Простыми словами Маркировка для малых предприятий
Уже с 1 июня 2021 года будет запрещен оборот первых молочных продуктов без маркировки. В систему будут включены сыры и мороженое. Многие производители уже успели заключить договоры с типографиями и интеграторами системы. Под маркировку попадают не только крупные предприятия, но и заводы с небольшими оборотами и объекты малого бизнеса. О том, как включиться в маркировку малым предприятиям Milknews рассказывает в новом материале простыми словами.
Что придется маркировать и когда?
Уже с 20 января 2021 года производители, импортеры, оптовики и розница могли начать добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.
С 1 июня 2021 года маркировка станет обязательной для категорий “мороженое” и “сыры”. Это означает, что с этой даты производители обязаны быть зарегистрированными в системе, описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть настроены процессы по заказу и нанесению кодов, а также подачей отчета о нанесении, оплате и вводу товаров в оборот.
С 1 сентября маркировка станет обязательной для всех товаров со сроком годности более 40 дней. В систему попадут следующие товары:
- молоко, кроме сырого, и сливки;
- молоко сухое, сублимированное обезжиренное не более 1,5% жирности;
- молоко и сливки сухие, сублимированные, в том числе цельные;
- масло сливочное, пасты масляные, масло топленое, жир молочный, спреды и смеси топленые сливочно-растительные;
- творог;
- молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие;
- продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога);
- продукция молочная, не включенная в другие группировки;
- молоко питьевое для детского питания пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное (ультравысокотемпературнообработанное), в том числе обогащенное;
- продукция молочная для детей дошкольного и школьного возраста;
- продукция молочная для детского питания прочая.
Согласно Правилам маркировки молочной продукции, до 1 декабря 2021 года производитель обязан вывести из оборота молочную продукции для продажи в розницу через информационную систему. Сейчас рассматривается перенос этого срока на 20 января 2022 года.
Есть ли исключение?
Следующую продукцию маркировать не нужно:
- молочная продукция, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;
- детское питание для детей до 3 лет;
- специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание;
- молочная продукция, упакованная непромышленным способом в организациях розничной торговли.
С чего начать работу в системе?
Для начала нужно зарегистрироваться в государственной системе прослеживаемости. Для регистрации понадобится усиленная квалифицированная подпись. Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью удостоверяющих центров. Усиленная квалифицированная электронная подпись УКЭП должна быть оформлена на руководителя организации или ИП. Если у предприятия уже есть такая подпись, то можно воспользоваться ей.
ВАЖНО: Подпись должна быть выпущена на лицо, которое имеет право действовать от имени юрлица или ИП без доверенности, указанное в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Оформление подписи обойдется предпринимателю в 3000 руб.
Также для работы с УКЭП понадобится специальное программное обеспечение. Можно воспользоваться руководством по установке и настройке от “Честного знака”, если вы не получили такие инструкции в удостоверяющем центре.
После этого нужно подписать договор о подключении и оказании услуг по предоставлению кодов маркировки в личном кабинете и описать все товары в подсистеме “Национальный каталог” ГИС МТ. О том, как правильно это сделать, можно почитать в инструкции ЦРПТ.
Далее необходимо обеспечить обмен данными между учетной системой предприятия с ГИС МТ о маркируемом товаре и определиться со способом нанесения кодов маркировки.
Какое программное обеспечение понадобится для работы с маркированными товарами?
Для работы с маркированными товарами может понадобиться программное обеспечение. Если предприятие уже использует ПО для приемки и продажи товаров, то его нужно обновить до последней версии, в большинстве случаев такое обновление бесплатное. Работу с маркированными товарами поддерживают программы следующих разработчиков:
- Тензор;
- ТриАР;
- МТС Касса;
- Дримкам;
- СКБ Контур;
- Эвотор;
- Штрих-М;
- 1С.
Стоимость программного обеспечения может различаться в зависимости от версий и для малых предприятий составит в среднем 5 000-20 000 тыс. руб.
Если компания не использует ПО, то приобретать его не обязательно. В системе можно работать и непосредственно через личный кабинет.
Как наносить код маркировки?
Код маркировки наносится на этикетку или потребительскую упаковка, а также на групповую упаковку в соответствии с требованием стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 “Автоматическая идентификация. Спецификация символики Data Matrix”. Качество нанесение должно быть уровня качества С или выше в соответствии со стандартом ИСО 1515 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012).
Основное правило нанесения кода - он должен хорошо считываться с упаковки. Для этого под ним должно быть предусмотрено белое поле. Сохраняется запрет на нанесение кодов на прозрачную упаковку без белой подложки. Также ЦРПТ рекомендует оставлять вокруг кода так называемую “зону успокоения” - белое поле размером 2 мм, чтобы сканер мог четко отличить Data Matrix от элемента дизайна на упаковке.
При производстве первичной упаковки или этикетки с нанесенным Data Matrix кодом, необходимо учитывать, что выполнение технологических операций, например, покрытие лаком или ламинирования после нанесения символов маркировки на поверхность первичной упаковки/этикетки/стикеров, может привести к снижению качества символов Data Matrix до уровня препятствующего вводу в оборот промаркированного товара, напоминает оператор системы.
Сколько стоит код и как его оплатить?
Стоимость кода маркировки утверждена постановлением правительства РФ № 577 от 8 мая 2019 года и составляет 50 копеек без учета НДС. До начала обязательной маркировки коды предоставляются бесплатно.
На выбор участников доступны два способа оплаты:
по эмиссии - то есть, когда денежные средства резервируются в момент подписания заказа кодов, списываются при завершении эмиссии кодов (заказ кодов в статусе “Готов”). Срок жизни кода маркировки в таком случае не отсчитывается.
по отчету о нанесении - денежные средства списываются со счета после обработки отчета о нанесении. Срок жизни кода: 30 дней при нанесении на производстве, 365 - при нанесении на типографии.
Заказать коды можно через личный кабинет ГИС МТ или через API.
Каким способом наносить код маркировки?
Всем производителям доступно три способа населения:
- прямой способ (каплеструйный, термоструйный, термотрансферный, лазерное нанесение),
- этикетирование (принтер этикеток/ принтер-верификатор + аппликатор ручной, автоматический аппликатор, автоматический принтер-аппликатор),
- типографский способ (использование упаковочного материала с кодом маркировки, нанесенным в типографии).
Производитель сам выбирает один из трех способов нанесение кодов на потребительскую упаковку, исходя из следующей схемы.
И что из этого выбрать малому предприятию?
Самый простой и доступный способ для нанесения кодов маркировок - этикетирование. Этикетирование отличает низкая стоимость аппликатора, простота эксплуатации и высокая скорость внедрения.
Какое оборудование для этого понадобится?
Для ручного этикетирования может понадобиться принтер этикеток
и ручной аппликатор.
Стоимость самого простого принтера этикеток на российском рынке начинается от 13 000 руб.
При небольшом объеме кодов распечатать этикетки можно и на обычном офисном принтере на самоклеящейся бумаге. На этикетке, помимо Data Matrix кода, можно разместить дату производства или дату истечения срока годности.
Для считывания кодов с товаров использовать 2D-сканер штрих-кода. Если у компании уже есть такое устройство, на нем нужно обновить ПО по инструкции. Стоимость такого сканера начинается от 3 000 руб.
Для считывания кодов на автоматических линиях в потоке устанавливаются стационарные сканеры или системы технического зрения.
Что еще нужно?
Для приемки маркированных товаров необходимо получить от поставщика универсальный передаточный документ или УПД со сведениями о кодах продукции при помощи системы электронного документооборота. Для этих целей был разработан сервис ЭДО.Лайт, к которому у каждого участника системы маркировки есть бесплатный доступ через личный кабинет.
А что теперь делать с “Меркурием”?
Две системы ГИС МТ и ФГИС ВетИС будут взаимодействовать между собой. Компании, которые работают через веб-интерфейс, будут работать в едином личном кабинете, где в режиме “одного окна” можно загружать данные в обе системы. Кто работает в системе “Меркурий” через личный кабинет, уже сейчас могут синхронизировать данные с ГИС МТ, нажав для этого специальную кнопку. В “Меркурии” для этого нужно прописать GTIN товара, зарегистрированного в национальном каталоге ГИС МТ.
Нужно ли маркировать продукцию, которую реализуют на ярмарках и рынках?
Маркируется только продукция в потребительской упаковке. Все, что продается в развес, в розлив, в нарезку, не маркируется. Если товар фасуют в магазине или на складе, то результат фасовки не маркируется. Если цех и магазин находятся в разных местах, то маркируется результат фасовки.
Сколько нужно времени на подготовку?
Внедрение маркировки на малом предприятии может занять до 3 месяцев. Это время на осмотр производства и подготовку тех.решения, выбор и закупку оборудования и ПО, приобретение и установку ПО, а также на промышленную эксплуатацию.
На какую помощь можно рассчитывать?
В части государственной поддержки малые предприятия, как и другие участники рынка, могут рассчитывать на краткосрочные и льготные инвестиционные кредиты на приобретения оборудования для маркировки и кодов. Кроме того, в ближайшее время должны выйти в свет нормативные акты по предоставлению оборудования для маркировки в лизинг. Обсуждается вопрос по возмещению части прямых понесенных затрат производителям на маркировку, а также включение приобретения упаковки в качестве целей краткосрочных кредитов, но решения еще не приняты.
По любым вопросам производители могут обратиться к оператору маркировки по почте support@crpt.ru (технические вопросы) или tgmilk@crpt.ru (методологические вопросы), а также по телефону 8 800 222 15 23.
Автор: Наталья Антонова
Теги: маркировка