компоненты

Подробности Нужно ли маркировать молочную продукцию в промышленной упаковке?


Российское законодательство устанавливает, что обязательной маркировке подлежит молочная продукция в потребительской упаковке. Однако зачастую участники рынка реализуют товар в промышленной таре, который идет не конечному покупателю, а другим предприятиям для дальнейшего использования. Нужно ли маркировать эту продукцию? Milknews узнал ответ на вопрос. 

Промышленная упаковка вне закона

Продукция в промышленной упаковке реализуется как сырье для производства пищевой продукции переработчиками или для изготовления готовых блюд на предприятиях общественного питания. Это может быть обезжиренный молочный жир, сливочное масло, сухое цельное и обезжиренное молоко, а также сухая сыворотка. 

В действующем законодательстве маркировка молочной продукции определена как “нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку, или на этикетку, или на стикер, размещенные на потребительской упаковке”. 

В Техническом регламенте ТР ТС 005/2011 “О безопасности упаковки” потребительская упаковка определена как “упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю”. Такое же определение дает и ГОСТ 17527-2014 “Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения”. 

Закон “О защите прав потребителей” определяет потребителя как гражданина, имеющего “намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”. 

То есть, исходя из закона, продукция не для личного потребления, а для производственных и предпринимательских целей не подлежит обязательной маркировке. 

Своим опытом в этом вопросе поделилась компания Olam.

“Мы работаем в сегменте B2B, соответственно, реализуем продукцию в непотребительской упаковке, которая дальше идет для производства конечной продукции. Сложность состояла в том, что в нормативных актах было нечетко прописано, какую же именно продукцию можно относить к потребительской. Было указано, что это продукция в  упаковке, которая реализуется конечному потребителю. Получается некий порочный круг определений. В части номенклатуры для отдельных продуктов было совершенно понятно, что она не может реализоваться “конечному потребителю”, как например в случае с СОМ, СЦМ или сывороткой. Эти продукты являются исключительно биржевыми. По другой продукции ясности было меньше, как, например, в случае со сливочным маслом, потому что оно существует в обороте как в потребительской упаковке, так и в большой транспортной”, - рассказал директор по связям с государственными органами Антон Еропкин.

Из маркировки также исключены и другие категории молочной продукции, например, детское и лечебное питание. Для данных товаров производители проходят обязательную процедуру государственной регистрации. Предприятия получают специальный сертификат на продукцию, который позволяет доказать, что товар не маркируется, так как относится к исключениям. В случае же с  промышленной упаковкой, которая не идет на реализацию потребителю, такого инструмента законом не предусмотрено. 

Как различить упаковку

Несколько производителей обращались в Департамент системы маркировки товаров Минпромторга РФ в просьбой дать разъяснения относительно необходимости маркировки продукции, предназначенной для дальнейшего использования в пищевой промышленности.

“Несколько раз мы обращались к регулятору с вопросом о разъяснении нормативно-правовых актов, которые регулируют этот вопрос. Благодаря поддержке со стороны Союзмолоко, мы получили исчерпывающий ответ, относительно характеристик упаковки. Вся продукция, которой мы занимаемся и которая реализуется для дальнейшей переработки и уже потом проходит расфасовку в потребительскую упаковку, не подлежит маркировке, объяснил регулятор”, - рассказал Антон Еропкин. 

В распоряжении редакции есть несколько ответов производителям от Минпромторга. Компании получили письмо, в котором говорится, что “молочная продукция подлежит маркировке средствами идентификации в случае, если она изготовлена и упакована в потребительскую упаковку промышленным способом и может быть реализована напрямую конечному потребителю”.

- Продукция, которая предназначена только для дальнейшей переработки на других предприятиях (другими участниками оборота), либо для изготовления других молочных продуктов, а также сырье не подлежат маркировке средствами идентификации.

В то же время Союзмолоко указал, что на данный момент в законе нет механизмов, как отличить потребительскую упаковку от промышленной. Отсутствие таких инструментов может создавать риски для оборота немаркированной молочной продукции в непотребительской упаковке. 

“Необходимо предоставить производителям и импортерам молочной продукции возможность снять риски, которые могут возникнуть со стороны контрольно-надзорных органов в связи с признанием или не признанием конкретной упаковки молочной продукции потребительской или непотребительской”, - отметили в Союзмолоко. 

В союзе считают, что в законодательстве стоит предусмотреть специальное обозначение для данной упаковки, которое бы уточняет статус данной продукции и снимает с предпринимателей возможные риски. Розничная продажа немаркированной продукции запрещена, и участники оборота несут за это ответственность. Нанесение дополнительной надписи позволило бы еще эффективнее сообщать об этом участникам рынка, отметили в Союзмолоко.



 
1625126966

Автор: Наталья Антонова
Теги: маркировка

9299 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен