Откуда берется и куда идет пальмовое масло?


Пальмовое масло составляет 38% от всего мирового потребления растительных масел. Это один из самых распространенных и торгуемых продуктов в сегменте растительных ингредиентов, по данным WWF.  В России пальмовое масло часто становится героем негативных заголовков, государственные проверяющие органы и различные организации, выдающие себя за них, пытаются найти пальмовое масло в молоке и твороге. Журналисты проводят расследования и публикуют шокирующие факты о том, что молокосодержащие продукты с растительными жирами провоцирует страшные заболевания, хотя никаких научных доказательств этих пугающих фактов нет. В сознании потребителей молоко и пальмовое масло уже смешались в одно, хотя растительные ингредиенты можно найти практически в каждом окружающем нас предмете: от бальзама для губ до печенья. Milknews разобрался в вопросе применения пальмового масла подробнее.


Откуда берется пальмовое масло?

 

Каждый год в основных странах-производителях пальмового масла - Индонезии и Малайзии - производят 63 млн тонн пальмового и пальмоядрового масла, большая его часть около 42 млн тонн идет на экспорт в 70 стран по всему миру. Производство ингредиента выросло в два раза за последние 10 лет и увеличится еще на столько же до 2020 года, прогнозирует WWF. 42% от произведенного масла распределяется между тремя странами: Индией, Индонезией и Китаем. В Европу идет около 10% от полученного объема.



Пальмовые плантации, Индонезия, WWF

Под плантации занято около 20 млн гектаров земли, с каждого акра получается 3,3 тонны масла в год, это больше, чем показатель урожая любого другого растительного масла. В индустрии производства занято более 5 млн человек, по данным WWF. Это отрасль национального значения для экономики Индонезии и Малайзии. 11% от экспорта Малайзии приходится на пальмовое масло.



Основные производители пальмового масла

Пальмовое масло широко используется в различных отраслях производства, это связано с его качественными характеристиками: в комнатной температуре оно сохраняет относительную твердость, при этом его легко подвергнуть термической обработке и расплавить. Оно дешевле, чем любые из доступных животных жиров, и широко доступно на рынке, в отличие от других растительных аналогов.

Куда оно идет?

По данным WWF, 68% пальмового масла идет на нужды пищевой индустрии, 27% - на производство товаров для дома и косметики, 5% - на биотопливо. По информации фонда Palm Oil Investigation, 50% продуктов в потребительской корзине содержат пальмовое масло. Масло подходит не только для производство пищи, оно жирное, поэтому применяется для производства косметики с соответствующей текстурой, например, бальзамов для губ и шампуней. Оно увлажняет и смягчает, поэтому идеально подойдет для кремов. При этом, его не нужно дополнительно обрабатывать для того, чтобы достичь нужной структуры, как, например, рапсовое или подсолнечное масло. Пальмовое масло есть в составе очищающих средств для дома, мыла, свечей, биотоплива для автомобилей, кораблей и самолетов, кормов для домашних и сельскохозяйственных животных.

Если посмотреть на этикетки многих из перечисленных продуктов, то там не встретится прямого упоминания пальмового масла. Это связано с активной кампанией против ингредиента в СМИ. На сайте фонда можно найти до 200 альтернативных названий для пальмового масла.

Пальмовое масло покупают все известные международные компании. Десятка лидеров по закупкам “пальмы” выглядит так:

McDonald’s - 0,10 млн МТ

Rechitt Benchiser - 0,10 млн МТ

CSM - 0,11 млн МТ

Ferrero - 0,15 млн МТ

Mondelez - 0,29 млн МТ

Nestle - 0,41 млн МТ

Pepsico - 0,46 млн МТ

P&G - 0,53 млн МТ

Ruchi - 1,43 млн МТ

Unilever - 1,52 млн МТ

У пальмового масла существует довольно мощное антилобби, это общественные фонды и движения защитников природы, которые утверждают связь производства продукта с использованием незаконной рабочей силы и нарушением местных экосистем. Общественные фонды, WWF и Greenpeace, вместе с крупными импортерами пальмового масла работают над тем, чтобы производство было прозрачным. Некоторые компании, например, Unilever и Nestle, делали общественные заявления, что покупают пальмовое масло, происхождение которого можно отследить. Франция, Германия, Великобритания и Италия обещали, что к 2020 году объем “прозрачного” масла, закупаемого местными переработчиками, достигнет 100%.

А что в России?

В России среднегодовой импорт пальмового масла составляет 800-900 тыс тонн. Около 80% - индонезийский импорт, остальное завозится из Малайзии и Нидерландов. По данным Масложирового союза России, в 2016 году импорт пальмового масла и его фракций составлял 862 тыс. тонн, в 2017 году – 879 тыс. тонн, ровно столько же, сколько в 2015 году. “Разница небольшая, но она скорее свидетельствует о восстановлении производства, в первую очередь, кондитерских изделий в России, в целом, рынок пальмового масла стабилен, мы не видим предпосылок к резкому увеличению или снижению его объемов”, - комментируют статистические данные в пресс-службе Масложирового союзе.

Со стабильной динамикой импорта пальмового масла согласен и исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов. По его словам, взрывного увеличения поставок пальмового масла в Россию ждать не стоит, так как этот рынок достаточно стабилен и у него есть свой основной потребитель.

По данным за январь-февраль 2018 года РФ закупила 170 тыс тонн продукта, это на 36,7% больше по сравнению с показателем прошлого года. Артем Белов ранее объяснял Milknews, что показатели нескольких месяцев не говорят об увеличении объемов общегодовой закупки. “Динамику увеличения ввоза необходимо оценивать не по месяцам, а в годовом выражении и думаю, что средний показатель прошлых лет сохранится”, - сказал он.

С мнением Белова согласны и в Масложировом союзе России. “Что касается последних данных от Росстата об увеличении объемов импорта пальмового масла и его фракций в Россию в январе-феврале 2018 (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года), то если не просто сравнивать две цифры, а полноценно анализировать статистику, то сенсации не получится”, - указали эксперты. В прошлом году, по данным союза, среднемесячный показатель импорта составлял 74,4 тыс тонн. В январе 2018 году импорт был ниже этой цифры, в феврале – чуть выше. “Если переводить цифры в производственные процессы -  в феврале в порты могло зайти на два корабля больше, которые в январе могли задержаться, другими словами, это естественные месячные колебания, и в производственных масштабах точно не те объемы, чтобы заявлять о серьезных изменениях на рынке”, - заметили в пресс-службе Масложирового союза.

Импорт пальмового масла в 2018 году не увеличится, пока таких предпосылок нет. Внутренний спрос сформирован, и без каких-то дополнительных факторов будет держаться на том же уровне, отметили в Масложировом союзе.

Где его используют в России?

По словам представителей ассоциации, почти все импортируемое в Россию пальмовое масло используется масложировой промышленности, в дальнейшем жиры и маргарины на основе растительных масел востребованы в наиболее емких секторах пищевой промышленности: кондитерской, хлебопекарной, молочной, производстве мороженого, продуктов быстрого приготовления, снеков, HoReCa. “В кондитерскую отрасль уходит почти половина всех производимых жиров и маргаринов, часть сырого пальмового масла применяется в непищевой промпереработке: для производства мыла, парфюмерно-косметической продукции, использования в лакокрасочной промышленности”, - отметили в союзе. Доля пальмового масла, которая идет на производство молокосодержащих продуктов, из общего объема импорта не превышает 15%, об этом уточнили в Союзмолоко. 

Пальмовое масло - не самое популярное растительное масло на российском рынке. В сегменте лидирует подсолнечное масло, в прошлом году его произвели в объеме 4,7 млн тонн, из которых 1,8 млн тонн отправили на экспорт, а 2,9 млн тонн осталось в стране на внутренние нужды.

По словам пресс-службы Масложирового союза России, тропические масла используют, в основном, на рынке B2B, в тех секторах, где технологически требуется полутвердая фракция жиров. “При производстве маргаринов и спецжиров тропические масла позволяют соблюсти требования по ограничению содержания трансжиров – до 2%, подсолнечное масло не всегда дает такие результаты”, - рассказали в союзе.

В союзе отметили, что пальмовое масло - это важная составляющая при производстве масложировой продукции во всех странах мира, в том числе и в нашей стране. При этом, по словам представителей союза, Россия никогда не будет  лидером по потреблению пальмового масла, но и заместить его другими маслами мы не сможем. Аналогов этому виду растительного масла просто нет.

12012 просмотров
Комментарии
extenso
Сессии 6

ДЗЕН
IBS

Подпишитесь на нашу рассылку

Катозал


Аналитический центр Milknews
Термоформер
Fresh Russian
Термоформер
Fresh Russian