Подробности Нужно ли маркировать молочную продукцию в промышленной упаковке?
Российское законодательство устанавливает, что обязательной маркировке подлежит молочная продукция в потребительской упаковке. Однако зачастую участники рынка реализуют товар в промышленной таре, который идет не конечному покупателю, а другим предприятиям для дальнейшего использования. Нужно ли маркировать эту продукцию? Milknews узнал ответ на вопрос.
Промышленная упаковка вне закона
Продукция в промышленной упаковке реализуется как сырье для производства пищевой продукции переработчиками или для изготовления готовых блюд на предприятиях общественного питания. Это может быть обезжиренный молочный жир, сливочное масло, сухое цельное и обезжиренное молоко, а также сухая сыворотка.
В действующем законодательстве маркировка молочной продукции определена как “нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку, или на этикетку, или на стикер, размещенные на потребительской упаковке”.
В Техническом регламенте ТР ТС 005/2011 “О безопасности упаковки” потребительская упаковка определена как “упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю”. Такое же определение дает и ГОСТ 17527-2014 “Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения”.
Закон “О защите прав потребителей” определяет потребителя как гражданина, имеющего “намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”.
То есть, исходя из закона, продукция не для личного потребления, а для производственных и предпринимательских целей не подлежит обязательной маркировке.
Своим опытом в этом вопросе поделилась компания Olam.
Из маркировки также исключены и другие категории молочной продукции, например, детское и лечебное питание. Для данных товаров производители проходят обязательную процедуру государственной регистрации. Предприятия получают специальный сертификат на продукцию, который позволяет доказать, что товар не маркируется, так как относится к исключениям. В случае же с промышленной упаковкой, которая не идет на реализацию потребителю, такого инструмента законом не предусмотрено.
Как различить упаковку
Несколько производителей обращались в Департамент системы маркировки товаров Минпромторга РФ в просьбой дать разъяснения относительно необходимости маркировки продукции, предназначенной для дальнейшего использования в пищевой промышленности.
В распоряжении редакции есть несколько ответов производителям от Минпромторга. Компании получили письмо, в котором говорится, что “молочная продукция подлежит маркировке средствами идентификации в случае, если она изготовлена и упакована в потребительскую упаковку промышленным способом и может быть реализована напрямую конечному потребителю”.
- Продукция, которая предназначена только для дальнейшей переработки на других предприятиях (другими участниками оборота), либо для изготовления других молочных продуктов, а также сырье не подлежат маркировке средствами идентификации.
В то же время Союзмолоко указал, что на данный момент в законе нет механизмов, как отличить потребительскую упаковку от промышленной. Отсутствие таких инструментов может создавать риски для оборота немаркированной молочной продукции в непотребительской упаковке.
В союзе считают, что в законодательстве стоит предусмотреть специальное обозначение для данной упаковки, которое бы уточняет статус данной продукции и снимает с предпринимателей возможные риски. Розничная продажа немаркированной продукции запрещена, и участники оборота несут за это ответственность. Нанесение дополнительной надписи позволило бы еще эффективнее сообщать об этом участникам рынка, отметили в Союзмолоко.
Автор: Наталья Антонова
Теги: маркировка