Кадры

Откуда берется и куда идет пальмовое масло?


Пальмовое масло составляет 38% от всего мирового потребления растительных масел. Это один из самых распространенных и торгуемых продуктов в сегменте растительных ингредиентов, по данным WWF.  В России пальмовое масло часто становится героем негативных заголовков, государственные проверяющие органы и различные организации, выдающие себя за них, пытаются найти пальмовое масло в молоке и твороге. Журналисты проводят расследования и публикуют шокирующие факты о том, что молокосодержащие продукты с растительными жирами провоцирует страшные заболевания, хотя никаких научных доказательств этих пугающих фактов нет. В сознании потребителей молоко и пальмовое масло уже смешались в одно, хотя растительные ингредиенты можно найти практически в каждом окружающем нас предмете: от бальзама для губ до печенья. Milknews разобрался в вопросе применения пальмового масла подробнее.


Откуда берется пальмовое масло?

 

Каждый год в основных странах-производителях пальмового масла - Индонезии и Малайзии - производят 63 млн тонн пальмового и пальмоядрового масла, большая его часть около 42 млн тонн идет на экспорт в 70 стран по всему миру. Производство ингредиента выросло в два раза за последние 10 лет и увеличится еще на столько же до 2020 года, прогнозирует WWF. 42% от произведенного масла распределяется между тремя странами: Индией, Индонезией и Китаем. В Европу идет около 10% от полученного объема.



Пальмовые плантации, Индонезия, WWF

Под плантации занято около 20 млн гектаров земли, с каждого акра получается 3,3 тонны масла в год, это больше, чем показатель урожая любого другого растительного масла. В индустрии производства занято более 5 млн человек, по данным WWF. Это отрасль национального значения для экономики Индонезии и Малайзии. 11% от экспорта Малайзии приходится на пальмовое масло.



Основные производители пальмового масла

Пальмовое масло широко используется в различных отраслях производства, это связано с его качественными характеристиками: в комнатной температуре оно сохраняет относительную твердость, при этом его легко подвергнуть термической обработке и расплавить. Оно дешевле, чем любые из доступных животных жиров, и широко доступно на рынке, в отличие от других растительных аналогов.

Куда оно идет?

По данным WWF, 68% пальмового масла идет на нужды пищевой индустрии, 27% - на производство товаров для дома и косметики, 5% - на биотопливо. По информации фонда Palm Oil Investigation, 50% продуктов в потребительской корзине содержат пальмовое масло. Масло подходит не только для производство пищи, оно жирное, поэтому применяется для производства косметики с соответствующей текстурой, например, бальзамов для губ и шампуней. Оно увлажняет и смягчает, поэтому идеально подойдет для кремов. При этом, его не нужно дополнительно обрабатывать для того, чтобы достичь нужной структуры, как, например, рапсовое или подсолнечное масло. Пальмовое масло есть в составе очищающих средств для дома, мыла, свечей, биотоплива для автомобилей, кораблей и самолетов, кормов для домашних и сельскохозяйственных животных.

Если посмотреть на этикетки многих из перечисленных продуктов, то там не встретится прямого упоминания пальмового масла. Это связано с активной кампанией против ингредиента в СМИ. На сайте фонда можно найти до 200 альтернативных названий для пальмового масла.

Пальмовое масло покупают все известные международные компании. Десятка лидеров по закупкам “пальмы” выглядит так:

McDonald’s - 0,10 млн МТ

Rechitt Benchiser - 0,10 млн МТ

CSM - 0,11 млн МТ

Ferrero - 0,15 млн МТ

Mondelez - 0,29 млн МТ

Nestle - 0,41 млн МТ

Pepsico - 0,46 млн МТ

P&G - 0,53 млн МТ

Ruchi - 1,43 млн МТ

Unilever - 1,52 млн МТ

У пальмового масла существует довольно мощное антилобби, это общественные фонды и движения защитников природы, которые утверждают связь производства продукта с использованием незаконной рабочей силы и нарушением местных экосистем. Общественные фонды, WWF и Greenpeace, вместе с крупными импортерами пальмового масла работают над тем, чтобы производство было прозрачным. Некоторые компании, например, Unilever и Nestle, делали общественные заявления, что покупают пальмовое масло, происхождение которого можно отследить. Франция, Германия, Великобритания и Италия обещали, что к 2020 году объем “прозрачного” масла, закупаемого местными переработчиками, достигнет 100%.

