Обзор: Крупнейшие сельскохозяйственные игроки Индонезии
Пальмовое масло - самый распространенный из насыщенных жиров растительного происхождения. Повсеместно используемое во всем мире, оно часто становится объектом нападок со стороны СМИ и цитируемых “экспертов” - конкретно в России негативный фон вокруг растительных жиров настолько велик, что наткнуться на новости о вреде продуктов “с пальмой” можно практически каждый день. Milknews уже делал ликбез по пальмовому маслу, однако для более тщательного погружения в проблематику огромного рынка решил отправить корреспондента в Индонезию - страну, где производят больше всего пальмового масла в мире.
Чтобы понять, как устроен рынок, важно знать его основных игроков. Традиционно Индонезия является сельскохозяйственной страной, и на сегодняшний день доля этой отрасли в экономике составляет почти 15% от ВВП. Для сравнения, в России этот показатель в 2012 году составлял 5%, в дальнейшем показав рост почти до 7%.
Из-за того, что почти 15% от всей страны занимают различные плантации (пальмовое масло, чай, кофе, табак), в сельском хозяйстве задействовано огромное количество рабочей силы. Если судить по открытым данным ЦРУ(!), в сельском хозяйстве работает 32% от всего трудоспособного населения Индонезии. А это, между прочим, почти 40 миллионов человек.
Не пальмой единой
Индонезийская экономика устроена таким образом, что крупнейшие публичные компании в ней являются многопрофильными конгломератами. Так, например, крупнейшая компания в листинге Индонезийской фондовой биржи - Astra International - занимает около 60% всего автомобильного рынка страны, производит пальмовое масло, обеспечивает водоснабжение в Джакарте, занимается недвижимостью, добычей угля и транспортными услугами. В придачу, ее дочерняя компания является лидером среди местных производителей сельскохозяйственной техники.
Второй по величине частный конгломерат - Salim Group. Эта группа компаний больше других задействована в пищевой промышленности, поскольку в нее входит Indofood, крупнейший пищевой производитель в стране. В список пищевых категорий, которые производит Indofood, входит почти все - лапша быстрого приготовления, макароны, снеки, кондитерские и молочные продукты, пальмовое масло, маргарин, соусы, бульоны, свежие овощи, прохладительные напитки, детское питание, сахар. Если вы думаете, что группа компаний обеспечила свою прошлогоднюю прибыль в $12 млрд только на производстве готовой продукции, то вы ошибаетесь: Salim является владельцем самых распространенных торговых сетей в стране - минимаркетов Indomarket, а также имеет в своем распоряжении крупнейшую сеть фастфуда и заводы по производству автомобилей.
Третья по величине группа компаний не представляет особого интереса, за исключением того, что является крупнейшей в стране строительной компанией, а вот четвертая, Sinar Mas Group, сколотила свое состояние как раз на сельском хозяйстве.
Основные активы Sinar Mas сосредоточены в производстве пальмового масла и бумаги, кроме того, группа компаний имеет свои интересы в сфере масс-медиа, телекоммуникациях, а также владеет собственным банком. Подразделение PT SMART Tbk, занимающееся пальмовым производством, является одним из основных экспортеров на пальмовом рынке страны, поставляя продукцию, в том числе, и в Россию.
Несмотря на то, что весь топ крупных компаний индонезийцев задействован в сельском хозяйстве, самые прибыльные игроки на пальмовом рынке все равно международные. На первом месте американская Cargill (с ожидаемым доходом в 2018 году в $114 млрд), на втором - сингапурская Wilmar International ($41 млрд дохода). Только третью строчку занимает SIMP, компания из индонезийской Salim Group ($15 млрд дохода). И уже после них идут Astra Agro Lestari Tbk PT (Astra International) и PT SMART Tbk (Sinar Mas Group).
Если говорить об экспорте пальмового масла в Россию, основную долю индонезийского пальмового масла закупают всего несколько компаний, то самые крупные из них - ЭФКО, НМЖК - работают с индонезийскими компаниями напрямую. Работу с небольшими объемами поставок обеспечивают трейдеры. По данным Масложирового союза России, основными поставками пальмового масла в Россию из Индонезии занимаются такие компании, как Musim Mas, AAA Oils & Fats, Permata Hijau Group, Wilmar и Pacific Oils.
От растений к новой нефти
Milknews уже упоминал, что крупнейшие индонезийские пальмовые переработчики делают большую ставку на биотопливо. Возможно, его роль здесь переоценивают, но для индонезийцев оно выглядит как единственный способ обрести хотя бы частичную независимость от постоянно растущего в цене ископаемого топлива - нефти, угля и газа.
По факту, в мире биотопливо действительно входит в моду, и крупнейшие компании-производители пальмового масла видят в этом долгосрочную перспективу развития. В Индонезии производят такой тип биотоплива, как биодизель - это топливо, по составу близкое к дизельному топливу из нефти, которое получают из жиров масличных растений. По прогнозам, объем потребления биодизеля в ЕС к 2020 году может достичь 26 млн литров.
Индонезия в ближайшем будущем намеревается ввести в силу новые законодательные требования, согласно которым всё дизельное топливо должно будет содержать определенную долю биокомпонентов. По заявлениям разработчиков законопроекта, это должно повлечь за собой увеличение объемов потребления пальмового масла, сокращение объемов импорта топлива из-за рубежа, и, соответственно, выход на новые рынки со своим экологически чистым продуктом.
Как можно заметить, по спектру задействованных отраслей крупнейшие компании Индонезии бьют все рекорды, уступая, разве что, китайцам. В принципе, это сравнимо с тем, как если бы российский “Газпром” параллельно занимался зерном, “Роснефть” была бы крупнейшим ритейлером, а “Магнит” - девелопером.
Примечательно, что весь крупный бизнес имеет свою долю (порой, значительную) в сельском хозяйстве, потому что, обладая исключительной возможностью круглогодичного производства пальмового масла, индонезийцы в полной мере осознают его преимущества, и в ближайшем будущем планируют с его помощью влиять не только на пищевой, но и нефтегазовый мировой рынок.
Автор: Артем Фальчев