста, конечно, это может быть немного тяжело с непривычки, но зато - полное погружение в истинную реальность, это совсем. другой качественный уровень впечатлений и эмоций”, - рассказал Milknews Артем Чернышев, директор туристической выставки MIIT.

Однако пока, все эти проекты имеют точечный характер. В России нет ни единой программы развития отрасли, ни законодательства, где бы уточнялось, что именно относится к сельскому туризму - экскурсии на ферму, проживание в сельском доме или дегустация сельхозпродукции. Соответствующий законопроект был разработан Госдумой только в 2019 году, но на данный момент еще не принят. Отдельные программы по поддержке агротуризма действуют в нескольких регионах России, например, в Московской, Пензенской, Саратовской, Тверской областях, Карелии, Марий Эл, Бурятии, на Алтае и в Краснодарском крае.

Нет в России и единого сайта-агрегатора, через который фермеры могли бы искать клиентов. Как рассказал Milknews владелец агроплощадки “Куликово” в Калининградской области Сергей Петров, туристические агентства не заинтересованы в развитии агротуризма, потому что не понимают, что это и не видят, кому это может быть интересно. “Ремесленное поселение Куликово находится на побережье Балтийского моря. Как ни парадоксально, на весь район (35 кв.км) у нас всего три социальных объекта. Это бар, игровая зона и наш музей ремесла с аграрной площадкой. Несмотря на большой поток автомобилистов, проезжающих на море, до 1.5 тыс .чел в день по счетчику, всего единицы посетили уникальный музей, который стоит у дороги. Основными клиентами, как не странно, являются иностранные туристы, русскоязычные люди из стран Прибалтики, приезжающие в Калининградскую область по упрощенной визе . Вот именно они и являются потребителями наших уникальных продуктов на основе янтаря -  янтарного меда, сбитня, хлеба”. - объяснил Сергей Петров. 

По словам Петрова, для развития сектора необходимо развивать региональное брендирование и сегмент экопродуктов. По мнению Артёма Чернышева, директора выставки MIIT, чтобы достичь успеха, владельцем агробизнеса нужно привлекать к сотрудничеству специалистов из туриндустрии. “Вот представьте себе – есть ферма и ее хозяева, которые хотят дополнительно заработать на привлечении туристов. Эти люди прекрасно разбираются в том, какие корма подобрать животным и как их содержать, но не в том, как продвигаться агротуризм и как принимать в конечном итоге туристов с учетом их интересов. Очевидно, что им необходимо привлекать к совместному сотрудничеству представителей туриндустрии, которые понимают, по какому принципу должен формироваться турпродукт. Только таким образом можно со временем поднять узнаваемость агротуризма как отдельного полноценного направления”. - указал эксперт. 


Автор: Наталья Антонова
Теги: Россия мир

840 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
Оксана
Во-первых, российское законодательство уже давно активно занимается разработкой стратегии развития этой отрасли. Во-вторых, статья не отражает сути сельского туризма, делается акцент именно на агротуризм, а вставляете чаще словосочетание "сельский туризм". Это не одно и то же. Агротуризм может быть частью сельского туризма, также как и экотуризм. Статья написана не совсем грамотно, и приведены не самые лучшие примеры. Раскрученные бренды - да! А истинные примеры существующего сельского туризма - нет. Сельский туризм наоборот, не строится вокруг крупных городов. Хотя бы потому, что чтобы увидеть весь колорит и истинную деревенскую жизнь нужно проехать не один десяток километров.
В статье указано, что закона, в котором бы прописывалось, что именно включает в себя понятие агротуризм, сельский туризм и тд на данный момент нет. Это правда. Разрабатывается он давно, но результата пока нет. Ваше право считать, что в статье не лучшие примеры и речь только про раскрученные бренды. Куликово - раскрученный бренд? Нет. Но вот что-то не едет к ним никто за колоритом. Как и в другие отдаленные места.
extenso
CCCР-Россия
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 10


сила молока
Ведомости
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм