Подробности Требования сетей по нанесению кодов маркировки молочной продукции
1 сентября стартовал очередной этап обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации – в систему вошли производители товаров сроком годности более 40 суток. Это значит, что требования по нанесению DataMatrix кодов коснулись целого ряда новых игроков рынка. Между тем, как показывает практика, многие компании не до конца разобрались в вопросе нанесения кодов, что, в свою очередь, вызывает трудности с приемом продуктов в торговых сетях. О том, как решать эти проблемы, на вебинаре «Рекомендации торговых сетей по нанесению кода маркировки на молочную продукцию», организованном ЦРПТ, рассказали эксперты отрасли. Milknews собрал их главные рекомендации.
Требования нормативных документов
Основные требования к DataMatrix кодам для маркировки молочной продукции устанавливают следующие документы:
- Постановление Правительства РФ № 2099 от 15.12.2020 г. «Об утверждении правил маркировки молочной продукции».
- Постановление Правительства РФ № 843 от 31.05.2021 г. «О внесении изменений в ПП 2099…».
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix», регулирующий методологию и оборудование для проверки кодов, класс качества печати и т.д.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний символов штрихового кода для оценки качества печати. Двумерные символы", регулирующий методику оценки качества печати кодов.
1) код товара (GTIN), состоящий из 14 цифр, которому предшествует идентификатор применения (01).
2) 6 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов), содержащих индивидуальный серийный номер единицы товара (SERIAL), которому предшествует идентификатор применения (21). Завершающим символом для этой группы данных является символ-разделитель, имеющий код GS в таблице символов ASCII (спецсимвол).
3) 4 символа (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов), которые содержат код проверки. Ему предшествует идентификатор применения (93), который генерируется оператором.
Таким образом, код должен выглядеть так:
01 + GTIN + 21 + SERIAL + GS + 93 + код проверки
При этом средство идентификации наносится с уровнем класса качества С или выше в соответствии со стандартом ИСО 15415 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012). Класс качества присваивается в буквенном значении, где «A» - наилучший, «F» - наихудший.
В качестве оценочных характеристик применяются такие аспекты, как контрастность, модуляция, повреждения фиксированного шаблона, осевая неоднородность, неоднородность модульной сетки и т.д.
Критериями, влияющими на качество печати, являются разрешение печати принтера/маркиратора, материал упаковки, «зернистость» ее поверхности, скорость конвейера, производительность фасовочных машин, вибрации конвейера
и размер кода маркировки.
Основные ошибки и рекомендации при нанесении кода маркировки
Ведущий эксперт Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в вопросах внедрения маркировки Лариса Кузнецова в ходе вебинара рассказала об основных ошибках, которые допускают производители при нанесении кода DataMatrix на упаковку молочных продуктов, а также дала рекомендации, разработанные ассоциацией, для их избежания.
Одной из самых распространенных ошибок она назвала некорректное преобразование кода маркировки. Как отметила Кузнецова, в процессе выгрузки кодов маркировки и преобразования их в DataMatrix код могут возникать ошибки. Они обычно связаны с некорректной настройкой программного обеспечения, а также внутренними ошибками в коде (пропуском символов, разделителей и т.д.). Как отметила представитель АКОРТ, бывали случаи отсутствия кода проверки, что делает невозможным чтение кода в процессе оборота и существенно ограничивает возможность реализации товара.
Ошибкой также является несоблюдение обязательных требований по качеству печати и нанесению кода маркировки. «Многие производители даже не читали ГОСТы, регулирующие правила формирования и нанесения кодов, - отметила Кузнецова, - и мы настоятельно рекомендуем все-таки к ним обратиться».
Еще одной ошибкой становится некорректное нанесение кода маркировки непосредственно на упаковку товара, связанное с дизайнерскими решениями, которые выбирает та или иная компания для своих продуктов. Представитель АКОРТ посоветовала при выборе дизайна упаковки учитывать то, что на нее будет нанесен DataMatrix код.
Из основных рекомендаций по нанесению кода Лариса Кузнецова выделила следующие:
1) Код должен быть нанесен на ровной поверхности на расстоянии минимум 0,5 мм от зон сгиба и шва упаковки. «Это гарантирует, что в процессе производства на потоковых линиях код не попадёт на сгиб или шов и не будет частично повреждён, - отметила Кузнецова. - Ведь любое повреждение кода более чем на 30%, а иногда даже на меньший объем, приводит к его несчитываемости».
2) Средство идентификации должно быть нанесено в полном объеме, запрещено его частичное обрезание. Как отметила эксперт, если код маркировки нанесен не в полном объёме (недопечатка, смазанность), его тоже будет проблемно считать в процессе оборота.
3) Износостойкость и сохранение информации должно соблюдаться в течение всего времени транспортировки и хранения товара до окончания срока годности. «Это крайне важный пункт, потому что у нас товары проходят очень сложную логистическую цепочку от момента производства до реализации конечному потребителю, - отмечает Кузнецова. – Товар попадает в разные среды (влажную, теплую, холодную), подвергается механическим повреждениям, трению и т.д. Сам потребитель тоже нередко может пытаться повредить упаковку. Поэтому важно выбирать для маркировки максимально устойчивый способ. Мы на своей практике убедились, что типографский способ - один из самых устойчивых».
4) Не следует наносить средство идентификации на бликующие или отражающие поверхности. Как пояснила Кузнецова, на упаковке с такой поверхностью даже штрих-код наносится на белый фон, а он является намного более простым для считывания, нежели DataMatrix. Поэтому для того, чтобы нанести код маркировки на такой вид поверхности, нужно обязательно сделать под него белый фон.
5) Код должен быть нанесен на контрастный фон за исключением красного. Приоритетен белый фон. При этом необходимо избегать близости кода к цветным зонам упаковки. «Большинство сканеров, которые используются в процессе оборота, имеют красный диапазон, поэтому при считывании информации с красного фона возникают максимальные ошибки и сбои», - отметила Кузнецова.
6) Для печати кода рекомендуется использовать чёрные чернила, также возможно нанесение средства идентификации белыми чернилами на темном фоне. Выбор черных чернил объясняется тем, что они имеют максимальную контрастность к большинству цветов различных фонов. Можно наносить код и белыми чернилами, но тогда фон должен быть чёрным, пояснила эксперт.
7) Рекомендованный размер средства идентификации должен быть не менее 10 на 10 мм при высоком качестве печати (не менее 150 dpi). «Для молочных продуктов небольшого размера допускается меньший размер кода, но при этом качество печати должно быть выше», - отметила Кузнецова.
8) Рекомендуется обеспечить расстояние не менее 10 см между средством идентификации и одномерным штрих-кодом формата EAN-13 или размещать их на разных плоскостях. Если размер упаковки не позволяет соблюсти это расстояние, то достаточно разместить штрих-код и DataMatrix на разных сторонах упаковки продукта, пояснила представитель АКОРт.
9) Средство идентификации не должно перекрываться другой информацией на упаковке или упаковочной этикетке. «Это тоже влияет на считываемость, - рассказала Кузнецова. - У нас есть положения о том, что маркировку можно наносить на отделимую частью упаковки. Но в случае, если у вас есть такая возможность, мы рекомендуем наносить код всё же на неотделимую часть, чтобы избежать рисков утраты отделимой».
Также АКОРТ рекомендует размещать DataMatrix код на хорошо просматриваемом участке упаковки. Как пояснила Кузнецова, это важно не только для сотрудников торговой сети (кассиров), но и для потребителей, которые все активней интересуются маркировкой и сканируют коды при покупке.
Выступавшая в ходе вебинара руководитель проектов маркировки Х5 Group Мария Шевцова в обращении к поставщикам попросила не исключать с товара линейный штрих-код до 31 декабря 2024 года, так как еще не все «внутрискладские и магазинные процессы» в компании переведены на работу только с DataMatrix-кодом. Также она отметила, что ритейлеру очень хочется видеть на товарах с переменным весом прямое нанесение DataMatrix-кода на конвейере.
Шевцова подчеркнула, что в компании очень ждут изменений в законодательстве, которые включат в идентификацию вес товара, чтобы продажи проходили в одно сканирование, как это осуществляется сейчас. Она отметила, что для товаров фиксированного веса пригодны все типы нанесения DataMatrix-кода, но выделила типографский способ как более надежный и качественный. Также Шевцова уточнила, что можно использовать прямое нанесение на конвейере и этикетирование.
Руководитель проектов маркировки Х5 Group призвала партнеров быть осторожными с этикетированием, чтобы DataMatrix код сохранялся на этикетке на протяжении всего срока годности. Она рассказала, что на первом этапе маркировки было много кейсов, когда этикетки от товара, выложенного на полках торговой сети, «просто отрывались».
Как избежать ошибок
Чтобы избежать ошибок при нанесении DataMatrix кодов, эксперты рекомендуют придерживаться следующих правил:
1) Заранее согласовать с торговой сетью макет упаковки с кодом маркировки или особенности прямого нанесения кода маркировки на упаковку.
2) Преимущественно применять типографский способ нанесения, который:
- гарантирует корректность преобразования кода,
- устойчивость нанесения кода маркировки
- валидацию качества печати.
3) Заранее протестировать способ нанесения с торговой сетью.
Лариса Кузнецова отметила, что ряд крупных торговых сетей создали специальные лаборатории по тестированию упаковки на считываемость и корректность нанесения маркировки на товары для целей их беспрепятственной реализации в розничной сети.
По вопросам тестирования маркировки производителям рекомендуется обращаться к ритейлерам по следующим электронным адресам:
X5 Group moloko-vopros-otvet@x5.ru
АО «Тандер» («Магнит») markirovka_analit@magnit.ru
ООО «Ашан» markirovka@auchan.ru
ООО «Лента» markirovka@lenta.ru
ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» ruslan@bulatov@metro-cc.ru
и oksana.saprykina@metro-cc.ru
При этом следует учитывать, что X5 Group, «Магнит» и «Ашан» принимают для тестирования только упаковку молочной продукции, тогда как «Лента» и «Метро» тестируют сами образцы продукции. Также сети рекомендуют заранее согласовывать с ними все вопросы, связанные с тестированием.
Теги: Молоко маркировка