Кейс: Как китайская молочная компания стала лидером и потеряла все


В 2017 году China Huishan Dairy Holdings потеряла 4 млрд долларов за один день. 24 марта она лишилась на гонконгской бирже 90% своей рыночной капитализации. Вместе с ней потеряли деньги крупнейшие азиатские банки.

China Huishan Dairy Holdings в 2017 году владела самым большим в Китае числом молочных ферм, которых у нее было около 80. В общей сложности ей принадлежало 190 тыс. коров. Но помимо этого она производила огромное количество молочной продукции - от йогуртов и детского питания до растительных молочных напитков, которые очень популярны в Азии. К такому крупному бизнесу компания шла всего несколько лет.

Конечно, есть молочные компании гораздо крупнее. China Mengniu Dairy Co, например, имеет оборот, в 11 раз превышающий Huishan. Но по сравнению с Huishan она неповоротливая и скучная.


Офис China Huishan Dairy Holdings

В последние годы компании так не везло, что она теряла огромные части бизнеса, что называется, на ходу.Она делала очень неудачные инвестиции, к тому же не связанные с основным направлением ее деятельности. Закончилось все тем, что сейчас компания находится в стадии ликвидации.

Что было

Бизнес China Huishan Dairy Holdings состоит из трех сегментов. Самый крупный - это собственно производство, также есть переработка и продажа молочных продуктов. В основном переработка занимается пастеризованным и ультрапастеризованным молоком, йогуртами и молочными напитками (часто без молока). Второй сегмент включает в себя производство кормов для молочных ферм. На полях холдинга преобладает люцерна, но есть и другие кормовые культуры. Этот же бизнес занимается переработкой собранных кормов. Третий сегмент делает сухое молоко и, прежде всего, нацелен на детское питание, но также производит молочные ингредиенты и продукты для взрослых.

Компанию основал Янг Кай (Yang Kai), который до сих пор остается ее руководителем. В 2002 году он возглавил государственную компанию Shenyang Longdi Foods Co.,Ltd, которая была приватизирована вскоре после его вступления в должность и стала Huishan Dairy после смены имени в 2014 году. Это был далеко не первый его бизнес в производстве продуктов питания - в общей сложности у него 20 лет опыта в данной сфере. Сейчас бизнесмену 58 лет.




Основатель Huishan Янг Кай

Свою карьеру Янг Кай начал в Северо-Восточном Китае, где он работал в сельскохозяйственном производстве, начиная от семеноводства и заканчивая переработкой и производством напитков. На какое-то время он даже попал в трейдинг сельскохозяйственной продукцией. Так что перед открытием Huishan Dairy он перепробовал чуть ли не все возможное в АПК, причем добился признания в тех регионах, где он работал. Так, в 2009 году он был признан одним из 10 крупнейших людей в экономике провинции Ляонин, несколько раз его называли одним из лучших предпринимателей Шэньян (главный город провинции).

Холдинг был основан на производственных мощностях, когда-то управляемых государством. Чистая валовая прибыль компании во времена расцвета превышала 50%. Например, в 2015 году она отчиталась о 53,6% чистой валовой прибыли при валовом доходе 339 млн долларов.

Компания в том году произвела 356,2 тыс. т сырого молока. Но надой на корову (в основном холдинг использовал породу Джерси) в год получался небольшим даже по российским меркам - 8,7 т. Впрочем, для самого Китая это хороший результат.

Отличие компании от многочисленных конкурентов в Поднебесной было в том, что она была единственной из крупных игроков на рынке, который мог себя полность обеспечивать сырьем на 100%. Янг Кай построил вертикально-интегрированный холдинг, производящий все необходимое в пределах одной компании. Она была бы типичным агрохолдингом в России.

Компания выпускала свои товары под брендом Huishan, который лидировал по продажам во многих регионах, в том числе на Северо-Востоке Китая, где Янг Кай начинал свою карьеру. Продажи жидких молочных продуктов, согласно отчетности компании за 2015 год, составили 182,4 тыс. т. Продажи сухих молочных смесей - 1840 т. Помимо Huishan еще использовался бренд "Jersey Farm" - по названию используемой компанией породы.


Молоко бренда Huishan

На пике развития капитализация компании достигла 6 млрд долларов. И это всего за 11 лет развития.

Как потерять все

Чтобы достигнуть звания одной из крупнейших молочных компаний страны за такой короткий срок, Янг Кай активно использовал кредиты китайских банков. Его знали как хорошего бизнесмена, поэтому банки открывали кредитные линии, полагаясь, фактически, на его доброе имя. Huishan Dairy, в свою очередь, их веру поддерживала, манипулируя цифрами в своей отчетности и переоценивая значимость независимости от поставок сырья и кормов.

В марте 2017 года китайское СМИ Sina Finance опубликовала новость, что China Huishan Dairy Holdings растратила 440 млн долларов кредитов от китайских банков. Деньги выделили на инвестиции в недвижимость, но холдинг не смог удачно распорядиться ими. Одна только новость, конечно, не могла обрушить акции компании практически до нуля, но это стало последней каплей.


Сухая молочная смесь Huishan

Началось все с меламинового скандала в Китае в 2008 году. Тогда выяснилось, что китайские компании добавляли меламин в сухие молочные смеси для детей, чтобы увеличить содержание белка. Жертвами этой махинации стали 300 тысяч человек, 54 тысячи из них были дети, попавшие в больницу, шесть младенцев погибли.

Виновников в итоге казнили, но китайцы потеряли доверие к своим производителем молочных товаров. Сейчас регулярно появляются новости, как китайцы на Новый год сметают с полок сухие молочные смеси из Австралии и ЕС и заказывают их из-за границы в огромных количествах. Это все отголоски того скандала с меламином.

Однако China Huishan Dairy Holdings пережила его без казней - качество у нее всегда было на одном из первых мест по важности. Качество сырого молока внутри компании проверялось по стандартам ЕС. По крайней мере, так писалось в отчетности для инвесторов.

Как раз с отчетности и начались проблемы. Финансовые эксперты предположили, что Huishan Dairy завышала свои продажи, а также переоценила свою независимость по люцерне. Кроме того, компания для быстрого развития слишком активно брала кредиты, что в конечном счете и стало основной причиной ее ликвидации.

Что стало

Просроченный долг компании достиг 1,58 млрд долларов. Общий долг компании оценивается в 4,2 млрд долларов. Это превысило капитализацию компании (в марте она рухнула до 530 млн долларов), поэтому она была вынуждена согласиться на ликвидацию.

Янг Кай еще 2014 году занимал 66 место среди богатейших людей Китая с состоянием в 3,88 млрд долларов. Он же был чуть ли не единственным молочником в этом списке. Свое состояние самый богатый китайский молочник Янг Кай потерял практически за 90 минут 24 марта 2017 года.

Сам Янг Кай мог бы продать принадлежащие ему 70% компании, но как выяснилось, даже их он заложил, набрав долгов как частное лицо.

Кредиты позволяли компании очень быстро расти, но фактически не оставляли возможности ошибаться. Поэтому, когда стало понятно, что отдавать долг из доходов компании невозможно, Янг Кай стал прибегать к отчаянным способам получить финансирование. Так, он взял в долг на платформе peer-to-peer и затем продал эти долговые обязательства частным инвесторам. Он даже продавал коров лизинговой компании, чтобы тут же взять их же в лизинг.


 

К сентябрю 2017 году отношение задолженности к собственному капиталу составило 124%. В среднем в Китае у производителей продуктов питания это соотношение всего 28%.

Янг Кай любил говорить: "Я уже исполнил все личные мечты, но у Huishan есть свои: миллион коров, 100-летние магазины и 100-летний бренд". Это, несомненно, самый яркий китайский молочный бренд, но мечтам его уже не сбыться.

1134 просмотра
Молочные сессии 4
Комментарии
ATL
v300
Магазин Аналитики

Молочная отрасль 18

Подпишитесь на нашу рассылку


ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Моя земля
Молочная Бизнес Академия
Моя земля