А что в России?

В России среднегодовой импорт пальмового масла составляет 800-900 тыс тонн. Около 80% - индонезийский импорт, остальное завозится из Малайзии и Нидерландов. По данным Масложирового союза России, в 2016 году импорт пальмового масла и его фракций составлял 862 тыс. тонн, в 2017 году – 879 тыс. тонн, ровно столько же, сколько в 2015 году. “Разница небольшая, но она скорее свидетельствует о восстановлении производства, в первую очередь, кондитерских изделий в России, в целом, рынок пальмового масла стабилен, мы не видим предпосылок к резкому увеличению или снижению его объемов”, - комментируют статистические данные в пресс-службе Масложирового союзе.

Со стабильной динамикой импорта пальмового масла согласен и исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов. По его словам, взрывного увеличения поставок пальмового масла в Россию ждать не стоит, так как этот рынок достаточно стабилен и у него есть свой основной потребитель.

По данным за январь-февраль 2018 года РФ закупила 170 тыс тонн продукта, это на 36,7% больше по сравнению с показателем прошлого года. Артем Белов ранее объяснял Milknews, что показатели нескольких месяцев не говорят об увеличении объемов общегодовой закупки. “Динамику увеличения ввоза необходимо оценивать не по месяцам, а в годовом выражении и думаю, что средний показатель прошлых лет сохранится”, - сказал он.

С мнением Белова согласны и в Масложировом союзе России. “Что касается последних данных от Росстата об увеличении объемов импорта пальмового масла и его фракций в Россию в январе-феврале 2018 (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года), то если не просто сравнивать две цифры, а полноценно анализировать статистику, то сенсации не получится”, - указали эксперты. В прошлом году, по данным союза, среднемесячный показатель импорта составлял 74,4 тыс тонн. В январе 2018 году импорт был ниже этой цифры, в феврале – чуть выше. “Если переводить цифры в производственные процессы -  в феврале в порты могло зайти на два корабля больше, которые в январе могли задержаться, другими словами, это естественные месячные колебания, и в производственных масштабах точно не те объемы, чтобы заявлять о серьезных изменениях на рынке”, - заметили в пресс-службе Масложирового союза.

Импорт пальмового масла в 2018 году не увеличится, пока таких предпосылок нет. Внутренний спрос сформирован, и без каких-то дополнительных факторов будет держаться на том же уровне, отметили в Масложировом союзе.

Где его используют в России?

По словам представителей ассоциации, почти все импортируемое в Россию пальмовое масло используется масложировой промышленности, в дальнейшем жиры и маргарины на основе растительных масел востребованы в наиболее емких секторах пищевой промышленности: кондитерской, хлебопекарной, молочной, производстве мороженого, продуктов быстрого приготовления, снеков, HoReCa. “В кондитерскую отрасль уходит почти половина всех производимых жиров и маргаринов, часть сырого пальмового масла применяется в непищевой промпереработке: для производства мыла, парфюмерно-косметической продукции, использования в лакокрасочной промышленности”, - отметили в союзе. Доля пальмового масла, которая идет на производство молокосодержащих продуктов, из общего объема импорта не превышает 15%, об этом уточнили в Союзмолоко. 

Пальмовое масло - не самое популярное растительное масло на российском рынке. В сегменте лидирует подсолнечное масло, в прошлом году его произвели в объеме 4,7 млн тонн, из которых 1,8 млн тонн отправили на экспорт, а 2,9 млн тонн осталось в стране на внутренние нужды.

По словам пресс-службы Масложирового союза России, тропические масла используют, в основном, на рынке B2B, в тех секторах, где технологически требуется полутвердая фракция жиров. “При производстве маргаринов и спецжиров тропические масла позволяют соблюсти требования по ограничению содержания трансжиров – до 2%, подсолнечное масло не всегда дает такие результаты”, - рассказали в союзе.

В союзе отметили, что пальмовое масло - это важная составляющая при производстве масложировой продукции во всех странах мира, в том числе и в нашей стране. При этом, по словам представителей союза, Россия никогда не будет  лидером по потреблению пальмового масла, но и заместить его другими маслами мы не сможем. Аналогов этому виду растительного масла просто нет.

1524560820

35961 просмотр

День поля
Молочные заводы
Комментарии
СОЮЗНАБ
Долголетие Мустанг
День поля

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
СМЕТАНА ГЛАВНАЯ

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы